Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и далее подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигнем цели.
(Г. Лейбниц)
Цель урока:
- Обобщить и закрепить понятие логарифма числа, повторить основные свойства логарифмов, свойства логарифмической функции.
- Закрепить умения применять методы решения логарифмических уравнений и неравенств.
- Содействовать развитию математического мышления учащихся.
- Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, таблица со списком уравнений, график выставления оценок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщается тема и цель урока (слайд 2).
За каждый этап урока выставляется оценка в график выставления оценок.
II. Активизация знаний.
(1 этап) Умственная разминка по теории логарифма.
-
Дать определение логарифма. (Слайд 3)
-
Вычислить:
2)
3)
4)
5)
6)
7) -
8)+
9)
10)
В это время три ученика выполняют индивидуальные задания на доске.
- Вычислить: - + 2
- Решить уравнение:
- Решить неравенство:
(2 этап) Повторение свойств логарифмической функции. (Слайды 4-11)
-
Функцию какого вида называют логарифмической?
-
В какой точке график функции пересекает ось абсцисс?
-
При каких условиях логарифмическая функция возрастает, убывает?
-
Сравнить:
и
и 3
и
и
и 0
и 1 -
Установить знак выражения:
Проверяем с комментированием индивидуальные задания на доске.
Один ученик приготовил презентацию математического софизма по теме логарифмическая функция. (Слайд 12)
«Логарифмическая комедия»
Неравенство , конечно, правильное.
тоже верно.
Большему числу соответствует больший логарифм по основанию 10:
Разделим на и получаем !!!
В чем ошибка?
(так как , то неравенство меняет знак на противоположный.)
III. Работа по теме урока.
(3 этап) Решение логарифмических уравнений. (Слайд на экране и карточки у каждого ученика).
Проставьте напротив каждого уравнения номер метода решения этого уравнения. (Проектируется на маркерную доску и маркером проставляется метод решения.
(Слайд 13)
№ | Уравнения | Метод решения | Методы решения |
1 | 1. На основании определения логарифма. |
||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | =-2х+5 | ||
8 | +1=0 | ||
9 | =8 | ||
10 |
(4 этап). Решение уравнений.
Какие уравнения вызывают у вас затруднения?
Те уравнения, которые вызвали затруднения у учащихся, решаются на доске учениками, справившимися с ними. Уравнение 4 проверяется с помощью интерактивной доски. (слайд 14)
, при этом выполняются условия: (*) ...
3х-1=5х+25
2х=...
Х=-13 - ... условию (*)
Ответ: ...
(5 этап). Решение неравенств: (слайд 15)
Два человека решают эти неравенства с обратной стороны доски. При раскрытии доски ребята сверяют решение неравенств.
IV. Итог урока.
Ребята подводят итоги по графику выставления оценок, учитель объявляет оценки за урок.
Задаётся вопрос: Что понравилось на уроке и что не понравилось.
Сообщение по истории логарифма. (слайды 16-18)
Задается домашнее задание.