Урок чтения "Птицы – наши друзья"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Совершенствовать навык правильного, сознательного чтения на основе упражнений в чтении слоговых таблиц, выразительного чтения текста стихотворения; формировать навык составления рассказа – описания.
  2. Развивать речь учащихся и расширять словарный запас на основе составления ответов на вопросы к тексту стихотворения; словообразовательной работы; память и количественные представления детей.
  3. Воспитывать любовь к родной природе и чувство ответственности.

Оборудование:

  • слоговые таблицы; карточки с трудными словами;
  • листы с текстом стихотворения (крупный шрифт, слова поделены на слоги) для индивидуального чтения слабой группы детей;
  • картинки с изображением птиц;
  • карточки с названиями дней недели;
  • иллюстрации к тексту (в учебнике).

Ход урока

1. Организационный момент: готовность к уроку.

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок.

2. “Пятиминутка чтения”.

(Работа для артикуляционного аппарата и развития оперативного поля чтения):

  • гласные;
  • расширение поля чтения;
  • по слоговым таблицам.

3. Работа с загадками.

Чтобы перейти к теме нашего урока, я загадаю вам загадки:

1. Чик-чирик!
К зернышку прыг.
Клюй, не робей.
Кто же это? (Воробей.)

2. Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (снегири).

3.Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)

4. На дереве сидит,
“Кар-кар” кричит. (Ворона.)

5.Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

Картинки на доске: Голубь. Ласточка.

– (Дети отгадывают загадки, находят картинку птицы, карточку с её названием).

– Как их можно назвать одним словом?

– Какая птица лишняя? Почему? (Ласточка. Остальные – зимующие).

– Птицы приносят пользу или вред? Какую пользу?

Птицы – наши друзья.

4. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Г. Ладонщикова “Наши друзья”

5. Работа с текстом.

1)Чтение стихотворения учителем.

2) Беседа по содержанию

– Вам понравилось стихотворение?

– О ком говорится в стихотворении?

– Какие птицы прилетали к кормушке? (можно пользоваться иллюстрацией учебника).

– По каким дням недели прилетали птицы к кормушке?

6. Физпауза.

1) Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту – плюх!

2) Гимнастика для глаз – ориентирование по цветным кружкам.

7. Словарная работа.

(Хоровое чтение с доски)

Воробей – воробьи– воробьёв
Ворона – вороны
Снегирь – снегири
Голубь
Синица – синицы
Сорока – сороки – сорок
Дни недели
  • по-не-дель-ник
  • втор-ник
  • сре-да
  • чет-верг
  • пят-ни-ца
  • суб-бо-та
сма-сте-ри-ли
ла-ко-мил-ся
брат – бра-тиш-ка

– Сколько дней в неделе?

– Какой день пропущен на доске?

8. Работа с текстом (Разные виды чтения).

  • чтение текста (сильным учащимся);
  • чтение по цепочке (по 4 строки);
  • выборочное чтение.

– Прочитайте, по каким дням недели и чем кормили ребята птиц?

4) Выразительное чтение стихотворения.

9. Работа над словообразованием.

Жёлтая грудка – желтогрудая (синица).

Красная грудка – красногрудый (снегирь).

Белый бок – белобока (сорока).

10. Гимнастика для глаз Релаксация.

– Закройте глаза и представьте, что вы гуляете по лесу и слушаете голоса птиц.

11. Воспитательный момент.

– В какое время года мы можем послушать пение птиц?

– А сейчас какое время года?

– Как живётся птицам зимой?

– Совсем недавно мы прочитали с вами рассказ “Дружба” Г. Скребицкого.

Сравните рассказ и стихотворение.

Чем они похожи?

– Чем мы можем помочь птицам?

Дети нашего класса сделали кормушки для птиц, принесли корм.

Сегодня вы развесите кормушки и понаблюдаете за птицами.

Птицы будут вам очень благодарны.

12. Упражнение на развитие речи.

Дайте описание птицы, но не называйте её.

Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.

13. Итог урока.

– С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

– Почему оно так называется?

Чему учились на уроке?