Организация работы школы по профилактике наркомании среди учащихся

Разделы: Социальная педагогика


Наркомания – одна из острейших проблем современности. За ней – пагубное и массовое воздействие на здоровье людей, особенно молодежи, рост преступности, теневой экономики, насилия, истощение людских, природных и финансовых ресурсов страны.

Наша страна и наш регион, к несчастью, в силу различных причин, не избежали этой участи.

По официальным данным Управления Госнаркоконтроля РФ по Астраханской области на сегодня в области официально зарегистрировано более 7 тысяч наркоманов. Однако, по оценкам специалистов число потребителей наркотиков в Астраханской области намного больше. Особенно эта проблема проявляется в подростковой и молодежной среде. Только за 5 последних лет, по официальным данным, количество молодых людей, зависимых от наркотических средств, выросло в 3,5 раз. Среди подростков и молодежи каждый десятый пробовал или систематически употребляет наркотические вещества. Порог обращения к наркотикам опустился до 9 – 10 лет, встречаются случаи приема наркотиков с 6–летнего возраста. Распространение наркомании неизбежно ведет к росту преступности. По сравнению с 2002 годом наблюдается значительное увеличение количества преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, в том числе совершаемых несовершеннолетними.

Центр медицинской профилактики провел социологическое исследование для изучения распространенности в области вредных привычек, в частности, употребление наркотических и токсических веществ среди молодежи. По полученным данным, около 80 процентов опрошенных считают наркоманию болезнью, но 19 % не видят в наркотической зависимости угрозы здоровью, потому что считают это явление модным или просто увлечением. 52 % признались, что в окружении есть лица, употребляющие наркотики. (File:\\F:\НАРКОТИКИ РУ НОВОСТИ.htm)

Реалии современного общества подводят образовательные учреждения к необходимости организации работы по профилактике наркомании. С опорой на достижения психолого-педагогической науки (труды основателей гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мия, а так же на работы психологов и педагогов начала XX в. В.А. Сухомлинского, А.с. Макаренко, С. Т. Шацкого и современных исследователей отклоняющегося поведения детей и подростков В.С. Битенского, И.С. Кон, И.Е.Личко, М.И. Мосягина), нормативно-правовую базу (Конвенцию ООН о правах ребенка от20.11.89 г., Конституцию РФ, ряд Федеральных законов России, в том числе: Федеральный Закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “О наркотических средствах и психотропных веществах”) и Федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы”.

Наша школа №71 расположена в поселке Янго-Аул. Это поселок пригородного типа, который находится на острове и значительно удален от центра. В настоящее время в нем отсутствуют культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, промышленные предприятия.

Обобщенные сведения о семьях учащихся показывают, что растет число неполных семей ( 20,6%) и социально – неблагополучных семей (19,3%). Во многих семьях прослеживается плохая наследственность (9% учащихся школы имеют диагноз задержка психического развития. Таким образом, основной целью работы по профилактике наркомании руководство школы и педагогический коллектив видит в создании единой школьной политики, направленной на распространение знаний о пагубности, опасности и незаконности употребления наркотических средств, приобретению учащимися устойчивых установок на их неприятие и формирование основ здорового образа жизни.

Исходя из опыта работы нашей школы, хочется остановиться на следующих направлениях:

Методическая и психолого-педагогическая подготовка учителей   (классных руководителей) к ведению профилактической работы:

  • Поэтапное обучение педагогов школы в рамках областной программы “Профилактика аддиктивного поведения у детей и подростков” специалистами детского подростково-поликлинического отделения ОГУЗ “Наркологический диспансер”.
  • Практический двухдневный семинар с классными руководителями классов VII вида коррекции “ Основные положения работы по профилактике наркомании”, проводимый специалистами ОГУЗ “Наркологический диспансер” во главе с заведующий ДПО ОГУЗ “Наркологический диспансер”.
  • Цикл практических занятий, организованные педагогами-психологами школы на МО классных руководителей:
    • “Психолого-педагогическая диагностика и ее роль в предупреждении наркомании”;
    • “Причины начала употребления наркотиков и алкоголя в среде подростков”;
    • “Наркотики и семья”;
    • “Оказание психолого-педагогической поддержки детям группы риска” и т. д.
  • Педагогический совет: “Пути сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастающего поколения”.

