Цель: Уточнить и расширить представление детей о космосе, как о единстве космических объектов.
Задачи:
- Сформировать понятия: звезда, звездная система, созвездие, планета, комета, метеор, метеорит, болид, астероид.
- Развивать мыслительные операции, устную речь, воображение, любознательность, умение слышать друг друга, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, аргументировать.
- Воспитывать бережное отношение к Земле, как к нашему общему дому. Прививать интерес к предмету.
Оборудование: Слайд-фильм «Космос», магнитофон, карточки «Галактика», «Вселенная».
Место проведения: Мультимедийный кабинет.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Мобилизующий момент
– Ребята, не успели мы закончить путешествие по природным сообществам, как вновь отправляемся в путешествие. А вот куда мы отправимся сегодня? Посмотрите на иллюстрацию (слайд 1 Презентации)
– Куда?
– Почему вы так решили?
– Сегодня мы действительно побываем в космосе, т.к. тема нашего урока «Космос» или «Вселенная» (слова синонимы).
– Почему это загадочный мир?
– Сегодня мы постараемся разгадать некоторые загадки КОСМОСА. Начнем с самых простых.
Разминка:
- Как называется наука, которая изучает космос? (астрономия) слайд 2
- Как называют человека, который наблюдает и изучает звезды? (астроном) слайд 2
- С помощью какого прибора изучают звездное небо? (телескоп) слайд 3
- На чем отправляются в космос? Откуда? (космический корабль, космодром) слайд 4
- Как называется космодром в нашей стране? (Байконур)
- Какие еще знаете космодромы?
– Что такое космос?
– Почему вы затрудняетесь ответить?
– Цель нашего путешествия?
– Сейчас вы отправитесь в космос. Будьте очень внимательны и запомните все, что вы увидите.
( Звучит космическая музыка, дети 2-3 минуты рассматривают звездное небо, Солнечную систему, малые тела – слайды 5-7).
III. Изучение нового материала
А) – Все прибыли на Землю. Поделитесь впечатлениями. Что увидели?
ЗВЕЗДА (слайд 8) – что это? Что знаете о звездах?
– Что интересного заметили в расположении звезд?
СОЗВЕЗДИЕ (слайд 8) – что это? Что о них знаете?
Б) Работа с текстом
– Все ли мы знаем о звездах? Прочитайте текст (слайд 9)
– Что нового узнали о звездах?
– Что такое звездная система?
– Почему она так называется?
Вывод: Звезд очень много, значит Звездных систем тоже очень много.
(По ходу рассуждений на доске составляется и записывается таблица)
– Вы знаете название какой-нибудь звездной системы? (Солнечная)
– Почему она так называется?
– Почему это система? (таблица пополняется)
– Сколько вокруг нее обращается планет?
Рассмотрим их, вспомним названия. (слайды 10-19)
В) Остановимся на одной планете. – Как она называется? – Чем отличается от других? (слайд 20)
– Назовите ассоциации, эпитеты.
Звучит стихотворение Я. Акима «Земля»
Есть одна планета- сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно…
Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!
– Как надо беречь планету?
Г) – Планета – это звезда? Докажи.
Д) Работа с текстом (слайд 21)
– Прочитай и найди ответ.
– Что же такое планета?
Е) – Какие еще знаете космические тела?
(слайд 22) – спутник – что это? – У нашей планеты есть спутник? Какой?
(слайд 23) – астероид (планета-невидимка)
(слайд 24) – комета («хвостатая звезда»)
(слайд 25) – метеор («падающая звезда»)
– метеорит (метеор, достигший Земли)
– болид (яркий и большой метеор)
Ж) Ребята, у меня осталось еще два космических слова: ГАЛАКТИКА и КОСМОС (ВСЕЛЕННАЯ)
– Что они означают? (рассмотреть слайды 26-29)
– Куда их записать в схеме?
– Какое понятие шире? Уже? Поясни.
– Вот мы и разгадали самую главную загадку.
– Что же такое КОСМОС?
(Один учащийся рассказывает по схеме).
З) В завершении путешествия я бы хотела предложить вам еще одну загадку-тест.
-
Солнце – это:
а) планета;
б) звезда;
в) тело. -
Сколько всего известно планет:
а) 3;
б) 6;
в) 9. -
Планета Земля по своим размерам:
а) больше солнца;
б) меньше солнца;
в) такая же, как солнце. -
Самая маленькая планета:
а) Сатурн;
б) Уран;
в) Плутон. -
Самая большая планета:
а) Марс;
б) Сатурн;
в) Юпитер. -
У какой планеты нет спутника:
а) Сатурн;
б) Земля;
в) Венера. -
На какой планете существует жизнь:
а) Марс;
б) Земля;
в) Венера. -
Земля способна отражать:
а) собственный свет;
б) свет солнца;
в) ничего.
(компьютер показывает оценку)
– Какой вопрос был трудным?
Путешествие нам удалось и подошло к завершению.
Д/З: приготовьте по желанию задания о космосе
- разминка
- рисунок
- загадки
- сообщение
- реферат
Все молодцы. Спасибо за урок.