Урок-путешествие "Модели объектов и их назначение"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • Сформировать представление учащихся о понятиях «модель», «моделирование».
  • Создать четкое представление о видах моделей, а так же о целях и значении процесса моделирования.
  • Отработать умение учащихся работать с текстовым процессором  MSWord.
  • Способствовать развитию интереса к предмету, познавательной активности, самоконтроля, навыков работы с интерактивной доской. 
  • Воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, дисциплинированность.

Оборудование:

  • интерактивная доска,
  • ноутбуки для работы учащихся,
  • файл: Интерактивное приложение для доски  (изображения слайдов приложения приведены в конспекте),
  • файл: Презентация.ppt (мультимедийная презентация),
  • бланк – заготовка для опорного конспекта (Приложение 1),
  • Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  • Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова.  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

ХОД УРОКА

Оргмомент (1 мин.)

По ходу занятия идет работа с файлами: интерактивное приложение для доски и мультимедийная презентация.

I. АОЗ (8 мин.)

Итак, мы закончили изучение раздела «Объекты и их имена». Давайте вспомним.
– Что называется объектом?

– Какие разновидности объектов вам известны?

 

Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая как единое целое.

Объекты– предметы, объекты – процессы, объекты – явления.

– Классифицируйте представленные объекты по видам.

– Что вы можете сказать о каждом из этих объектов?

– Какие признаки объектов вы знаете? Восстановите схему признаков объекта.

 

 

Охарактеризовать их, т.е. назвать их признаки.

 

– Охарактеризуйте объект – предмет – планета Земля.

– Откуда вам известны все эти факты о планете Земля?
– Как мы вообще получаем знания об объектах?
– Каким же образом изучают планету Земля? (Как вы изучаете?)

– Сделайте вывод: всегда ли достаточно восприятия самого объекта для его полной характеристики, что помогает человеку изучить объект как можно подробнее?

– Кто знает, как называются эти объекты – заместители?

II. ФНЗ (15 мин.)

– Совершенно верно и мы начинаем изучение раздела «Информационное моделирование» и тема сегодняшнего урока «Модели объектов и их назначение», мы сегодня отправляемся в путешествие по городу моделирования.
(Слайд 1)
Для каждого из вас на партах имеются  заготовки для опорного конспекта (Приложение 1), которые вы будете заполнять по ходу путешествия, возьмите их. Ознакомьтесь.

– Как вы считаете, какова цель нашего путешествия?

– Действительно в ходе путешествия мы должны будем ответить на следующие вопросы.
(Слайд 2)
–  Кстати, эти вопросы указаны у вас в заготовках. Будьте внимательны, не пропустите важные моменты. 
– В путь!

– И, что мы видим, нас встречает постовой. Оказывается, чтобы попасть в город, необходимо четко знать, что такое модель.
(Слайд 3)

– Разобраться в этом нам поможет следующее наблюдение.
– Назовите модели, каких объектов представлены перед вами? (Слайд 4)

– Чем являются объекты: человек, автомобиль, железная дорога, медведь по отношению к своим моделям?
– Действительно, данные объекты по отношению к своим моделям являются объектами – оригиналами.
– Скажите, а все ли признаки объектов – оригиналов отражают модели?
– Попробуйте сформулировать ответ на наш первый вопрос. Что такое модель?

 

– Тогда, как вы думаете, что такое моделирование?

(Слайд 4)

– Вот мы и ответили на вопрос постового и на НАШ первый вопрос, не забывайте фиксировать ответы в конспект.
– Ну а теперь в город моделирования!
(Слайд 5)
– Для начала прогуляемся по улицам города и познакомимся с его жителями. А вот и первая улица!
(Слайд 6)
– Модели, каких объектов вы здесь видите?
– Как вы думаете, зачем создали данные модели? 
– А почему нельзя изучать сами объекты – оригиналы?

– Так значит, модели создают, прежде всего, когда объекты – оригиналы какие?
– А мы и, действительно, находимся на улице моделей больших и маленьких объектов.
(Слайд 6)
– Идем дальше. А что это за улица, как вы думаете?
(Слайд 7)

– Можете назвать еще одну причину создания моделей?

