Цели: Восстановить и расширить знания о почве: о ее составе, свойстве, образовании; дать представление об основных типах почв на Алтае; о взаимосвязи почвы и круговороте веществ; показать необходимость охраны почв.
Оборудование: карта Алтайского края; табличка с названием основных типов почв; опоры для составления схемы; "Круговорот веществ" почвенные монолиты.
Ход урока
I. Введение в тему.
"Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешочек зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови".
(М. Ильин, Е. Сегал.)
- О какой кладовой идет речь?
- Прочитайте тему, записанную на доске, и поставьте вопросы, на которые нужно получить ответы на уроке.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа.
- Вспомните, что вы знаете о почве?
Дети делают вывод: "Под почвой понимают верхний, рыхлый слой земли, обладающий плодородием. Плодородие - главное свойство почвы".
В ходе дальнейшей беседы устанавливают состав почвы, учитель обобщает, дополняет ответы; школьники вспоминают опыты, с помощью которых можно доказать наличие в почве перегноя, песка, глины и т.д.
- Что входит в состав почвы?
Перегной есть во всех почвах, но в одних его мало, а в других - много. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее. Почва, в которой много перегноя, называется черноземной. На такой почве растения особенно хорошо растут и дают высокие урожаи.
- Что еще входит в состав почвы? Какой опыт доказывает, что в почве есть песок и глина?
- Если в почве много глины, ее называют глинистой. Глина плохо пропускает воду. Вот почему весной после таяния снега глинистая почва сильно пропитывает воду и долго не просыхает. В сухое лето глинистые почвы твердеют, как камень. В ней плохо развиваются корни растений. Глинистые почвы трудно обрабатывать: в мокрую погоду они вязки, в сухую - тверды.
- Почвы, в которых много песка, называют песчаными. Песок сыпуч и хорошо пропускает воду. Поэтому песчаные почвы рыхлы, быстро высыхают и хорошо прогреваются солнцем. Всходы растений на таких почвах появляются раньше. Но песчаные почвы бедны водой.
- Что ещё входит в состав почвы? Вода. Воздух. Демонстрируют опыт. В ходе повторения на доске - запись:
Состав почвы
- перегной
- песок
- глина
- вода
- воздух
Вывод: почва - самостоятельное природное образование, возникшее в результате живой и неживой природы. Поэтому в почве есть все: разрушенные горные породы, воздух, вода, корни растений, животные
2. Рассказ. (С использованием работы с картой Алтайского края.)
- В Алтайском крае разные почвы. Это зависит от местности, где образовались почвы, какой они имеют состав. Мы уже говорили, что если почвы тёмные, т.е. в их состав входит много перегноя - это чернозёмы. Обратите внимание на карту: Бийско-Чумышская возвышенность, Приобское плато, Предалтайская возвышенность - чернозёмы
В Кулунде, в засушливых районах - каштановые почвы, они тоже включают большой слой перегноя, но меньше, чем черноземы. В зоне степей, где распространены каштановые почвы, встречаются солонцы и солончаки.
В Алтайском крае встречаются и другие почвы: дерново - подзолистые (Михайловский район, часть Угловского района, серые лесные - западные склоны Салаира; в горах Алтая - луговые, лесные, тундровые.
3.Беседа по содержанию загадки:
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И всем добром плачу, (земля пахотная, почва)
Заслушивание рассуждений детей.
Вывод: Чтобы получить хороший урожай, люди обрабатывают почву: вспахивают и боронят. Это делает почву более рыхлой. В нее хорошо впитывается вода, легко проходит воздух. В рыхлой почве семена быстро прорастают, ростки растений легко пробираются наружу, а корни свободно ветвятся. Обработка почвы очищает поле от сорняков, (можно выслушать рассуждения детей о выращивании картофеля, лука и др., опираясь на их опыт)
4. Моделирование.
Объясняя круговорот веществ, использую приём моделирования. За основу можно использовать таблички: "растения", "животные", "остатки растений и животных", "перегной", "микробы", "соли".
- Какие органы имеет растение? Какую роль играют корни? Из чего образуются соли? Какое значение для животных имеют растения? Что происходит с растениями и животными в конце их жизни? Куда исчезают мертвые остатки растений и животных? Что дальше происходит с перегноем?
На доске учитель составляет схему, распределяя таблички по кругу, элементы соединяет стрелками: перегной - микробы - соли - растения- животные - остатки растений и животных - перегной.
- Что происходит, если не будет почвы?
- Что нужно делать, чтобы этого не произошло?
- Как охранять почву?
5. Работа с учебником с. 119. "Охрана почвы"
- Прочитайте и ответьте на поставленный вопрос.
На доске слова:
- лесные полосы
- снегозадержание
Объясняю эти понятия, дети записывают их в словарик.
6. Вывод по изученному материалу.
III. Закрепление.
Работа над рубриками: "Подумай", "Проверь себя".
IV. Д/з: с. 120 №1-№3, с.121 рубрика "Боль природы".