Сходство и различие научных и художественных текстов. Л.Толстой. "Зайцы", Н.Рубцов. "Про зайца". Литературное чтение. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Продолжить знакомство с творчеством Л.Толстого, познакомить с биографией Н. Рубцова, новыми произведениями.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки чтения, формировать умения определять жанр и тему, развивать художественное восприятие при слушании стихотворения.
  2. Развивать монологическую речь, расширять словарный запас учащихся, воображение.
  3. Воспитывать чувство сопереживания, любовь к природе.

Оборудование: Рисунки детей, выставка книг Толстого, Рубцова, мультимедийный проектор, презентация.

1. Организационный момент (Слайд 1).

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться “Доброе утро”.
“Доброе утро” улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера…

2. Актуализация знаний учащихся.

а) Литературная разминка.

Чтение детьми отрывков из сказок.

– Узнайте, из какой сказки герой?

“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.

“Выскочил на горочку и сел. Собаки увидели зайца, бросили ворону – да за ним, ворона опять на забор. Заяц от собак ушёл”.

“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”

– Кто главный герой сказок?
– Чем похожи зайцы из этих сказок?
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдение за повадками зверька.)

б) Сообщения о зайцах. (Слайды 2, 3, 4). Приложение 1.

Послушайте ещё интересные сведения, о зайце расскажут ребята.

– Что узнали интересного?

3. Постановка целей урока.

– Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями о зайцах, Л. Толстого и Н.Рубцова, и сравним, как по-разному можно рассказать об одном и том же.
– Рассмотрите портрет Л. Н. Толстого. (Слайд 5).
– Что вы знаете о нём? Рассказ детей о писателе.

4. Изучение нового материала.

а) Подготовительная работа (Слайд 6).

ОХОТНИКИ
ПРОКЛАДЫВАЕТ
ПРОСЫПАЮТСЯ
ПРИТАИВШИСЬ
ПУГАЮТСЯ
ПУТАЮТСЯ
МЕТАТЬСЯ
ПОВЕРНЁТСЯ

б) Словарная работа. В тексте встретятся трудные слова.

– Что они обозначают (Слайд 7)?

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.

в) Первичное чтение учащимся.

– К какому жанру относится произведение? Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, в нём описано поведение зайца, мало действующих лиц.) (Слайд 8).
– С какой целью Л. Толстой написал рассказ? (Для крестьянских детей из школы в Ясной поляне. Своими рассказами Л. Толстой отвечал на самые трудные детские вопросы).
– Что нового узнали о жизни животных, их повадках , отношениях между людьми и братьями нашими меньшими?

г) Повторное чтение учащимися (про себя).

– Чем кормятся зайцы?
– Каким образом трусость спасает зайца?
– Зачитайте, как заяц петляет, путает следы.
– Чему удивляются охотники наутро?

Физкультминутка.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись, а затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

д) Составление пословиц (в группах).

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

– Проверьте, как вы составили пословицы. (Слайд 9). Объясните смысл последней пословицы. (Поймать зайца из всех наших животных может только борзая собака. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 км/ч. (Слайд 10)).

е) Первичное чтение стихотворения Н. Рубцова.

– Сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением, которое написал Н. Рубцов “Про зайца”. (Слайд 11).
– Читает учитель.
– Ваши впечатления?
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины нарисовали в своём воображении?

ё) Повторное чтение стихотворения учащимся. (Хором, вслух). Вопросы по содержанию:

– К какому жанру относится произведение? Обоснуйте. (Стихотворение – в стихотворной форме, рифма.)
– Где встретились автор и заяц?
– Как повёл себя каждый из них? Зачитайте.
– О чём думал после встречи с поэтом заяц? Зачитайте.
– Кто такой дедушка Мазай?

ж) Чтение стихотворения (в парах).

– Как автор относится к зайцу? (Добродушно, весело, с любовью.)
– Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей? (Зайцу одиноко, труслив зверь.)
– Кто думает, что хорошо подготовился к выразительному чтению?

з) Выразительное чтение стихотворения.

– Конкурс чтецов.
– Поаплодируйте ребятам.

Физкультминутка (Для глаз).

и) Знакомство с биографией поэта Н. Рубцова. Приложение 2.

5. Сравнение произведений.

Сегодня на уроке мы познакомились с двумя произведениями.

– Чем отличаются произведения, с которыми мы познакомились на уроке? (Рассказ, стих.)
– Что общего? (Тема: про зайца.)
– Есть ли в рассказе Л.Толстого научные сведения? А в стихотворении Н. Рубцова?
– Какое произведение дало вам новые сведения о зайце? А затронуло ваши чувства?
– Где больше авторского вымысла в рассказе Л. Толстого или в стихотворении Н. Рубцова?
– Вывод: Произведения разные по жанру, объединены одной темой.

Рассказ даёт научные сведения, стихотворение затронуло чувства. (Слайд 12).

– В каких ещё произведениях по жанру встречается заяц? (Сказки, песни, познавательная литература (Слайд 13, 14)).

6. Рефлексия:

– Что больше всего запомнилось на уроке?
– Что заинтересовало вас? Что затронуло?
– Как считаете, вы работали на уроке?

На партах у вас лежат зайчики, напишите на них впечатление ваше от урока. Если урок понравился, поместите их в лес, нет – оставьте на парте.

7. Домашнее задание: (по выбору)

а) Выразительно прочитать рассказ “Зайцы” Л.Н.Толстого.
б) Выучить наизусть стихотворение “Про зайца” Н. Рубцова.

Список литературы.

  1. Ожегов С.И. – Толковый словарь – М.: Русский язык, 1985.
  2. Я познаю мир: Животные – М.: АСТ, 1999.
  3. http://ru.wikipedia.org