Цель: Создание условий для развития таких качеств, как доброжелательность, умение договориться, выслушать, высказать свою точку зрения.
Задачи:
- Продолжать знакомить с правилами вежливости.
- Закреплять навыки поведения в общественных местах, общения со сверстниками, взрослыми.
- Помогать детям самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли.
- Воспитывать положительное отношение к занятию.
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в группу, становятся в круг. Воспитатель приветствует детей:
Доброе утро, мои юные друзья.
Очень рада вновь видеть вас.
Вопрос детям:
- А какие вы у меня? (ответы детей, например хорошие, веселые, умные:, вежливые).
- А что значит быть вежливым? Вы можете доказать, что вы вежливы? (Ответы детей)
- Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по стране "Вежливости".
- На чем можно путешествовать? (высказывание детей).
Выбирается предложенный наибольшим числом детей вид транспорта, на котором они будут путешествовать (например, автобус необычный - сказочный).
Воспитатель:
- В автобус мы войдем необычно. Контролеру вместо билета предоставим любое вежливое слово. Входя, помните, какие есть правила в общественном транспорте.
Дети садятся в автобус согласно правилам поведения в общественном транспорте (например, мальчики пропускают девочек).
Детям предлагается игровая ситуация:
В автобус входит пожилая женщина, как нужно поступить? (реакция детей, например, мальчик уступает место, сопровождая фразой "Садитесь, пожалуйста.")
Едут
Воспитатель:
- А вот и первая остановка. Называется она "Сказочная".
- Ребята, а вы любите сказки?
- А почему вы любите сказки? (ответы детей, например, в сказках много интересного, необычного).
- Как сказки всегда заканчиваются? (высказывание детей, например, хорошо, добро побеждает зло, смелые побеждают жадных, злых, трусливых, коварных).
- Как вы думаете, почему все звери, птицы, вещи, природа помогают героям сказок? (размышления детей).
- А как вы думаете, сказки нас чему-нибудь учат? (ответы детей).
- Давайте сейчас посмотрим, действительно ли сказки нас чему-нибудь учат.
- Для этого мне нужно, чтобы вы разделились на 3 команды (дети предлагают варианты деления на команды).
Делятся на команды выбранным способом.
Далее воспитатель дает задание каждой команде.
1 команда - предлагает детям вспомнить сказку "Гуси" и инсценировать отрывок из нее (Когда девочка побежала искать братца, ее диалог с Печкой).
2 команда - предлагает детям вспомнить сказку "Гуси" и инсценировать отрывок из нее (когда девочка возвращалась с братцем домой, ее диалог с Печкой).
3 команда - команда наблюдателей.
Дети работают в командах.
После обсуждения команды проигрывают заданные им отрывки из сказки "Гуси". Команда наблюдателей смотрит, слушает и отвечает на вопросы воспитателя.
Вопросы команде наблюдателей:
- Почему Печка не помогла девочке в первый раз? (ответы детей, например, ответила грубо, невежливо).
- Почему Печка ей с братцем помогла на обратном пути? (ответы детей, например, девочка была приветлива, вежлива, оценила ее труд - съела пирожок. Печке стало приятно, и она отнеслась к ней по-доброму. На добро ответила добром).
Вывод воспитателя: Действительно сказки нас учат добру, вежливости, помогают нам в общении с людьми. И верна пословица: "Ласковое слово, что весенний день".
Воспитатель: Отправляемся дальше по стране "Вежливости".
Дети садятся в автобус, поют песню "Веселые друзья".
Остановка "Волшебные слова".
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете волшебные слова? (ответы детей).
- А в чем их волшебность?
- Давайте прогуляемся по станции "Волшебные слова".
Во время прогулки дети вместе с воспитателем неожиданно находят цветик-семицветик (вспоминают из какого произведения).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру "Волшебные слова" с помощью цветика-семицветика.
Воспитатель отрывает лепесток и отдает любому ребенку, приговаривая:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Вели, чтобы (называет имя ребенка) сказал доброе слово.
Вели, чтобы:. правильно узнала у прохожего время.
Вели, чтобы : назвал слова, которые говорят при встрече.
Вели, чтобы: назвала слова, которые говорят при расставании.
Вели, чтобы : сказал, как нужно произносить волшебные слова.
Вели, чтобы:попросила у подруги игрушку.
Вели, чтобы : сказал слова, которые говорят когда получают подарок.
Воспитатель:
- Так, как же мы должны произносить волшебные слова? (ответы детей, например, ласково, с улыбкой, спокойным голосом, глядя прямо в глаза).
- Вы доказали, что вы вежливы, доброжелательны.
- Но есть еще дети у нас в детском саду, которые еще не знают правила вежливости. Давайте мы для них их нарисуем.
Для этого воспитатель предлагает детям разделиться на 4 команды. Делятся. Сговор. Дети работают в командах. Затем выбирают посыльного от каждой команды.
Посыльный выходит и озвучивает то правило вежливости, которое они нарисовали командой.
Воспитатель подводит итог работы команд.
- С этими правилами мы с вами познакомим детей средних групп, чтобы они их запомнили и применяли в общении.
- В путь дорогие друзья.
Садятся в автобус, поют песню "Улыбка", смотрят друг на друга, дарят сияющую улыбку, добрую, искреннюю.
Остановка "Детский сад".
- Вот и закончилось наше путешествие по стране "Вежливости". Мы вспомнили, кто такой вежливый человек, нарисовали правила вежливости для ребят, которые их не знают.
Давайте будем стараться быть вежливыми каждый день, каждый час, каждую минуту со всеми знакомыми и незнакомыми вам людьми. Ведь секрет в том, что только к доброму, вежливому человеку относятся по доброму. У такого человека много друзей. Пока мы с вами путешествовали по стране "Вежливости" у нас в группе появился сюрприз.
Воспитатель обращает внимание детей на яркую салфетку, которой накрыт какой-то предмет, (конфеты) и читает записку от феи Вежливости:
"Дорогие ребята, я фея Вежливости. Примите, пожалуйста, от меня небольшой подарок в знак вашей доброты, вежливости и доброжелательности. Прежде чем вы откроете салфетку, попробуйте отгадать, что там, задавая вопросы. Помните, что не нужно кричать, перебивать, нужно внимательно слушать вопрос товарища".
Вопросы детей.
- Правильно, угадали. Угощайтесь, пожалуйста.
Спасибо вам большое. Мы будем следовать правилам вежливости, которые мы с вами сегодня вспомнили.