19 ноября 2011 года исполняется 300 лет со дня рождения выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова, первого русского академика Петербургской АН, почётного члена Стокгольмской и Болонской академий наук, основателя Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова. Учитывая выдающийся вклад великого русского ученого М.В. Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки, Указом президента Российской Федерации В.В. Путина от 20 сентября 2006 года N 1022 “О ПРАЗДНОВАНИИ 300-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА” – 2011 год объявлен годом Ломоносова в России.
Своё участие в праздновании Года Ломоносова в России наша школа отметила проведением общешкольной межпредметной конференцией “М.В. Ломоносов – гений земли русской”. В подготовке конференции принимали учащиеся 10-х классов, что диктовалось программой прохождения курса физики, а именно, изучением молекулярной физики и электродинамики, так как основные работы Ломоносова в области естественных наук посвящены именно корпускулярной теории строения вещества и физике электрических явлений. Однако, руководствуясь идей наиболее целого и полного формирования у учащихся представления о научной деятельности Ломоносова, мы выбрали в качестве объекта изучения труды Ломоносова в области смежных естественных наук: физики, астрономии, химии, и отражение научной деятельности ученого в его поэзии. Тем более, что в 18 веке, такого четкого деления на отельные науки ещё не было – научные теории только формировались, и многие открытия, впрочем, как и сейчас, происходили на стыке различных наук, например, физики и химии, физики и математики и т.д. При подготовке и проведении конференции использовались мультимедийные технологии, Интернет, учащиеся выполняли доклады в виде презентаций в программе Power Point.
Цели конференции:
- 1. Вспомнить о жизни и деятельности великого русского учёного М.В. Ломоносова, чьё 300-летие со дня рождения отмечается в ноябре 2011 года.
- 2. Узнать, какие открытия Л.В. Ломоносова сыграли важную роль в становлении и развитии русской науки и культуры.
Задачи конференции:
- 1. Рассмотреть основные этапы жизни Ломоносова – будущего первого российского академика.
- 2. Изучить основные труды М.В. Ломоносова по физике, астрономии, химии, русской словесности.
- 3. Изучить литературные источники и использовать возможности Интернета по теме “М.В. Ломоносов – гений земли русской”.
- 4. Оформить результаты в виде презентации и буклета.
План
общешкольной конференции для учащихся 9–11-х
классов,
посвященной 300-летию со дня рождения Ломоносова
“М.В. Ломоносов – гений земли русской”.
Дата: 20 ноября 2010 года.
Время:
Начало конференции: 11-05.
Окончание конференции: 13-15.
1. Вступительное слово учителя – зам директора по ИКТ, учитель физики, к.п.н. Шевякова К.В. Презентация: приложение 1.
19 ноября 1711 года под Архангельском родился будущий первый русский академик, основатель Московского университета, гений земли русской Михаил Васильевич Ломоносов. 20 ноября 2010 года в России открывается год Ломоносова. В нашей школе мы открываем год Ломоносова этой общешкольной конференцией.
2. Становление будущего академика – презентация ученицы 10д класса Гущиной Юлии: приложение 2. Руководитель: Шевякова К.В.
В выступлении дается обзор первой половины жизни Ломоносова от рождения до периода обучения в Германии. Где и как учился Ломоносов, чтобы стать таким выдающимся ученым.
3.Труды М.В. Ломоносова по физике и астрономии – презентация ученицы 10е класса Варавы Марины: приложение 3. Руководитель: Шевякова К.В.
В выступлении дается обзор основных трудов Ломоносова по физике и астрономии, в частности рассматриваются:
- Разработка атомистической теории строения вещества.
- Разработка учения о теплоте.
- Исследование природы электрических явлений.
- Учение о свете и цвете.
- Исследование комет.
- Астрономическое открытие атмосферы Венеры.
4. Вклад М.В. Ломоносова в развитие химии и стекольного производства в России – презентация ученицы 10е класса Вареновой Лилии: приложение 4. Руководитель: Шевякова К.В.
1 тезис.
- Ломоносов первым в истории дал достаточное полное и верное определение химии как науки.
- Он вводит понятие неделимого элемента – в современном понимании “атома”.
- Корпускулы, состоящие из элементов – это “молекулы”.
2 тезис.
- Глубокое материалистическое понимание природы и происходящих в ней процессов и явлений позволило Ломоносову впервые в истории науки дать чёткую формулировку закона сохранения материи и движения.
3 тезис.
- Ломоносов изучал влияние на вещество высоких и низких температур и давления, проводил опыты в пустоте, изучал явления вязкости, капиллярности, кристаллизации, образование растворов и растворимость в разных условиях, преломление света и действие электричества в растворах.
4 тезис.
- В химической лаборатории Ломоносов провёл более 4-х тысяч опытов! Им разработана технология цветных стёкол (прозрачных и “глухих” — смальт). Эту методику он применил в промышленной варке цветного стекла и при создании изделий из него.
5 тезис.
- Научные заслуги Ломоносова признаны не только в России, но и за её пределами. И вот слова Л. Эйлера, подтверждающие признание роли М. В. Ломоносова в основании науки о стекле — и не только в его отечестве:
- “Как я всегда удивляюсь счастливому твоему остроумию, которым в толь разных науках превосходствуешь, и натуральные явления с особливым успехом изъясняешь, так приятно было мне известие... Достойное вас дело есть, что вы стеклу возможные цвета дать можете. Здешние химики сие изобретение за превеликое дело почитают”.
5. Отражение научной деятельности Ломоносова в его стихах – презентация ученицы 10д класса Скворцовой Анны: приложение 5. Руководитель: Шевякова К.В.
Дается обзор и анализ наиболее известных стихотворных произведений Ломоносова:
- Перевод Горация. “…..Я памятник бессмертия себе воздвигнул…”.
- В научной поэзии – стихотворениях “Утреннее…” и “Вечернее размышление о божием величестве” (1743) Ломоносов описывает физические процессы на Солнце и северное сияние, звездное небо.
- В "Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны" (1747) воспевая Елизавету, Ломоносов поет гимн своей Родине, величию её пространства, богатству недр, красоте природы.
- “Письмо о пользе стекла”.
- Послание Ломоносова потомкам.
- Анкетирование учащихся. Рефлексия.
- Подведение итогов конференции.
Содержание выступлений учащихся
Варава Марина 10е
Варенова Лилия 10е
Гущина Юлия 10д
Скворцова Анна 10д