Цели: дать представление о разнообразии имён и их форм (полное, краткое); формировать навыки правильного, слогового, сознательного, выразительного, беглого чтения; учить работать с текстом; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, мышление.
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, мультимедийное оборудование.
Ход урока
I . Позитивный настрой на рабочий лад.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
И урок наш мы начнем.
– Начнём наш урок с ритуала приветствия (дети хором говорят слова и выполняют движения):
Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнём сейчас.
– Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?
II. Речевая разминка.
– Но сначала – речевая гимнастика. Сели правильно, красиво, улыбнулись.
Вдохнули, плавно выдохнули. Ещё раз вдохнули, плавно выдохнули.
– Следующее упражнение: вдохнули – на выдохе считаем (громко, отчётливо) от 1 до
10.
– Прочитайте предложение.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
– Докажите, что это предложение. (Все слова связаны по смыслу и выражают
законченную мысль.)
– О ком говорится? Задайте вопрос.
– Что говорится о журавле? Задайте вопрос.
– “Журавль жил” – это грамматическая основа предложения. Без основы не может
быть предложения.
– Как оформляется предложение на письме?
– Назовите орфограммы.
– Какие звуки трудные для произношения повторяются в словах этого предложения?
(Несколько раз повторяются звуки [ж] и [ш]).
– Как называется короткое шуточное стихотворение, в котором повторяются трудные
для произношения звуки? (Скороговорка.)
– Прочитаем скороговорку 3 раза, постепенно увеличивая темп.
– Прочитаем скороговорку с постановкой логического ударения.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте загадку: “Мне дано, а все пользуются”. (Имя.)
– Сегодня мы поговорим о наших именах и продолжим учиться читать слова и
предложения с изученными буквами.
IV. Работа по теме урока.
1. Презентация исследовательской работы “Что означают наши имена?”
– У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Наши ребята стали участниками проекта “Что означают наши имена?”. Давайте предоставим слово Наилю и Анне.
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Существует специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.
Как же рождались имена?
Называли по внешним признакам: Крепыш, Черныш, Кудряш.
По черте характера: Добрыня, Молчун, Умник.
По времени и месту появления: Суббота, Зима, Дорога, Пятой.
По профессии родителей: Рыбак, Муковоз, Кожемяка
– Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения. Какие же имена есть в нашем классе?
Ярослав Бакланов
Меня зовут Ярослав. Имя мне дала мама. Она работает учителем истории, и её любимый исторический персонаж – князь Ярослав Мудрый. В честь него меня и назвали.
Жил-был на свете Ярослав –
Горяч в делах, умён в словах.
В ту пору древние славяне
Его “блистательным” прозвали.
Андрей Чехов
Моё имя – Андрей. В переводе с греческого языка означает “храбрый”. Меня так назвала мама в честь прадедушки.
Наш Андрейка самый смелый,
Самый сильный и умелый.
Не всегда же он послушен,
Но для нас он самый лучший.
Эльвира Набиуллина
Меня мама назвала Эльвира и считает, что это имя мне очень подходит. В переводе с германского означает “та, которая всех защищает”.
Талантов много у Эльвиры,
Энергична, умна.
Умеет цели достигать,
Во всём быть первой, побеждать!
Алиса Архипова
Моё имя – Алиса. Это необычное, очень красивое имя мне дали мои родители.
Дочурка наша словно солнце,
Всегда светла, добра, нежна!
Модняшка наша и скромняшка
Ранима, искренна, мила!
Наталья Шурайко
А меня папа назвал Наташей в честь прабабушки. В переводе с латинского языка означает “родная”.
Меня Наталией, Натальей,
Наташей можно называть.
Моих поступков и желаний
Никто не может предсказать.
Микроитог: У каждого из нас есть имя. У кого-то оно привычное, часто встречающееся, а у кого-то редкое. Но всякое имя прекрасно, потому что его с любовью дали нам наши родители. И мы с гордостью носим данное нам имя всю жизнь, отзываясь то на полное, то на краткое, то на уменьшительно-ласкательное, то на имя-отчество.
2. Физкультминутка.
