Луч. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Дать детям первоначальное понятие о луче; учить находить лучи на рисунках, в окружающей жизни, учить строить лучи.
  • Развивать навыки работы с линейкой при построении геометрических фигур, вырабатывать умения сравнивать геометрические фигуры, совершенствовать навыки счёта, развивать мыслительные операции: внимание, память, математическую грамотную речь, творческие способности, формировать познавательный интерес к предмету посредством игровых приёмов.
  • Воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма, расширять кругозор учащихся,

Оборудование:

для учителя: плакат домика из геометрических фигур, картинки с героями из сказки “Колобок”, рисунок на доске с помощью различных линий, фонарик, солнце .

для учащихся: учебник, листок для индивидуальной работы, модель луча, письменные принадлежности.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи.
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!!!

А сейчас ребята, поудобнее садитесь!
Не шумите, не вертитесь.
Внимательно считайте,
Я спрошу Вас – отвечайте.
Вам условие понятно?

Дети: Да!

Учитель:

Это слышать мне приятно!
Путешествие зовёт –
Первоклашек на урок!

II. Актуализация знаний.

– Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие – в сказку! А сказка эта не простая, а математическая, и её герои любят выполнять различные математические задания. А что эта за сказка и кто её главный герой вы узнаете, если правильно расставите числа по порядку.

а) работа с числовым рядом

7 2 4 1 5 6 3
к о о к б о л (буквы открываются после построения числового ряда)

– Эти числа с секретом: каждому числу соответствует определенная буква, если вы правильно выполните задание, то сумеете прочитать слово. (КОЛОБОК)

б) устная нумерация (работа с веерами)

– Нам надо будет помочь Колобку справиться со всеми трудностями, которые встретятся ему на пути. А вот готовы вы или нет, покажет следующая числовая разминка.

– Назову я Вам число,

Всем известное оно.
Попрошу Вас не зевать
Соседей у числа назвать 3 (2 и 4), 8 (7 и 9)

– Какое число стоит за числом 6? (7)
– Какое число предшествует числу 5? (4)
– Какое число стоит перед числом 3? (2)
– Какое число находится между числами 7 и 8? (никакое), а между числами 7 и 9? (8)

– Молодцы! Мы увидели, что вы хорошо ориентируетесь в числовом ряду. Эти знания вам помогут правильно считать и в дальнейшем. Ну, а сейчас я вижу вы готовы отправиться с Колобком по математическим дорожкам. Сказка начинается.

Жили – были дед да баба. Вот в таком замечательном домике.

в) сравнение и счет геометрических фигур

 – Из каких геометрических фигур составлен домик?
– Сколько вы видите на рисунке квадратов? (2) ПОКАЗ
– Сколько нашли треугольников?(5)
– Что можно сказать о количестве прямоугольников? (3)
– Какая фигура одна? (круг)

– Молодцы! Вы смогли назвать все геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, треугольник и круг. Можно отправляться в путь.

Продолжаем сказку. Однажды дед попросил бабку испечь ему Колобок. Испекла бабка Колобок и положила его остывать на подоконник. А Колобок прыгнул на дорожку и покатился.

– Катится Колобок, торопится, песенку распевает.

– Давайте вспомним, какую песенку он пел.

Физминутка

Я, Колобок, Колобок.
 Я по коробу скребён,
 По сусекам метён,
 На сметане мешён,

На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.

– Он катился и смеялся.
  Хохотал и кувыркался.
  Долго мчался по дорожке.
  Вдруг увидел чьи – то ножки.

Любит морковку,
 Прыгает ловко.
 Кто это? (Заяц.)

Заяц:

Часто я в лесу гуляю,
Но чудес таких не знаю.
Чтоб катилась голова
Распевая хоть куда!

Если сможешь мне помочь, то я тебя отпущу.

– Ребята, поможем нашему Колобку.

в) сравнение линий

Задание зайца: Дорожки в моей сказке непростые. Рассмотрите внимательно рисунок. Какие линии вы видите?

– Что вы можете рассказать о них? (кривые линии)

– Какие они? (незамкнутые и замкнутые)

– С помощью какого инструмента нарисована следующая линия? (прямая, с помощью линейки)

– Что вы о ней можете еще сообщить? (нет начала, нет конца)

– Все эти знания нам помогут выполнить работу на листках.

