Орфограммы в пословицах и поговорках

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Программная тема: Правописание.

№ урока: 3.

Время урока: 40 мин.

Тема урока: Орфограммы в пословицах и поговорках.

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: Урок-игра с приёмами анализа.

Цель: Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа.

Задачи:

1. Учить обосновывать свой ответ, выделять главное, делать выводы, отрабатывать орфографический навык.

2. Развивать речь учащихся, совершенствовать умение наблюдать и сравнивать, развивать умение работать с различными источниками информации на уроке.

3. Воспитывать культуру устной и письменной речи, уважение к одноклассникам и педагогу.

Методы и приёмы работы Ход урока
Приём активизации и настроя детей

 

 

Сообщение темы и цели урока

Повторение

 

Постановка проблемы

 

Анализ

 

 

 

 

 

Синтез

 

 

 

Обобщение

 

Работа со словарём

 

 

Работа с пословицами и поговорками

Интеграция учебных предметовъ

 

 

Устная оценка учителя

 

Приём здоровьесберегающих технологий

 

 

 

 

Интеграция учебных предметов

 

Индивидуальная работа

 

 

Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях, доказательство, объяснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая ситуация

 

Отгадывание загадок, проявление активности и художественного самовыражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация, сравнительный анализ

 

 

 

Повторение, закрепление

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Устная оценка учителя

I. Организация урока.

Здравствуйте, мои друзья!
Нашей встрече рада я!
Разрешите вас обнять,
Всем удачи пожелать.

- Сегодня мы поговорим об орфограммах, которые прячутся в пословицах и поговорках.

II. Минутка чистописания. Проверка знаний по фонетике, морфемике, орфографии и графике.

- Ребята, я загадала слово. Вы сейчас будете отгадывать буквы, и записывать в тетради заглавную и строчную, а затем попробуете переставить эти буквы и получить слово, которое я загадала.

- Буква удвоенного согласного в слове длинный.(н)

- Буква безударного гласного в приставке слова записка.(а)

- Буква безударного гласного в корне слова малина.(а)

- Буква непроизносимого согласного в корне слова солнце.(л)

- Буква безударного гласного в суффиксе слова молодость.(о)

- Буква непарного мягкого согласного звука в слове грач.(ч)

(Нн Аа Аа Лл Оо Чч)

- А теперь составьте слово: Начало

- Правильно, молодцы!

III.Подготовка к восприятию нового материала.

- Ребята, началом грамотности каждого человека является знание орфограмм русского языка. Поэтому очень важно умение видеть и применять их на письме.

- Обратимся к словарю С.И.Ожегова и вспомним, что такое орфография.

Орфография – правила написания слов и их форм.

- Следующий шаг. Чтобы нам было интересно находить орфограммы и закреплять их написание, мы будем работать с пословицами и поговорками. И снова нам поможет словарь:

Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Поговорка – краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

- “Каково начало, таков и конец - гласит русская пословица. Вы хорошо начали работать, продолжайте в том же духе. Молодцы!

IV. Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

- Сколько ножек у насекомых? (Шесть)
Шесть глубоких вдохов и медленных выдохов.

V. Восприятие, осмысление, усвоение новых знаний.

- Ребята, для вас подготовлен раздаточный материал – таблица основных орфограмм и правописаний в русском языке. Это вам пригодится в работе на уроке.

- Прочтите пословицы и поговорки, проанализируйте слова с пропущенными буквами и назовите орфограмму.

1 задание. (Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые).

Липнет, как см_ла к ст_не.

Умён на сл_вах, да глуп на д_лах.

Всякая с_сна в св_ём б_ру шумит.

Н_га споткнётся, а г_л_ве достанется.

- Как проверить данную орфограмму? Кто скажет правило?

- Вставим пропущенные буквы, докажем свой выбор.

- Выберите одну пословицу или поговорку, запишите в тетрадь, объясните смысл.

2 задание. (Буквы для обозначения парных звонких и глухих согласных в корне слова (проверяемые).

Доброе слово человеку как дож_ь в засуху.

Береги но_ в большой моро_.

Гне_ - плохой советчик.

В чужой ло_ке всегда больше ры_ки.

3 задание. (Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова (словарные слова).

На одной неделе семь пятниц.

Пусти козла в огород.

Мороз да метели под февраль налетели.

Плотника не шуба греет, а топор.

4 задание. (Буквы для обозначения непроизносимых согласных в корне слова (проверяемые и непроверяемые).

Ты только свис_ни, а я и сам осмыслю.

Осторожность – мать безопас_ности..

Худо лето, когда со_нца нету.

Рукам работа – душе праз_ник.

5 задание. (Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок).

(По)клоном поясницы не(пере)ломишь.

(В) субботу – (на) работу,(в) воскресенье – (на)веселье.

(На)звался грибом – (по)лезай (в) кузовок.

Как(с) неба( с)валился.

6 задание. (Разделительные Ъ и Ь).

Учен_е – путь к умен_ю.

Терпен_е и труд всё перетрут.

Не обойти, не об_ехать.

Друз_я познаются в беде.

7 задание. (Не с глаголами).

(Не) зная броду – (не) суйся в воду.

Скажешь – (не) воротишь, напишешь – (не) сотрёшь, отрубишь – (не) приставишь.

(Не) шути с огнём – обгоришь.

(Не) зарься на чужое, своё береги!

VI. Закрепление.

1. Театр – экспромт.

- А сейчас поиграем и отдохнём. Игра непростая, а сказочная.

Чтобы сказку здесь сыграть,
Нужно роли всем раздать.
Кто загадку отгадает,
Роль он тут же получает.
- Работящий, хоть и сед
Догадайтесь, это…(дед).
- А у деда есть подружка -
Очень милая…(старушка).
- Раскрасавица, не злючка,
Проживает с ними…(внучка).
- А у внучки есть дружок,
Очень шустренький…(щенок).
- Растянулась на окошке
И мурлычет сладко… (кошка).
- Этот зверь мал слишком -
Симпатичная…(мышка).
- Растёт в огороде,
Хоть нынче не в моде,
Круглая да крепкая,
А зовётся… (репка).

Выходят дети, в руках карточки: РЕПКА, ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА, ЖУЧКА, КОШКА, МЫШКА.

- Давайте сказку переиграем и сгруппируем наших героев по орфограммам:

РЕПКА

ДЕД ВНУЧКА КОШКА

БАБКА ЖУЧКА МЫШКА

2. Найди орфограмму.

- Ребята, посмотрите внимательно на пословицы и поговорки, внимательно их прочитайте и найдите орфограммы.

И лиса около своей норы смирно живёт.

На чужой лошадке не наездишься.

Гладкий и мягкий, да на вкус гадкий.

Не мудрён привет, а сердце покоряет.

VII. Итог урока.

- Ребята, понравилось вам работать на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Я желаю вам всегда грамотно, без ошибок выполнять все задания и письменные работы.

- Вы очень хорошо работали. Спасибо за урок!