Мы отдохнём с тобой сейчас
На физминутке в самый раз.Гриша шёл – шёл – шёл, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашёл. (Хлопки в ладоши.)
Раз – грибок, (Наклон вперёд.)
Два – грибок, (Наклон вперёд.)
Три – грибок, (Наклон вперёд.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
– Какое имя собственное встретилось в стихотворении? Что оно обозначает? Как пишутся имена собственные?
3. Чтение слов.
– Имена бывают полные и краткие. Будем читать краткое имя, и называть полное. Работаем по “цепочке” в парах.
Лёша Лёня Вова Тёма Валя Лена Вика Лара |
Настя Света Стасик Серёжа Андрюша |
– Наверно, у каждого из вас тоже есть любимое уменьшительное, ласковое, домашнее имя. Продолжите, пожалуйста, фразу: “Я люблю, когда меня называют …” (учитель передаёт мяч ребёнку).
V. Работа с текстом.
1. Чтение текста с диктором.
– Для чего мы с вами изучаем буквы? (Чтобы научиться читать.)
Если будем читать и писать,
Сумеем многое узнать.
Станем думать и мечтать.
Сможем многое понять.
Будем дружно мы играть,
Все друзьями можем стать.
– Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком будем читать текст.
Лечит маленьких детей,
Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор … (Айболит).
– Сейчас мы будем читать текст с диктором. Будьте внимательны.
Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. И была у него злая сестра,
которую звали Варвара.
Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу
у него жила белка. На диване жил колючий ёж. В сундуке жили белые мыши.
Но из всех своих зверей доктор Айболит любил больше всего утку Кику, собаку Авву,
маленькую свинку Хрю-Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу.
Очень сердилась на доктора его злая сестра Варвара за то, что у него в комнате
столько зверей.
2. Проверка понимания прочитанного.
– Из какого произведения этот отрывок? (“Доктор Айболит”.)
– Кто автор этого произведения? (Корней Иванович Чуковский.)
– Кто главный герой этой сказки?
– Охарактеризуйте его. Почему?
– Случается так, что самого человека и на свете никогда не было, а имя его
живёт. Вспомните, например, сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. Каждый
из вас слышал о непослушном мальчике Иванушке и его сестрице Алёнушке. А ведь на
самом-то деле их не существовало. Также не существовало и доктора, которого
звали Айболит. Вот какая интересная судьба у этих имён!
3. Игра “Зажигаем фонарики”.
- Главного героя зовут Айболит.
- У него была добрая сестра Варвара.
- Больше всего доктор любил зверей.
- На диване жила белка.
- Собаку, которую очень любил доктор, звали Авва.
Проверка по слайду.
Электронная физминутка для глаз “Цветик-семицветик”.
4. Чтение сказки по частям. Беседа по содержанию.
1-я часть. Чтение по цепочке.
– Найдите слова, которые написаны с заглавной буквы. Что они обозначают?
– Какой вывод можно сделать?
2-я часть. Чтение друг другу.
– Перечислите животных, которые жили в комнате у доктора.
3-я часть. Самостоятельное чтение вполголоса.
– Прочитайте слова, которые записаны с заглавной буквы. Что они обозначают?
– Какой вывод можно сделать?
4-я часть. Хоровое чтение.
– Почему сестра Варвара сердилась на доктора?
5. Отработка навыков чтения.
- Игра “Прятки”.
– А теперь поиграем в прятки. Я начинаю читать текст с любой строчки, а вы должны найти и продолжить читать вместе со мной.
- Игра “Молния”.
– Я засеку одну минуту, а вы будете читать вполголоса этот текст.
Постарайтесь читать правильно, без ошибок. Отметьте, где остановились.
– А теперь вернитесь к началу сказки. Читаем ещё раз. Отметьте, где
остановились. Встаньте те, кто во второй раз прочитал больше, чем в первый.
VI. Итог урока.
– Что узнали нового?
– Что понравилось?
– Что было трудно?
VII. Рефлексия.
– На партах у вас ребята лежат смайлики. Покажите, какое у вас настроение после нашего урока?