Воспитательная работа с учащимися через школьный модуль “Мы хотим жить в здоровом мире”:

  • Цикл классных часов под рубрикой “Здоровье” (беседы, викторины, брейн-ринг). С учетом возрастных и психологических особенностей учащимся рассказывают об опасности вредных привычек, в том числе употребления алкоголя, наркотических средств и последствиях как медицинских, так и социальных
  • КТД “Я выбираю жизнь” (1–11-е кл.)
  • Акция “Спорт вместо наркотиков”. В программе:
    • Спортивный праздник “Мама, папа, я – спортивная семья (1–2-е кл.);
    • Спортивный праздник “Пять олимпийских колец” (3–4-е кл.);
    • Спортивный калейдоскоп” (5–7-е кл.);
    • Деловая игра “Наркотики. За и против” (8–9-е кл.);
    • Тренинг “Твой выбор?!” (10–11-е кл.);
    • Конкурс сочинений “Мир без наркотиков” (9–11-е кл.)
  • Традиционный ежегодный круглый стол для старшеклассников “Мы хотим жить в здоровом мире”, с приглашением специалистов ОГУЗ “Наркологический диспансер”, сотрудников КДК ЗП ИДИ.
  • Конкурс рисунков, аппликаций и плакатов “Я за здоровый образ жизни”.
  • Подготовка волонтерских групп учащихся 8–10-х классов специалистами ДПООГУЗ “наркологический диспансер” в рамках областной программы “Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков”.

В развитии профилактической работы с учащимися имеет большое значение укрепление материально-технической базы школы и конкретно развитие спортивной базы. Благодаря усилиям администрации Ленинского района в 2001 г. построен на территории школьного двора спортивный стадион, который включает баскетбольную и волейбольную площадки, футбольное поле, беговые дорожки, трибуны для зрителей, что расширяет возможности для проведения спортивно-массовых мероприятий и формированию основ здорового образа жизни:

  • Сложилась положительная практика проведения общешкольных спортивных праздников. Состязаний, посвященных знаменательным событиям школы, района и города (ко Дню города, Дню Победы и т.д.);
  • Традиционный “День Здоровья” (сентябрь, апрель) с привлечением родителей, учащихся и жителей микрорайона;
  • Несколько лет проводится районная Спартакиада “Остров Надежды” по 5 видам искусств;
  • В летний период в рамках городской программы “Астраханские дворы” проходят мероприятия спортивно-развлекательной направленности для учащихся и населения пос. Янго-Аул;
  • Два раза в неделю организуются спортивные игры для населения микрорайона по волейболу, футболу на спортивном стадионе.

Коррекционно-развивающая работа с учащимися девиантного поведения:

  • Индивидуальная работа (индивидуальные консультации и коррекционные занятия, беседы)
  • Групповая работа:
    • Социально-психологический тренинг “Вместе мы выбираем жизнь” (10-й кл.)
    • Игровое моделирование реальных ситуаций наркозависимости подростков в имитации телешоу “Пусть говорят” (11-й кл.)
    • Мозговой штурм “Что такое наркотики?” (7–8-е кл.)
    • Групповая дискуссия “Наркомания – это болезнь?”

Задача работы психолога заключается в создании у подростков личностных ресурсов, позволяющих находить выход из трудных жизненных ситуаций, обучение навыкам уверенного поведения, установки на самостоятельный выбор, обсуждение и демонстрация преимуществ здорового образа жизни.

Таким образом, именно школьная среда, по нашему мнению, должна стать основной “ареной” профилактики наркозависимости. К этому обязывает не только то, что большую часть времени дети и подростки проводят именно в стенах школы, но и то, что отсутствие знаний, навыков, стратегий поведения взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие. Появилась потребность развития концептуально обоснованного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи, разработки и внедрения комплекса воспитательных и образовательных мер, программ для школьников.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по профилактике наркозависимости у детей и подростков. АОИУУ, 2001 г.
  2. Наркоситуация в молодежной среде. Структура, тенденции, профилактика. Ф.Э.Шереги, А.А. Арефьев.
  3. Региональные модели социально – педагогической профилактики пав-зависимостей в молодежной среде. ООО фирма “Вариант” Москва, 2005 г.
  4. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Из-во Института психотерапии, 2000 г.
  5. Школа без наркотиков. Л.М. Шипицина, Е.И. Казакова, Образование – культура, Санкт-Петербург, 1999 г.