Место проведения: компьютерный класс .
Тема:
Алгебра: Перестановки и факториалы.
Информатика и ИКТ: Способы вычисления факториала. Рекурсия.
Оборудование: компьютерная сеть из 14 компьютеров, мультимедийный проектор, экран, маркерная доска.
Цели и задачи урока:
- Повторить понятие перестановки и правила вычисления числа перестановок.
- Повторить понятие факториала и рассмотреть рекурсивный способ его вычисления в среде программирования Турбо Паскаль.
- Сравнить итерационный и рекурсивный способы вычисления факториала.
- Рассмотреть типичные задачи и отработать способы их решения.
- Отработать применение подпрограммы при программировании решения комбинаторной задачи.
- Закрепить изученный материал, используя ИКТ.
Ход урока
I. Понятие факториала и перестановки.
Рассмотрим задачу, которая хорошо известна Вам как гуманитарному классу, хотя возможно Вы и не догадывались, что перед Вами именно задача (иллюстрируем презентацией).
“Проказница Мартышка, Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь".
И.А. Крылов”.
Итак, данной группе пришлось решать не такой уж простой вопрос: “Как расположить 4 объекта по 4 местам?”. Баснописец Крылов предложил только 2 способа рассадки участников квартета. А сколько их было на самом деле?
У нас 4 объекта:
1) Проказница мартышка;
2) Осёл;
3) Козёл;
4) Косолапый мишка.
И мест тоже 4: первое, второе, третье, четвертое.
Записываем решение на слайде.
Допустим, мартышка, как дама, выбирает место первой. Сколько у неё возможностей? Ведь она может занять любое из 4 мест, следовательно – 4.
Мишка по старшинству будет выбирать вторым, но уже только из 3 мест, так как одно занято, следовательно, у него 3 возможности.
Допустим, следующим будет козел, как имеющий неоспоримое преимущество в виде рогов. У него всего 2 возможности выбора, так как незанятых мест всего 2.
И последнему, ослу, остается только занять единственное свободное место, то есть его выбор – 1.
Напоминаю правило умножения для конечного числа испытаний: “Число всех возможных исходов независимого проведения n испытаний равно произведению количества исходов этих испытаний”.
Значит, число возможных вариантов рассадки членов квартета составит:
4•3•2•1=24.
И если бы баснописец Крылов описал все возможные способы, то мы получили бы не басню, а поэму. А как называется полученное нами произведение идущих подряд n натуральных чисел? Факториалом!
Определение.
Произведение идущих подряд n натуральных чисел обозначают n! и называют “эн факториал”.
n!=1•2•3• … • (n – 1)• n.
Фактически мы с Вами решали задачу о количестве перестановок некоторого n – элементного множества (в нашем случае 4-х элементного множества).
Теорема.
Число всех перестановок n – элементного множества равно n!.
n | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
n! | 1 | 2 | 6 | 24 | 120 | 720 | 5040 | 40320 |
II. Рассмотрим ещё несколько задач. (Тексты перед Вами)
№1. У мамы и папы – один сын. К ним в гости пришла другая семья – мама, папа и дочь. За круглым обеденным столом есть 6 мест. Сколькими способами можно рассадить людей за столом, если:
а) место хозяина в доме неприкосновенно;
б) первыми садятся дети, и они садятся рядом;
в) первыми садятся дети, но не рядом друг с другом;
г) жены садятся рядом со своими мужьями?
Ответы:
№1 а) 120; б) 288; в) 432; г) 72.
Обратите внимание, какие числовые выражения, значения которых надо найти, получены в ответах. Что же может помочь нам в этом?
Используется презентация “Алгоритм вычисления факториала”
III. Самостоятельная работа.
Учащиеся работают на компьютерах, выполняя задания и заполняя индивидуальные бланки самостоятельной работы:
Домашнее задание.№5. В зоопарке 5 львов надо распределить по одному по пяти клеткам, четырех тигров – по четырем другим клеткам и трех слонов – по трем вольерам.
а) Найдите число всех возможных распределений
львов, тигров и слонов в зоопарке.
б) То же, но если есть четыре льва и львица и
одного льва (известно какого именно) вместе с
львицей надо посадить в одну клетку.
в) То же, что и в пункте а), но если у львов есть две
семейные пары.
г) то же, что и в пункте а), но если между клетками
для тигров и клетками для львов нет разницы.
Ответ: а) 5!•4!•3!=17280; б) 17280; в)( 5•4•3)•4!•3!=8640; г) 2177280.
IV. Подводим итоги урока.
1. Чему равно количество перестановок в
множестве из n элементов?
2. Сколько алгоритмов вычисления факториала нами
изучено?
Какие это алгоритмы? В чём различия между ними?