– Идем дальше! И снова мы на улице моделей. Каких? (Слайд 8)
– Почему создают эти модели?

– Как вы думаете, как называется эта улица?
(Слайд 8)
– Таким образом, мы узнали еще одну причину создания моделей. Назовите ее.

– Итак, мы прогулялись по улицам города, и снова нас встречает постовой (Слайд 9), прежде чем продолжить путешествие он хочет, чтобы мы ответили на его вопрос, к какому же выводу мы пришли, посетив улицы города? (Когда же прибегают к моделированию?)

– Действительно, необходимо запомнить!
(Слайд 10)
– Пометьте в конспекте.

 

 

– Дальше в путь! Куда это мы попали? (Слайд 11)
– Помогите модельеру сделать правильный выбор!

– Моделью, какого объекта является манекен?

– А скелет?

– Почему модельер должен выбрать манекен?

 

 

– И наш знакомый постовой снова интересуется (Слайд 12), какой же вы сделали вывод, побывав на улицах города?
– Сколько моделей может быть у одного объекта и от чего зависит выбор модели?

– Совершенно верно!
(Слайд 13)
– Итак, мы выяснили, что моделей у одного объекта может быть множество, но хочется все-таки узнать, а какие виды моделей существуют? Для этого я вам предлагаю посетить музей города моделирования.
(Слайд 14) 
– Модели, какого объекта здесь представлены?

– Подумайте, по какому признаку эти модели можно разделить на группы?

 

– Давайте посмотрим, что нам на это скажет экскурсовод! (Слайд 15)
– Действительно, те модели, которые вы назвали объемными, называются натурными, а не объемные – информационными.

– Если точнее, то натурные модели, это реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования. (Слайд 16)
Помечайте себе!
– А информационные – это описание объекта оригинала на языке кодирования информации. (Слайд 16)
– Таким образом, какие виды моделей выделяют?

– Хорошо! Что же нас ждет дальше?
(Слайд 17) А дальше наш знакомый постовой предлагает выполнить задание 5 из рабочей тетради на странице 40, чтобы убедиться, что вы поняли различие между двумя видами моделей.

 

– А теперь посмотрите на ваши опорные конспекты, на все ли вопросы мы ответили?

– Для того чтобы разобраться с последним вопросом я предлагаю заглянуть к городскому историку. (Слайд 18)

– Вот какую историю он нам хочет поведать:
«В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец “Кэптен”. Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид, который предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении. Но ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с “игрушкой”, не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое...»
– Прослушав эту историю, и совершив прогулку по городу моделирования, я думаю, вы и сами уже можете ответить на последний вопрос, который мы ставили в начале путешествия. В чем заключается значение процесса моделирования?

 

– Чтобы узнать другие варианты значения моделирования постовой нам предлагает (Слайд 19) выполнить еще одно задание из рабочей тетради: № 7 стр. 42.
–  Работаем следующим образом: первая группа выполняет пункт а), вторая – б), третья – в), четвертая – г), а пункт д) обсудим вместе. Работаем (1 минута).
– Ваши ответы?
– Таким образом, можно сделать вывод, что моделирование – это способ познания окружающей нас действительности. Делайте последнюю запись в ваших конспектах. (Слайд 20)

– Итак, мы ответили на все вопросы, на которые планировали ответить по ходу путешествия.

III. ФНЗ (10 мин.)

– Ну, что можно и заканчивать наше путешествие! Но что мы видим?
Наши знакомые, предлагают нам попробовать свои силы в моделировании.
(Слайд 21)
– Отложите свои конспекты и откройте учебники на странице 160 – компьютерный практикум, задание №5 четвертой работы. Ознакомьтесь с заданием. (Приложение 2)

– Что необходимо сделать?

 

– По какому правилу строится сиквейн?
(Слайд 22)
– Вспомним основные правила работы за компьютером.
– Работаем по парам, как вы сидите. Объект для моделирования выбираете самостоятельно из предложенного списка.
(Используется электронный вид Приложения 2)
– Что получилось?
– Скажите, какую по виду модель данного объекта вы сейчас создавали?
– Ну что жители остались довольны, и мы заканчиваем наше путешествие. (Слайд 23)

IV. Итог урока (5 мин.)

С какими новыми понятиями вы познакомились сегодня на уроке?

