Цели:
- Сформировать представление учащихся о понятиях «модель», «моделирование».
- Создать четкое представление о видах моделей, а так же о целях и значении процесса моделирования.
- Отработать умение учащихся работать с текстовым процессором MSWord.
- Способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля, навыков работы с интерактивной доской.
- Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- ноутбуки для работы учащихся,
- файл: Интерактивное приложение для доски (изображения слайдов приложения приведены в конспекте),
- файл: Презентация.ppt (мультимедийная презентация),
- бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 1),
- Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
ХОД УРОКА
Оргмомент (1 мин.)
По ходу занятия идет работа с файлами: интерактивное приложение для доски и мультимедийная презентация.
I. АОЗ (8 мин.) – Итак,
мы закончили изучение раздела «Объекты и их
имена». Давайте вспомним. – Какие разновидности объектов вам известны? |
Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое. Объекты– предметы, объекты – процессы, объекты – явления. |
– Классифицируйте представленные
объекты по видам.
– Что вы можете сказать о каждом из этих объектов? – Какие признаки объектов вы знаете? Восстановите схему признаков объекта. |
Охарактеризовать их, т.е. назвать их признаки.
|
– Охарактеризуйте объект – предмет –
планета Земля.
– Откуда вам известны все эти факты о планете
Земля? – Сделайте вывод: всегда ли достаточно восприятия самого объекта для его полной характеристики, что помогает человеку изучить объект как можно подробнее? – Кто знает, как называются эти объекты – заместители? II. ФНЗ (15 мин.) – Совершенно верно и мы начинаем изучение
раздела «Информационное моделирование» и тема
сегодняшнего урока «Модели объектов и их
назначение», мы сегодня отправляемся в
путешествие по городу моделирования. – Как вы считаете, какова цель нашего путешествия? – Действительно в ходе путешествия мы должны
будем ответить на следующие вопросы. – И, что мы видим, нас встречает постовой.
Оказывается, чтобы попасть в город, необходимо
четко знать, что такое модель. – Чем являются объекты: человек, автомобиль,
железная дорога, медведь по отношению к своим
моделям?
– Тогда, как вы думаете, что такое моделирование? (Слайд 4) – Вот мы и ответили на вопрос постового и на НАШ
первый вопрос, не забывайте фиксировать ответы в
конспект. – Так значит, модели создают, прежде всего,
когда объекты – оригиналы какие? – Можете назвать еще одну причину создания моделей? – Идем дальше! И снова мы на улице моделей.
Каких? (Слайд 8) – Как вы думаете, как называется эта улица? – Итак, мы прогулялись по улицам города, и снова нас встречает постовой (Слайд 9), прежде чем продолжить путешествие он хочет, чтобы мы ответили на его вопрос, к какому же выводу мы пришли, посетив улицы города? (Когда же прибегают к моделированию?) – Действительно, необходимо запомнить!
– Дальше в путь! Куда это мы попали? (Слайд 11) – Моделью, какого объекта является манекен? – А скелет? – Почему модельер должен выбрать манекен?
– И наш знакомый постовой снова интересуется (Слайд
12), какой же вы сделали вывод, побывав на улицах
города? – Совершенно верно! – Подумайте, по какому признаку эти модели можно разделить на группы?
– Давайте посмотрим, что нам на это скажет
экскурсовод! (Слайд 15) – Хорошо! Что же нас ждет дальше?
– А теперь посмотрите на ваши опорные конспекты, на все ли вопросы мы ответили? – Для того чтобы разобраться с последним вопросом я предлагаю заглянуть к городскому историку. (Слайд 18) – Вот какую историю он нам хочет поведать:
– Чтобы узнать другие варианты значения
моделирования постовой нам предлагает (Слайд
19) выполнить еще одно задание из рабочей
тетради: № 7 стр. 42. – Итак, мы ответили на все вопросы, на которые планировали ответить по ходу путешествия. III. ФНЗ (10 мин.) – Ну, что можно и заканчивать наше путешествие!
Но что мы видим? – Что необходимо сделать?
– По какому правилу строится сиквейн? IV. Итог урока (5 мин.) – С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке? – А теперь я хотела бы вернуться к вашим
опорным конспектам, подумайте, чем являются эти
конспекты по отношению к сегодняшнему уроку? – Вот вы и назвали ваше домашнее задание, запишите УЧ: п. 2.1, РТ: №3, 4 (стр. 38-39). – Моделью может являться и ваше настроение во
время урока. Давайте с помощью смайликов
построим модель вашего настроения на уроке (применяется
интерактивная доска). |
Изучаем (вследствие изучения). Для полной характеристики объекта не всегда достаточно самого объекта поэтому прибегают к использованию объектов – заместителей, помогающих изучить отдельные признаки объекта. Модели.
Узнать, что такое модель, моделирование, разновидности моделей и т.д.
Кукла – модель человека, машинка – модель автомобиля, модель железной дороги и плюшевый мишка – модель медведя. Оригиналами. Нет. Модель – это объект-заместитель, отражающий некоторые свойства оригинала. Процесс ПОСТРОЕНИЯ модели объекта – оригинала (прототип).
Модель атома, модель солнечной системы. Очень большие или очень маленькие.
Здесь представлены модели процессов, происходящих в земной коре и модель двигателя. Данные процессы происходят очень медленно или очень быстро, поэтому создаются модели для их изучения или прогнозирования. Улица называется – улица моделей быстрых и медленных процессов. (Слайд 7) К процессу моделирования прибегают, когда процессы происходят или слишком медленно, или слишком быстро. Модель самолета, модель вулкана. Модели создают, если изучение реальных объектов опасно для жизни или может привести к разрушению самого объекта. К процессу моделирования прибегают, когда объект слишком велик или слишком мал, когда процесс протекает очень медленно или очень быстро, когда изучение объекта опасно или может привести к разрушению объекта-оригинала. Швейное ателье. Модельер для работы должен выбрать манекен. Человека. Тоже человека. Манекен передает внешнее строение тела человека, поэтому его можно использовать для пошива одежды, а скелет – внутренне, и используется для изучения костного строения человека.
У объекта может быть множество моделей, выбор модели зависит от цели моделирования!
Модели человека.
Объемные (скульптура, скелет, манекен, кукла) и не объемные (портрет, схема).
Натурные и информационные.
(Выполняют №5, стр. 40.Один ученик комментирует.)
Остался вопрос о значении моделирования.
Процесс моделирования важен при изучении объектов, при прогнозировании, для проверки гипотез и т.д.
(Выполнившая группа читает ответ, остальные записывают в тетрадь).
(Ответы учащихся.)
Составить информационную модель, в виде
пятистрочника (сиквейна), одного из предложенных
объектов (на выбор), используя среду текстового
процессора MS Word.
(Перечисляют) (Выполняют задание №5 из практической работы №4, стр. 160) (2-3 ученика читают свои сиквейны.) Информационную Модель, натурная модель, информационная модель, моделирование. Моделями. Множество Например, параграф учебника по данной теме.
(Если выдвигается грустный смайлик, ученик поясняет причину.) |
Дополнительные информационные источники:
Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборотория знаний, 2009.