Цели урока:
- Дать детям первоначальное понятие о луче; учить находить лучи на рисунках, в окружающей жизни, учить строить лучи.
- Развивать навыки работы с линейкой при построении геометрических фигур, вырабатывать умения сравнивать геометрические фигуры, совершенствовать навыки счёта, развивать мыслительные операции: внимание, память, математическую грамотную речь, творческие способности, формировать познавательный интерес к предмету посредством игровых приёмов.
- Воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма, расширять кругозор учащихся,
Оборудование:
для учителя: плакат домика из геометрических фигур, картинки с героями из сказки “Колобок”, рисунок на доске с помощью различных линий, фонарик, солнце .
для учащихся: учебник, листок для индивидуальной работы, модель луча, письменные принадлежности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи.
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!!!А сейчас ребята, поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте,
Я спрошу Вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Дети:
Да!Учитель:
Это слышать мне приятно!
Путешествие зовёт –
Первоклашек на урок!
II. Актуализация знаний.
– Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие – в сказку! А сказка эта не простая, а математическая, и её герои любят выполнять различные математические задания. А что эта за сказка и кто её главный герой вы узнаете, если правильно расставите числа по порядку.
а) работа с числовым рядом
7 2 4 1 5 6 3
к о о к б о л (буквы открываются после построения
числового ряда)
– Эти числа с секретом: каждому числу соответствует определенная буква, если вы правильно выполните задание, то сумеете прочитать слово. (КОЛОБОК)
б) устная нумерация (работа с веерами)
– Нам надо будет помочь Колобку справиться со всеми трудностями, которые встретятся ему на пути. А вот готовы вы или нет, покажет следующая числовая разминка.
– Назову я Вам число,
Всем известное оно.
Попрошу Вас не зевать
Соседей у числа назвать 3 (2 и 4), 8 (7 и 9)
– Какое число стоит за числом 6? (7)
– Какое число предшествует числу 5? (4)
– Какое число стоит перед числом 3? (2)
– Какое число находится между числами 7 и 8? (никакое), а между числами 7 и 9? (8)
– Молодцы! Мы увидели, что вы хорошо ориентируетесь в числовом ряду. Эти знания вам помогут правильно считать и в дальнейшем. Ну, а сейчас я вижу вы готовы отправиться с Колобком по математическим дорожкам. Сказка начинается.
– Жили – были дед да баба. Вот в таком замечательном домике.
в) сравнение и счет геометрических фигур
– Из каких геометрических фигур составлен
домик?
– Сколько вы видите на рисунке квадратов? (2)
ПОКАЗ
– Сколько нашли треугольников?(5)
– Что можно сказать о количестве
прямоугольников? (3)
– Какая фигура одна? (круг)
– Молодцы! Вы смогли назвать все геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник и круг. Можно отправляться в путь.
– Продолжаем сказку. Однажды дед попросил бабку испечь ему Колобок. Испекла бабка Колобок и положила его остывать на подоконник. А Колобок прыгнул на дорожку и покатился.
– Катится Колобок, торопится, песенку распевает.
– Давайте вспомним, какую песенку он пел.
Физминутка
Я, Колобок, Колобок.
Я по коробу скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешён,На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.– Он катился и смеялся.
Хохотал и кувыркался.
Долго мчался по дорожке.
Вдруг увидел чьи – то ножки.Любит морковку,
Прыгает ловко.
Кто это? (Заяц.)
Заяц:
Часто я в лесу гуляю,
Но чудес таких не знаю.
Чтоб катилась голова
Распевая хоть куда!
Если сможешь мне помочь, то я тебя отпущу.
– Ребята, поможем нашему Колобку.
в) сравнение линий
Задание зайца: Дорожки в моей сказке непростые. Рассмотрите внимательно рисунок. Какие линии вы видите?
– Что вы можете рассказать о них? (кривые линии)
– Какие они? (незамкнутые и замкнутые)
– С помощью какого инструмента нарисована следующая линия? (прямая, с помощью линейки)
– Что вы о ней можете еще сообщить? (нет начала, нет конца)
– Все эти знания нам помогут выполнить работу на листках.
г) работа на листах
– Давайте попробуем их изобразить (подготовка рук, посадка, положение листа)
(Дети рисуют кривые незамкнутые и замкнутые, прямые линии на листах)
1. В левом верхнем углу нарисуйте незамкнутую линию
2. В правом верхнем – замкнутую линию
3. Под этими линиями посредине проведите прямую линию. Не забывайте ЛИНИЯ ПРЯМАЯ – ….. (без конца и края)
– Благодаря вашим знаниям о различных линиях, мы выполнили задание Зайца, а значит продолжаем наш путь по сказке дальше.