– А теперь я хотела бы вернуться к вашим опорным конспектам, подумайте, чем являются эти конспекты по отношению к сегодняшнему уроку?
– Вспомните, а, сколько моделей может иметь объект?
– Что еще может выступить в качестве модели сегодняшнего урока?

– Вот вы и назвали ваше домашнее задание, запишите УЧ: п. 2.1, РТ: №3, 4 (стр. 38-39).

– Моделью может являться и ваше настроение во время урока. Давайте с помощью смайликов построим модель вашего настроения на уроке (применяется интерактивная доска).
Спасибо за работу!

 

Изучаем (вследствие изучения).
С помощью глобуса, с помощью снимков из космоса и т.д.

Для полной характеристики объекта не всегда достаточно самого объекта поэтому прибегают к использованию объектов – заместителей, помогающих изучить отдельные признаки объекта.

Модели.

 

 

 

 

 

Узнать, что такое модель, моделирование, разновидности моделей и т.д.

 

 

 

 

Кукла – модель человека, машинка – модель автомобиля, модель железной дороги и плюшевый мишка – модель медведя.

Оригиналами.

Нет.

Модель – это объект-заместитель, отражающий некоторые свойства оригинала.

Процесс ПОСТРОЕНИЯ модели объекта – оригинала (прототип).

 

 

 

 

Модель атома, модель солнечной системы.
Для изучения атома и солнечной системы.
Атом – очень маленький, солнечная система – огромная.

Очень большие или очень маленькие.

 

 

Здесь представлены модели процессов, происходящих в земной коре и модель двигателя. Данные процессы происходят очень медленно или очень быстро, поэтому создаются модели для их изучения или прогнозирования. Улица называется – улица моделей быстрых и медленных процессов. (Слайд 7)

К процессу моделирования прибегают, когда процессы происходят или слишком медленно, или слишком быстро.

Модель самолета, модель вулкана.
Изучение реальных объектов опасно, может привести к разрушению самого объекта, испытание объекта – оригинала дорого.
Улица моделей опасных процессов и дорогостоящих объектов.

Модели создают, если изучение реальных объектов опасно для жизни или может привести к разрушению самого объекта.

К процессу моделирования прибегают, когда объект слишком велик или слишком мал, когда процесс протекает очень медленно или очень быстро, когда изучение объекта опасно или может привести к разрушению объекта-оригинала.

Швейное ателье.

Модельер для работы должен выбрать манекен.

Человека.

Тоже человека.

Манекен передает внешнее строение тела человека, поэтому его можно использовать для пошива одежды, а скелет – внутренне, и используется для изучения костного строения человека.

 

У объекта может быть множество моделей, выбор модели зависит от цели моделирования!

 

 

Модели человека.

 

 

Объемные (скульптура, скелет, манекен, кукла) и не объемные (портрет, схема).

 

 

 

Натурные и информационные.

 

(Выполняют №5, стр. 40.Один ученик комментирует.)

 

Остался вопрос о значении  моделирования.

 

 

 

 

 

Процесс моделирования важен при изучении объектов, при прогнозировании, для проверки гипотез и т.д.

 

 

(Выполнившая группа читает ответ, остальные записывают в тетрадь).

 

(Ответы учащихся.)

 

 

 

 

 

Составить информационную модель, в виде пятистрочника (сиквейна), одного из предложенных объектов (на выбор), используя среду текстового процессора MS Word.
(Рассматривается пример «Вулкан»)

 

(Перечисляют)

(Выполняют задание №5 из практической работы №4, стр. 160)

(2-3 ученика читают свои сиквейны.)

Информационную

Модель, натурная модель, информационная модель, моделирование.

Моделями.

Множество

Например, параграф учебника по данной теме.

 

 

(Если выдвигается грустный смайлик, ученик поясняет причину.)

Дополнительные информационные источники:

  1. http://www.nad-vasiluk.narod.ru/modelirovanie.htm

  2. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ. 5–7 классы: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборотория знаний, 2009.