В наше время актуальной стала проблема работы с одаренными детьми. Ведь речь идет не только о просвещении, но и о наиболее полном удовлетворении всех прав ученика, в том числе о праве на получение глубоких и полных знаний. Одна из форм работы, позволяющая наиболее полно удовлетворить эту потребность, – работа в школьном научном обществе.
Семь лет назад было создано детское научно-исследовательское общество учащихся начальных классов. Являясь его руководителем, я встретила на своем пути много трудностей, т. к. в литературе мало обобщения такого педагогического опыта. Изучив и проанализировав опыт Безруковой В.С. и Чечеля И.Д., напрашивался вывод, что весь обобщенный опыт говорит об организации детей, которые учатся в 5–11-х классах. Организация обществ детей младшего школьного возраста в литературе неосвещен. Создание НОУ на базе начальной ступени обучения – это было своего рода экспериментальное исследование. Работая над созданием НО “Изыскатель”, были разработаны основные положения работы общества на основе опыта работы московского исследователя Савенкова Александра Ильича и его программы “Я – исследователь”.
В детском научном обществе “Изыскатель” работают ребята младшего школьного возраста – с первого по четвертый класс. Приходят они туда по собственному желанию и исследуют интересующие их проблемы. Они могут выбрать тему для научной работы и разрабатывать ее. Могут просто посещать заседания и конференции, проводимые в рамках научного общества. Общество “Изыскатель” работает с целью создания необходимых условий для развития творческой инициативы и интеллектуальных способностей учащихся в условиях общеобразовательной школы.
ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ обширны, но самой приоритетной является
- формирование интереса к исследовательской работе
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗОВАНА В ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
- Углубление знаний по предмету в соответствии с мотивационными интересами учащихся по программам, утвержденных методическим советом школы
- Обучение первоначальным навыкам исследовательской работы.
В ходе работы учащиеся получают большой и интересный объем информации и практические навыки при работе в библиотеке, музее, архиве. Эти заседания дают возможность младшим детям осознать значимость своих работ, участвовать в обсуждении глобальных проблем, интересующие учеников.
Приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Главная задача данного направления – дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Реализация системы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся начинается с первого класса, где в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований, мы рассматриваем методы исследования, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Начиная со второго класса работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка. Также с детьми мы учимся классифицировать. Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности. Ещё мы учимся наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный – педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.
Образование – это стратегическое направление в развитии каждого региона страны. От того, что пройдет через головы детей, от того какие они получат знания и умения, как будут воспитаны – зависит будущее страны. И это не громкие слова. Подписанная президентом Д.А.Медведевым в феврале этого года национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” стала знаковой для педагогической общественности. А вступление федерального компонента государственного стандарта начального общего образования направлено на реализацию качественно новой личностно-ориентированной, развивающей модели массовой школы. Особое внимание будет уделяться не только учебной, но и проектной, исследовательской деятельности учащихся. Эти виды и получат приоритетное развитие.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, – наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности. Это и есть цель нашей работы – современного образования.