Цель урока: Систематизирование, закрепление, проверка ЗУН учащихся при решении задач на вычисление равнодействующей силы.
Подготовка к уроку: На доске пословица к уроку: “Один камень не сдвинешь, а артелью гору поднимешь”, карточки физических величин, инструктивные карточки для парной работы, тесты-задачи.
Ход урока
- Орг. момент.
I. Актуализация ЗУН учащихся:
(За каждый устный правильный ответ учащийся получает жетон)
- Контроль знания физических величин и их единиц измерения (фронтальный опрос по карточкам).
- Взаимосвязь дольных и кратных единиц (учащиеся выходят по одному к доске), например:
23000 Н = кН
20 Н = кН
300г = кг
3кг 200г = кг (задания можно менять)
- Дать определение равнодействующей силы
- Как найти равнодействующую силу, если силы направлены по одной прямой в одну сторону?
- Как найти равнодействующую силу, если силы направлены по одной прямой в противоположные стороны?
- Может ли равнодействующая равняться нулю? В каком случае?
- Чему равна равнодействующая сила, и каково ее направление. (Несколько устных заданий на доске), например:
II. Систематизация знаний учащихся.
- Решение задач по карточкам. (Задание выполняет весь класс устно(жетон за правильный ответ):
а) Как называется прибор для измерения силы? Правильны ли показания динамометров?
б) Как должны расположиться стрелки динамометров? Какие показания будут на динамометрах?
в) Чему равна равнодействующая сил? Как скажется их действие на движении шарика?
г) Определите силу тяжести, действующую на шарик. Одного учащегося можно вызвать к доске, остальные в тетради изобразить силу тяжести графически (в масштабе 1см – 5Н).
III. Проверка усвоения знаний:
(каждое правильно выполненное письменное задание оценивается в баллах, потом баллы суммируются, ставится оценка и заносится учащимся в оценочный лист)
- Задачи-тесты по изученным темам (индивидуально). Выдаются каждому учащемуся два бланка для ответов с копиркой. Один бланк отдается учителю сразу после выполнения теста.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ЗАДАЧИ-ТЕСТЫ
Постарайтесь устно решить задачи, записав только ответ или сделав рисунок.
1. В туристическом походе мальчик массой 50 кг нёс за спиной рюкзак массой 10 кг. С какой силой он действовал при этом на Землю?(2б)
А) 400 Н; Б) 60 Н; В) 600 Н.
2. Снежинка, не торопясь, равномерно падает на Землю. Чему равна равнодействующая сил, приложенных к ней? Почему снежинка не торопится? (Проявите смекалку, чувство юмора.)(3б)
А) 0Н; Б) 9.8 Н; В) 10Н.
3. Чему равна равнодействующая сил. приложенных к люстре в комнате, если ее масса 1 кг200 г?(3б)
А) 120 Н; Б) 0Н; В) 12 Н.
4. Судно буксирует три баржи, соединённые последовательно. Сила сопротивления воды для первой равна 9000 Н, для второй – 7000 Н, для третьей -6000 Н, а для самого судна – 11 кН. Определите силу тяги, развиваемую судном при буксировке барж, считая, что караван движется равномерно. (4б)
А) 11 кН; Б)22кН; В) 33 кН.
5. Шкала динамометра закрыта. Определите, какую силу показывает динамометр. А какой вес он покажет, если грузы поменять местами?(2б)
А)20Н; Б)60Н; В) 80 Н.
6*. На тело по одной прямой действуют две силы, равные 20 Н и 30 Н. Изобразите эти силы графически, выбрав удачный масштаб, если их равнодействующие равны 10 Н и 50 Н.(6б)
Проверьте внимательно свои результаты, просуммируйте баллы, и запишите соответствующую оценку в оценочный лист.
14-20баллов – “5”.
11-13баллов – “4”.
8-10 баллов – “3”.
7 и меньше – “2”.
Оценочный лист:
Ф.И. |
|||
Тест |
Задача |
Число жетонов |
Итоговая оценка |
- Задача из басни Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Объяснить с точки зрения физики результат басни. Почему возу нет ходу? (для всего класса, устно).
…Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка
Да Лебедь тянет в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду…
- Работа в парах (группах) (задачи Григория Остера). Нужно решить задачу, осуществить взаимопроверку и познакомить класс с решением.
(Оценивает учитель сразу после ответа, оценка ставится в оценочный лист):
Задачи знаменитого Григория Остера:
1. Вороне, масса которой 1 кг, бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка под тяжестью вороны и сыра прогнулась. Сила упругости, с которой она действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 Н. Сможет ли лиса, облизывающаяся снизу и владеющая знаниями по физике на уровне 7-го класса, вычислить массу божественного сыра? (принять q = 9,8 Н/кг.)
2. Печальный физик с мировым именем Иннокентий забрёл в магазин и рассеянно попросил взвесить 1 Н сосисок и 2 Н конфет к чаю. Вычисли, какова общая масса его покупки.
3.Сможет ли нечистая сила величиной не более 500 Н голыми руками поднять Кощея Бессмертного массой 20 кг? На то он и Кощей, что имеет такую массу.
4.Тело всадника без головы имеет массу 70 кг. Масса его лошади 200 кг. До утраты головы общий вес лошади и всадника был 2695 Н. Какова была масса всадника с головой, но без лошади? (Принять q — 9,8 Н/кг.)
5.Пассажир, обладающий массой 95 кг, ещё обладает чемоданом, масса которого 47 кг. С какой силой будет давить пассажир на чемодан, если в ожидании поезда ляжет на него, чтобы не украли, и заснёт? А с какой силой будет давить чемодан на пассажира, если тот, проснувшись, поставит его себе на голову и побежит за уходящим поездом?
- Если остается время можно решить задачу на сообразительность, например:
Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, то какие графы обязательно были бы в паспорте, чтобы одна сила отличалась бы от другой?
IV. Итог урока:
Учащиеся считают число жетонов и говорят учителю(оценка выставляется учителем по количеству жетонов(!)), потом рассчитывается средний бал и выставляется итоговая оценка за работу на уроке.
Что для Вас на уроке было самым интересным? А самым нужным?
Запишите Д/з(записано на доске). №297(Л), №298(Л). Вспомнить русские народные сказки, где результат действия зависит от направления равнодействующей силы.
До свидания, урок закончен.