Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели.
(Г. Лейбниц)
Цель урока:
- Обобщить и закрепить понятие логарифма числа, повторить основные свойства логарифмов, свойства логарифмической функции.
- Закрепить умения применять методы решения логарифмических уравнений и неравенств.
- Содействовать развитию математического мышления учащихся.
- Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, таблица со списком уравнений, график выставления оценок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщается тема и цель урока (слайд 2).
За каждый этап урока выставляется оценка в график выставления оценок.
II. Активизация знаний.
(1 этап) Умственная разминка по теории логарифма.
-
Дать определение логарифма. (Слайд 3)
-
Вычислить:
2)
3)
4)
5)
6)
7)-
8)+
9)
10)
В это время три ученика выполняют индивидуальные задания на доске.
- Вычислить:
-
+ 2
- Решить уравнение:
- Решить неравенство:
(2 этап) Повторение свойств логарифмической функции. (Слайды 4-11)
-
Функцию какого вида называют логарифмической?
-
В какой точке график функции пересекает ось абсцисс?
-
При каких условиях логарифмическая функция возрастает, убывает?
-
Сравнить:
и
и 3
и
и
и 0
и 1
-
Установить знак выражения:
Проверяем с комментированием индивидуальные задания на доске.
Один ученик приготовил презентацию математического софизма по теме логарифмическая функция. (Слайд 12)
«Логарифмическая комедия»
Неравенство, конечно, правильное.
тоже верно.
Большему числу соответствует больший логарифм по основанию 10:
![]()
![]()
Разделим наи получаем
!!!
В чем ошибка?
(так как , то неравенство меняет знак на противоположный.)
III. Работа по теме урока.
(3 этап) Решение логарифмических уравнений. (Слайд на экране и карточки у каждого ученика).
Проставьте напротив каждого уравнения номер метода решения этого уравнения. (Проектируется на маркерную доску и маркером проставляется метод решения.
(Слайд 13)
№ | Уравнения | Метод решения | Методы решения |
1 | ![]() |
1. На основании определения логарифма. |
|
2 | ![]() |
||
3 | ![]() |
||
4 | ![]() |
||
5 | ![]() |
||
6 | ![]() |
||
7 | ![]() |
||
8 | ![]() |
||
9 | ![]() |
||
10 | ![]() |
(4 этап). Решение уравнений.
Какие уравнения вызывают у вас затруднения?
Те уравнения, которые вызвали затруднения у учащихся, решаются на доске учениками, справившимися с ними. Уравнение 4 проверяется с помощью интерактивной доски. (слайд 14)
, при этом выполняются условия:
(*) ...
3х-1=5х+25
2х=...
Х=-13 - ... условию (*)
Ответ: ...
(5 этап). Решение неравенств: (слайд 15)
Два человека решают эти неравенства с обратной стороны доски. При раскрытии доски ребята сверяют решение неравенств.
IV. Итог урока.
Ребята подводят итоги по графику выставления оценок, учитель объявляет оценки за урок.
Задаётся вопрос: Что понравилось на уроке и что не понравилось.
Сообщение по истории логарифма. (слайды 16-18)
Задается домашнее задание.