Проблемно-диалогическое обучение. Тема: "Путешествие"

Разделы: Иностранные языки


Ещё в 60-е годы неоспоримо доказали, что ученик на уроке должен ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с учителем

В трудах А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина одновременно утверждаются принципы проблемности и диалогичности учебной деятельности.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что проблемно – диалогический метод является одним из продуктивных методов в технологии интенсификации деятельности обучающихся, который наилучшим образом способствует личностно- ориентированному обучению старшеклассников.

Проблемное обучение – организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего происходит овладение профессиональными знаниями , навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Учащиеся под руководством учителя выявляют проблемы, выдвигают свои версии, гипотезы, осуществляют поиск решения этих проблем. Использование проблемного диалога в решении поставленных задач учат детей формировать проблему, анализировать её с разных точек зрения, чётко излагать своп мысли, а также найти разные подходы к решению данной проблемы. Учащиеся под руководством учителя при помощи побуждающего, подводящего, мотивирующего диалогов приходят к определению цели урока, затем через анализ гипотез выходят на решение проблемы, то есть на открытие нового знания. Побуждающий диалог – отдельные стимулирующие реплики для осознания противоречия. Подводя диалог – система вопросов и заданий, которые активизируют, развивают логическое мышление обучающихся. Формы обучения могут быть групповые, парные, фронтальные. Суть проблемного обучения – творческое усвоение знаний.

Некоторые приёмы создания проблемной ситуации:

  • обновременно предъявить противоречивые факторы;
  • столкнуть разные мнения;
  • дать задания с ловушкой;
  • дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим;
  • предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

Методы постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • побуждающий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивириующим приёмом.

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З

Н

А

Н

И

Я

введение

постановка учебной проб формулирование вопроса или темы урока
поиск решения открытие субъективно нового знания

воспроиз

ведение

выражение решения выражение нового знания в доступной форме
реализация продукта представление продукта учителю и классу

Тема урока: “ Путешествие”

Цель: развитие речевых и коммуникативных компетенций обучающихся.

Методическая цель: использование проблемно- диалогического метода на уроках английского языка

Развивающая цель: развитие творческих способностей, логического мышления, развитие общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей обучающихся, развитие навыков проектировочной деятельности, развитие навыков групповой работы.

Воспитательная цель: воспитание культуры поведения и общения в различных жизненных ситуациях, воспитание социокультурных и компенсаторных навыков.

ХОД УРОКА

Схема проблемно-диалогического урока