Цели урока:
- выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;
- показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
- раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;
- формировать умение работать с компасом;
- сформировать понятие азимут;
- продолжить формировать у учащихся умение работать с планом местности.
Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.
Ценностный компонент урока: понимать значимость умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.
Тип урока: вводный.
Организация урока.
1. Проверка домашнего задания
2. Изучение нового материала
Лес…вы заблудились…
Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?
Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.
Цель нашего урока: Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
Давайте вы попробуете самостоятельно назвать мне тему урока. При необходимости учитель уточняет: “Ориентирование на местности. Азимут”.
Что такое Ориентирование? (Слайд 2).
Слово “ориентир” означает “восток”, отсюда и происходит слово
“ориентирование”.
В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались
относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались
к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и
сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже
имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы
легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы
путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.
Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных качеств человека,
оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь
ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться
относительно предметов и объектов, это не всегда надежно – знакомое дерево
сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам
горизонта.
- Перечислите способы ориентирования по местным признакам. (Слайд 3–6).
- Что для этого нужно знать и уметь? (Стороны горизонта.) (Слайд 7).
- Что вы знаете про стороны горизонта? (Основных – 4, промежуточных – 4.) (Слайд 8–9).
Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта.
По стране в поход идем –
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север и на юг. (Слайд 10).
Позднее для ориентирования был изобретен прибор – компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. (Слайд 11).
Далее изучаем, как правила работы с компасом. (Слайд 12).
Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.
Практическая работа по поиску новых знаний. (Слайд 13).
- Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.
- Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
- Укажите величину угла на предмет.
- Мы с вами определили Азимут.
- Так что такое Азимут?
(Учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – Угол.) (Слайд 14).
Далее учитель проговаривает, а ученики фиксируют в рабочую тетрадь последовательность определения азимута. (Слайд 15).
Давайте с вами определим азимут на предметы. (Слайд 16).
А теперь немножко усложним нашу задачу, разделившись по группам, учащиеся находят азимуты на предметы в кабинете географии.
3. Этап обобщения знаний, информации о домашнем задании, подведения итогов урока. (Слайд 17).