Цели урока:
- Совершенствовать навык правильного, сознательного чтения на основе упражнений в чтении слоговых таблиц, выразительного чтения текста стихотворения; формировать навык составления рассказа – описания.
- Развивать речь учащихся и расширять словарный запас на основе составления ответов на вопросы к тексту стихотворения; словообразовательной работы; память и количественные представления детей.
- Воспитывать любовь к родной природе и чувство ответственности.
Оборудование:
- слоговые таблицы; карточки с трудными словами;
- листы с текстом стихотворения (крупный шрифт, слова поделены на слоги) для индивидуального чтения слабой группы детей;
- картинки с изображением птиц;
- карточки с названиями дней недели;
- иллюстрации к тексту (в учебнике).
Ход урока
1. Организационный момент: готовность к уроку.
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
2. “Пятиминутка чтения”.
(Работа для артикуляционного аппарата и развития оперативного поля чтения):
- гласные;
- расширение поля чтения;
- по слоговым таблицам.
3. Работа с загадками.
Чтобы перейти к теме нашего урока, я загадаю вам загадки:
1. Чик-чирик!
К зернышку прыг.
Клюй, не робей.
Кто же это? (Воробей.)2. Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (снегири).3.Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)4. На дереве сидит,
“Кар-кар” кричит. (Ворона.)5.Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
Картинки на доске: Голубь. Ласточка.
– (Дети отгадывают загадки, находят картинку птицы, карточку с её названием).
– Как их можно назвать одним словом?
– Какая птица лишняя? Почему? (Ласточка. Остальные – зимующие).
– Птицы приносят пользу или вред? Какую пользу?
Птицы – наши друзья.
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Г. Ладонщикова “Наши друзья”
5. Работа с текстом.
1)Чтение стихотворения учителем.
2) Беседа по содержанию
– Вам понравилось стихотворение?
– О ком говорится в стихотворении?
– Какие птицы прилетали к кормушке? (можно пользоваться иллюстрацией учебника).
– По каким дням недели прилетали птицы к кормушке?
6. Физпауза.
1) Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту – плюх!
2) Гимнастика для глаз – ориентирование по цветным кружкам.
7. Словарная работа.
(Хоровое чтение с доски)
Воробей – воробьи– воробьёв Ворона – вороны Снегирь – снегири Голубь Синица – синицы Сорока – сороки – сорок |
Дни недели |
сма-сте-ри-ли ла-ко-мил-ся брат – бра-тиш-ка |
– Сколько дней в неделе?
– Какой день пропущен на доске?
8. Работа с текстом (
Разные виды чтения).- чтение текста (сильным учащимся);
- чтение по цепочке (по 4 строки);
- выборочное чтение.
– Прочитайте, по каким дням недели и чем кормили ребята птиц?
4) Выразительное чтение стихотворения.
9. Работа над словообразованием.
Жёлтая грудка – желтогрудая (синица).
Красная грудка – красногрудый (снегирь).
Белый бок – белобока (сорока).
10. Гимнастика для глаз
Релаксация.– Закройте глаза и представьте, что вы гуляете по лесу и слушаете голоса птиц.
11. Воспитательный момент.
– В какое время года мы можем послушать пение птиц?
– А сейчас какое время года?
– Как живётся птицам зимой?
– Совсем недавно мы прочитали с вами рассказ “Дружба” Г. Скребицкого.
Сравните рассказ и стихотворение.
Чем они похожи?
– Чем мы можем помочь птицам?
Дети нашего класса сделали кормушки для птиц, принесли корм.
Сегодня вы развесите кормушки и понаблюдаете за птицами.
Птицы будут вам очень благодарны.
12. Упражнение на развитие речи.
Дайте описание птицы, но не называйте её.
Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.
13. Итог урока.
– С каким стихотворением вы познакомились на уроке?
– Почему оно так называется?
Чему учились на уроке?