г) работа на листах

– Давайте попробуем их изобразить (подготовка рук, посадка, положение листа)

(Дети рисуют кривые незамкнутые и замкнутые, прямые линии на листах)

1. В левом верхнем углу нарисуйте незамкнутую линию

2. В правом верхнем – замкнутую линию

3. Под этими линиями посредине проведите прямую линию. Не забывайте ЛИНИЯ ПРЯМАЯ – ….. (без конца и края)

– Благодаря вашим знаниям о различных линиях, мы выполнили задание Зайца, а значит продолжаем наш путь по сказке дальше.

III. Сообщение темы урока

– Покатился Колобок по лесной тропинке, распевая свою песенку. А на встречу ему серый, ворчливый….

Кто зимой холодной,
Бродит по лесу голодный? (Волк)

Волк:

Песню я твою послушал.
И тебя могу я скушать,
Вкусно я не ел сто лет,
Пригодишься на обед.

Но если справишься с моим заданием, то я тебя не трону.

– Помогите, ребята, Колобку! Он уже понял, что не всякий встречный – друг сердечный. Но вам он верит. Выручайте его.

а) знакомство с новым материалом.

– Дорожки в сказке продолжаются. И Волк предлагает вам задание: что это за линия?

На какую линию похожа: кривую или прямую? Как по вашему мнению как ее провели? С помощью какого инструмента?

б) работа с учебником

– Какая фигура изображена справа от наших героев?

– Чем ЛУЧ отличается от прямой?

– Ребята, а где в нашей жизни мы встречаемся с лучом? (солнечный лучик от солнца, в темное помещение пробивается луч света, луч от прожектора или фонаря, лучи от фары машин).

-Ребята, с какой новой линией познакомил нас Волк? Давайте еще раз вспомним, что такое луч?

– Молодцы! Вы смогли помочь нашему Колобку разобраться с новой линией, потому что были очень внимательными и дружными.

– Устал Колобок, переволновался и покатился, а тут…

Он всю зиму проспал
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал реветь.
Кто же это? (Медведь.)

Медведь:

Колобок, Колобок!
Я тебя съем!

Колобок:

Что ты! Есть меня нельзя!
Посмотри! Со мной друзья!

Медведь:

Ладно, вкусный Колобок!
Отпущу тебя дружок!
Пусть девчонки и мальчишки
Поиграют с мишкой.

Физминутка.

– С Колобком и мы шагали
– И немножечко устали.

– А сейчас мы дружно встанем,
– Отдохнём все на привале.

– Влево, вправо повернись,
– Наклонись и поднимись!

– Ручки вверх и ручки в бок,
– И на месте прыг да скок.

– А теперь бежим вприпрыжку.
– Молодцы, мои детишки!

-Замедляем мы шаг,
– И на месте Стой! Вот так!

– А сейчас мы сядем дружно.
– Нам ещё работать нужно.

– Отдохнул Колобок и дальше в путь отправился и видит..., а чей это хвостик мелькает в кустах?

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост краса.
Кто же это? (Лиса)

Лиса:

Я – лисичка, я – сестричка!
Я хожу не слышно.
Рано утром по привычке.
На охоту вышла.

Хоть от бабушки ушёл,
Хоть от дедушки ушёл.
А сейчас мне на зубок
Угодит ваш Колобок!

– Ребята, помните, как закончилась сказка? А хотите, чтобы у сказки был счастливый конец?
– Лиса, дай нам задание, ребята выполнят его и спасут Колобка.

IV. Закрепление пройденного.

Задание от Лисы:
– Прошу Вас быть внимательными, ведь лиса очень хитрая и в этой работе может быть ловушка.

– Работаем на листах, а в следующем задании вам необходимо построить линии так, как велит учебник: мы будем учиться строить лучи.

(Дети работают на листках и параллельно – на доске)

-Молодцы! Отпустила Лиса Колобка.

И он решил вернуться к бабушке и дедушке. Они очень обрадовались, когда увидели Колобка живым и невредимым.

V. Итог урока.

– В какой сказке мы сегодня побывали?

– С какими трудностями встретился Колобок? (числовой ряд, сравнивали геометрические фигуры, познакомились с новой фигурой)

– С какой новой фигурой познакомились?

– Что же такое Луч? (часть прямой, у которого есть начало, нет конца)

– Как закончилась сказка?

-Колобок вернулся, благодаря вашей хорошей работе, а значит и настроение у всех … Посмотрите, даже Солнышко выглянуло, но что-то здесь не так? Кстати, я забыла вам сказать, что Колобок оставил вам подарок … Догадались (лучики)

– Ребята, возьмите свои лучики, присоедините их так, чтобы получилось Солнышко. Какое оно у вас? (Весёлое).
– А это значит, что у нас с вами всё в порядке, всё получилось!

Урок окончен! Спасибо за работу!