III. Сообщение темы урока
– Покатился Колобок по лесной тропинке, распевая свою песенку. А на встречу ему серый, ворчливый….
Кто зимой холодной,
Бродит по лесу голодный? (Волк)
Волк:
Песню я твою послушал.
И тебя могу я скушать,
Вкусно я не ел сто лет,
Пригодишься на обед.
Но если справишься с моим заданием, то я тебя не трону.
– Помогите, ребята, Колобку! Он уже понял, что не всякий встречный – друг сердечный. Но вам он верит. Выручайте его.
а) знакомство с новым материалом.
– Дорожки в сказке продолжаются. И Волк предлагает вам задание: что это за линия?
– На какую линию похожа: кривую или прямую? Как по вашему мнению как ее провели? С помощью какого инструмента?
б) работа с учебником
– Какая фигура изображена справа от наших героев?
– Чем ЛУЧ отличается от прямой?
– Ребята, а где в нашей жизни мы встречаемся с лучом? (солнечный лучик от солнца, в темное помещение пробивается луч света, луч от прожектора или фонаря, лучи от фары машин).
-Ребята, с какой новой линией познакомил нас Волк? Давайте еще раз вспомним, что такое луч?
– Молодцы! Вы смогли помочь нашему Колобку разобраться с новой линией, потому что были очень внимательными и дружными.
– Устал Колобок, переволновался и покатился, а тут…
Он всю зиму проспал
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Кто же это? (Медведь.)
Медведь:
Колобок, Колобок!
Я тебя съем!
Колобок:
Что ты! Есть меня нельзя!
Посмотри! Со мной друзья!
Медведь:
Ладно, вкусный Колобок!
Отпущу тебя дружок!
Пусть девчонки и мальчишки
Поиграют с мишкой.
Физминутка.
– С Колобком и мы шагали
– И немножечко устали.– А сейчас мы дружно встанем,
– Отдохнём все на привале.– Влево, вправо повернись,
– Наклонись и поднимись!– Ручки вверх и ручки в бок,
– И на месте прыг да скок.– А теперь бежим вприпрыжку.
– Молодцы, мои детишки!-Замедляем мы шаг,
– И на месте Стой! Вот так!– А сейчас мы сядем дружно.
– Нам ещё работать нужно.
– Отдохнул Колобок и дальше в путь отправился и видит..., а чей это хвостик мелькает в кустах?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост краса.
Кто же это? (Лиса)
Лиса:
Я – лисичка, я – сестричка!
Я хожу не слышно.
Рано утром по привычке.
На охоту вышла.Хоть от бабушки ушёл,
Хоть от дедушки ушёл.
А сейчас мне на зубок
Угодит ваш Колобок!
– Ребята, помните, как закончилась сказка? А
хотите, чтобы у сказки был счастливый конец?
– Лиса, дай нам задание, ребята выполнят его и
спасут Колобка.
IV. Закрепление пройденного.
Задание от Лисы:
– Прошу Вас быть внимательными, ведь лиса очень
хитрая и в этой работе может быть ловушка.
– Работаем на листах, а в следующем задании вам необходимо построить линии так, как велит учебник: мы будем учиться строить лучи.
(Дети работают на листках и параллельно – на доске)
-Молодцы! Отпустила Лиса Колобка.
– И он решил вернуться к бабушке и дедушке. Они очень обрадовались, когда увидели Колобка живым и невредимым.
V. Итог урока.
– В какой сказке мы сегодня побывали?
– С какими трудностями встретился Колобок? (числовой ряд, сравнивали геометрические фигуры, познакомились с новой фигурой)
– С какой новой фигурой познакомились?
– Что же такое Луч? (часть прямой, у которого есть начало, нет конца)
– Как закончилась сказка?
-Колобок вернулся, благодаря вашей хорошей работе, а значит и настроение у всех … Посмотрите, даже Солнышко выглянуло, но что-то здесь не так? Кстати, я забыла вам сказать, что Колобок оставил вам подарок … Догадались (лучики)
– Ребята, возьмите свои лучики, присоедините их
так, чтобы получилось Солнышко. Какое оно у вас?
(Весёлое).
– А это значит, что у нас с вами всё в порядке, всё
получилось!
Урок окончен! Спасибо за работу!