Ещё в 60-е годы неоспоримо доказали, что ученик на уроке должен ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с учителем
В трудах А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина одновременно утверждаются принципы проблемности и диалогичности учебной деятельности.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что проблемно – диалогический метод является одним из продуктивных методов в технологии интенсификации деятельности обучающихся, который наилучшим образом способствует личностно- ориентированному обучению старшеклассников.
Проблемное обучение – организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего происходит овладение профессиональными знаниями , навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Учащиеся под руководством учителя выявляют проблемы, выдвигают свои версии, гипотезы, осуществляют поиск решения этих проблем. Использование проблемного диалога в решении поставленных задач учат детей формировать проблему, анализировать её с разных точек зрения, чётко излагать своп мысли, а также найти разные подходы к решению данной проблемы. Учащиеся под руководством учителя при помощи побуждающего, подводящего, мотивирующего диалогов приходят к определению цели урока, затем через анализ гипотез выходят на решение проблемы, то есть на открытие нового знания. Побуждающий диалог – отдельные стимулирующие реплики для осознания противоречия. Подводя диалог – система вопросов и заданий, которые активизируют, развивают логическое мышление обучающихся. Формы обучения могут быть групповые, парные, фронтальные. Суть проблемного обучения – творческое усвоение знаний.
Некоторые приёмы создания проблемной ситуации:
- обновременно предъявить противоречивые факторы;
- столкнуть разные мнения;
- дать задания с ловушкой;
- дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим;
- предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.
Методы постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- побуждающий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивириующим приёмом.
Структура проблемного урока
Цель урока |
Этапы урока |
Творческие звенья деятельности учащихся |
|
З Н А Н И Я |
введение |
постановка учебной проб | формулирование вопроса или темы урока |
поиск решения | открытие субъективно нового знания | ||
воспроиз ведение |
выражение решения | выражение нового знания в доступной форме | |
реализация продукта | представление продукта учителю и классу |
Тема урока: “ Путешествие”
Цель: развитие речевых и коммуникативных компетенций обучающихся.
Методическая цель: использование проблемно- диалогического метода на уроках английского языка
Развивающая цель: развитие творческих способностей, логического мышления, развитие общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей обучающихся, развитие навыков проектировочной деятельности, развитие навыков групповой работы.
Воспитательная цель: воспитание культуры поведения и общения в различных жизненных ситуациях, воспитание социокультурных и компенсаторных навыков.