В последнее время от школы и учителя требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех учащихся, но и научить ребят творчески распоряжаться ими. Современный учитель должен владеть технологиями обучения, направленными на активизацию познавательной деятельности школьников. Поэтому необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять развитие учащихся и при этом учитывать возможности каждого ребёнка. Особенно это важно в старших классах при подготовке к ЕГЭ. Нужно найти такие методы и формы организации деятельности учащихся, чтобы они могли заинтересовать учащихся в том, чтобы им хотелось решать тесты, чтобы они их не боялись решать и в дальнейшем могли успешно сдать ЕГЭ.
Вся система моей работы состоит из 3 этапов:
1.Подготовка к ЕГЭ на уроках математики.
2.Подготовка к ЕГЭ на факультативных занятиях.
3.Индивидуальные консультации.
В ходе изучения новых тестов 2010 года, у меня сложились некоторые рекомендации по решению заданий тестов. Эти рекомендации я объединила в справочник, которым дети пользуются при решении тестов. [Приложение 1]
1. С 2010 года в контрольно–измерительные материалы внесены определённые изменения. Экзамен теперь состоит из 2-х частей. В первой части 12 заданий с кратким ответом, во второй части 6 заданий, в которых требуется записать полное решение. В задании 1 части увеличилось число практико-ориентированных заданий, а также заданий по геометрии. Проанализировав программу по математике в связи с изменением тестов ЕГЭ, я пришла к выводу, что уже с 5-го класса необходимо начинать подготовку. Изучая темы “Деление с остатком”, “Проценты”, я уже разбираю с детьми решения задач типа В1. В 6-м классе при изучении тем “Координаты. Координатная плоскость”, “Диаграммы” рассматриваются задания типа В2.
В 7–8-х классах при решении задач составлением уравнения включаю в урок задания типа В12.. А на уроках геометрии в 8–9-х классах при изучении тем “Площади”, “Теорема Пифагора”, “Синус, косинус и тангенс угла” рассматриваем задания типа В4, В6. В 10–11-х классах на уроках алгебры при изучении тем “Производная”, “Логарифмы”, “Показательные, логарифмические, иррациональные уравнения” разбираем решение задач типа В3, В10, В11. Часто простые задачи на вычисления, решения уравнений, включаю в устный счёт. А со 2 полугодия практически на каждом уроке (кроме лекций) включаю задания части В, где обычно повторяем материал по темам. Для этого использую задания открытого банка ФИПИ, различных сборников, тестов.
При работе в старших классах я использую блочно-зачётную систему преподавания алгебры и геометрии. Так как эта система позволяет обеспечить непрерывность обучения внутри каждого блока и сэкономить время для повторения пройденного материала, выделить время для самообразования учащихся. Здесь я использую уроки семинары для подготовки к ЕГЭ. На этих уроках мы разбираем более сложные задания по определённым темам, решаем задания части С. Дети часто не берутся решать геометрические задачи в ЕГЭ. На уроках семинарах по геометрии мы разбираем такие задачи, одновременно повторяем и пройденный материал. Предлагаю разработку такого урока семинара в 11-м классе по теме “Цилиндр. Конус”. [Приложение 2].
2. Большую работу по подготовке к ЕГЭ я провожу на факультативных занятиях. Подготовка ведётся как тематически, так и разбираем решение всего теста. При тематическом изучении я часто использую мультимедио и интерактивную доску. Дети не на слух воспринимают задания, а читают их, что позволяет быстрее и качественнее отрабатывать задания. Задания типа В2, В6, В7, В8 дети охотно решают, используя интерактивную доску, где можно по графику провести линию, провести высоту в геометрических фигурах, выделить основание, записать формулу, что-то заштриховать, показать точку на графике. [Приложение 3].
Некоторые занятия посвящаю решению всего теста, кроме заданий части С. Делаю анализ тестов, которые ребята решали из РИАЦ и диагностических тестов ФИПИ. Разбираем задания, с которыми дети не справились и в которых допустили ошибки. Также на факультативных занятиях учимся правильно заполнять бланки регистрации и бланки ответов.
Предлагаю разработку факультативного занятия по подготовке к ЕГЭ в 11-м классе. [Приложение 4].
3. В своей работе по подготовке к ЕГЭ я провожу и индивидуальные консультации для детей. Учащиеся готовятся дома к ЕГЭ, решают задания из различных сборников, иногда берут тесты у меня, особенно после решения тестов и РИАЦ и ФИПИ. В 4 четверти я часто задаю на дом решать варианты тестов. У детей возникают вопросы при решении, с которыми они подходят на консультации, где мы их вместе с ребёнком разбираем.
В ходе такой системы подготовки к ЕГЭ к концу 11-го класса практически все дети решают минимум заданий.