Программная тема: Правописание.
№ урока: 3.
Время урока: 40 мин.
Тема урока: Орфограммы в пословицах и поговорках.
Тип урока: Комбинированный.
Форма проведения: Урок-игра с приёмами анализа.
Цель: Учить детей обнаруживать и квалифицировать орфограммы посредством анализа.
Задачи:
1. Учить обосновывать свой ответ, выделять главное, делать выводы, отрабатывать орфографический навык.
2. Развивать речь учащихся, совершенствовать умение наблюдать и сравнивать, развивать умение работать с различными источниками информации на уроке.
3. Воспитывать культуру устной и письменной речи, уважение к одноклассникам и педагогу.
Методы и приёмы работы | Ход урока |
Приём активизации и настроя
детей
Сообщение темы и цели урока Повторение
Постановка проблемы
Анализ
Синтез
Обобщение
Работа со словарём
Работа с пословицами и поговорками Интеграция учебных предметовъ
Устная оценка учителя
Приём здоровьесберегающих технологий
Интеграция учебных предметов
Индивидуальная работа
Анализ
Работа в тетрадях, доказательство, объяснение
Игровая ситуация
Отгадывание загадок, проявление активности и художественного самовыражения
Классификация, сравнительный анализ
Повторение, закрепление
Рефлексия Устная оценка учителя |
I. Организация урока. Здравствуйте,
мои друзья! - Сегодня мы поговорим об орфограммах, которые прячутся в пословицах и поговорках. II. Минутка чистописания. Проверка знаний по фонетике, морфемике, орфографии и графике. - Ребята, я загадала слово. Вы сейчас будете отгадывать буквы, и записывать в тетради заглавную и строчную, а затем попробуете переставить эти буквы и получить слово, которое я загадала. - Буква удвоенного согласного в слове длинный.(н) - Буква безударного гласного в приставке слова записка.(а) - Буква безударного гласного в корне слова малина.(а) - Буква непроизносимого согласного в корне слова солнце.(л) - Буква безударного гласного в суффиксе слова молодость.(о) - Буква непарного мягкого согласного звука в слове грач.(ч) (Нн Аа Аа Лл Оо Чч) - А теперь составьте слово: Начало - Правильно, молодцы! III.Подготовка к восприятию нового материала. - Ребята, началом грамотности каждого человека является знание орфограмм русского языка. Поэтому очень важно умение видеть и применять их на письме. - Обратимся к словарю С.И.Ожегова и вспомним, что такое орфография. Орфография – правила написания слов и их форм. - Следующий шаг. Чтобы нам было интересно находить орфограммы и закреплять их написание, мы будем работать с пословицами и поговорками. И снова нам поможет словарь: Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. - “Каково начало, таков и конец” - гласит русская пословица. Вы хорошо начали работать, продолжайте в том же духе. Молодцы! IV. Физкультминутка. Утром стрекоза проснулась - Сколько ножек у насекомых? (Шесть) V. Восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. - Ребята, для вас подготовлен раздаточный материал – таблица основных орфограмм и правописаний в русском языке. Это вам пригодится в работе на уроке. - Прочтите пословицы и поговорки, проанализируйте слова с пропущенными буквами и назовите орфограмму. 1 задание. (Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова (проверяемые). Липнет, как см_ла к ст_не. Умён на сл_вах, да глуп на д_лах. Всякая с_сна в св_ём б_ру шумит. Н_га споткнётся, а г_л_ве достанется. - Как проверить данную орфограмму? Кто скажет правило? - Вставим пропущенные буквы, докажем свой выбор. - Выберите одну пословицу или поговорку, запишите в тетрадь, объясните смысл. 2 задание. (Буквы для обозначения парных звонких и глухих согласных в корне слова (проверяемые). Доброе слово человеку как дож_ь в засуху. Береги но_ в большой моро_. Гне_ - плохой советчик. В чужой ло_ке всегда больше ры_ки. 3 задание. (Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова (словарные слова). На одной неделе семь пятниц. Пусти козла в огород. Мороз да метели под февраль налетели. Плотника не шуба греет, а топор. 4 задание. (Буквы для обозначения непроизносимых согласных в корне слова (проверяемые и непроверяемые). Ты только свис_ни, а я и сам осмыслю. Осторожность – мать безопас_ности.. Худо лето, когда со_нца нету. Рукам работа – душе праз_ник. 5 задание. (Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок). (По)клоном поясницы не(пере)ломишь. (В) субботу – (на) работу,(в) воскресенье – (на)веселье. (На)звался грибом – (по)лезай (в) кузовок. Как(с) неба( с)валился. 6 задание. (Разделительные Ъ и Ь). Учен_е – путь к умен_ю. Терпен_е и труд всё перетрут. Не обойти, не об_ехать. Друз_я познаются в беде. 7 задание. (Не с глаголами). (Не) зная броду – (не) суйся в воду. Скажешь – (не) воротишь, напишешь – (не) сотрёшь, отрубишь – (не) приставишь. (Не) шути с огнём – обгоришь. (Не) зарься на чужое, своё береги! VI. Закрепление. 1. Театр – экспромт. - А сейчас поиграем и отдохнём. Игра непростая, а сказочная.
Выходят дети, в руках карточки: РЕПКА, ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА, ЖУЧКА, КОШКА, МЫШКА. - Давайте сказку переиграем и сгруппируем наших героев по орфограммам: РЕПКА ДЕД ВНУЧКА КОШКА БАБКА ЖУЧКА МЫШКА 2. Найди орфограмму. - Ребята, посмотрите внимательно на пословицы и поговорки, внимательно их прочитайте и найдите орфограммы. И лиса около своей норы смирно живёт. На чужой лошадке не наездишься. Гладкий и мягкий, да на вкус гадкий. Не мудрён привет, а сердце покоряет. VII. Итог урока. - Ребята, понравилось вам работать на уроке? - Что особенно запомнилось? - Я желаю вам всегда грамотно, без ошибок выполнять все задания и письменные работы. - Вы очень хорошо работали. Спасибо за урок! |