Цели урока:
- Продолжить формировать знания учащихся о плотности населения природной и социально-экономической обусловленности контрастов расселения на земном шаре.
- Рассмотреть процесс урбанизации как глобальное изменение процессов расселения, присущее человечеству на современном этапе его развития.
- Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами и подведения итогов работы по ним.
Задачи:
- Рассмотреть причины разнообразия плотности населения в отдельных регионах, странах и их частях, опираясь на знания современных региональных различий, полученных в 7 классе, материал 8 класса о влиянии плотности населения на жизнь людей, окружающую среду, хозяйство, конкретизированные при изучении Главной полосы расселения России.
- Расширить представления учащихся о типах населённых пунктов, процессах урбанизации, присущих городам и сёлам.
- Выполнить практическую работу по выявлению различий в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий на основе использования нескольких источников информации.
Оборудование: политическая карта мира, карта плотности населения мира. Карты атласа: плотность населения, политическая карта мира. Таблица 17 учебника В.П. Максаковского «Крупнейшие страны мира по численности городского населения в 2005г» и распечатка аналогичной таблицы за 1995г.
ХОД УРОКА
Слайд 1 |
Учащиеся раскрывают атласы. Записывают тему урока в тетради, домашнее задание в дневники. Учитель комментирует домашнее задание. |
Слайд 2 |
Знакомит учащихся с вопросами, рассмотреть которые предстоит на уроке. |
Слайд 3 |
С вопросами размещения населения вам приходилось встречаться в седьмом, восьмом и девятом классе. Население распространено крайне неравномерно. |
Слайд 4 |
Средняя плотность населения в мире 48 человек
на квадратный километр. Кстати, какие два
показателя необходимы, чтобы это установить?
Какое действие произвести? В чём причина того, что на 8% территории Земли проживает 2/3 человечества, на 15% суши вообще никого, и на остальной территории однородности не наблюдается? |
Слайд 5 |
Причин несколько. Рассмотрим важнейшие. 1.На размещение населения влияет рельеф. Из каждых 100 жителей Земли 80 живут на низменностях. Горные районы заселены намного слабее. Примеры стран-исключений большинство жителей которых живёт выше 1000 метров над уровнем океана. Это Эфиопия, Мексика, Перу, Боливия, Китай, Афганистан. Вспомните названия гор и нагорий в этих странах. Какие приспособления выработали их организмы? |
Слайд 6 |
2. С глубокой древности на расселение людей влияет их занятие сельским хозяйством. Такие районы в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии называются «рисовыми корзинами». Это также хорошо вам знакомые долины и дельты рек Нила, Тигра и Евфрата, создающих оазисы. |
Слайд 7 |
3. В некоторых промышленных районах Европы и США плотность населения достигает 1000-1500 человек на квадратный километр, лишь немного уступая наиболее заселённым сельскохозяйственным территориям. |
Слайд 8 |
4. Сильное тяготение испытывает человечество к транспортным и торговым путям. Это хорошо иллюстрируют карты плотности населения и труднодоступных мест. Проиллюстрировать это положение можно с помощью рисунка 15 учебника «Распределение населения по степени удаленности от моря», учитывая влияние океанов на климат. |
Слайд 9 |
Несмотря на ежегодные наводнения, вызванные
муссонными дождями, самой густонаселённой
страной мира называют Бангладеш. Ещё выше плотность населения у небольших государств: Сингапура, Мальдив, Мальты, Монако. |
Слайд 10 |
Очень часто в Интернете встречаются ошибки. Эта карта – анаморфоз скорее всего демонстрирует численность населения стран, а не их плотность населения. |
Слайд 11 |
В прошлом году вы познакомились с
неравномерностью внутри отдельно взятой страны
на примере Российской Федерации. Вспомните названия её самой густонаселённой полосы и слабозаселённой зоны. С подобными примерами вы столкнётесь и в курсе географии стран мира. |
Слайд 12 |
Вторая часть урока посвящена процессу урбанизации, являющемуся ярким индикатором современности. |
Слайд 13 |
Всё чаще вместо привычной карты плотности населения мы встречаем карты плотности сельского населения и крупнейших городов. Уже более половины людей проживают в городах. Следовательно, размещение населения определяется географией городов. Сравните «глобусо-диаграмму» с картой 17 учебника. Найдите Москву и другие крупнейшие города мира, а также самый большой из них. |
Слайд 14 |
Определение процесса урбанизации хочется
расширять и расширять. Интересно, как бы его
сформулировал французский архитектор Ле
Карбюзье, писавший, что большие города – это
духовные мастерские, где создаются лучшие
произведения вселенной. Перечислите функции городов. |
Слайд 15 |
На слайде показан процесс образования городской агломерации. Дайте определение этого термина. Вспомните крупнейшие агломерации России. |
Слайд 16 |
Найдите на рисунке, созданном из космических снимков крупнейшие агломерации. В каких частях света они расположены? |
Слайд 17 |
Вам, как жителям одной из крупнейших мировых агломераций, хорошо знакомы проблемы, вызванные «городским взрывом». Сравните карту расширения Москвы и загрязнённости воздуха над городом и сделайте вывод. |
Слайд 18 |
Какие экологические проблемы иллюстрируют эти фотографии? В каком городе мира они, на ваш взгляд, сделаны? |
Слайд 19 |
Процесс урбанизация в развитых и развивающихся странах имеет ряд особенностей. Отличаются в первую очередь темпы и уровни урбанизации. Расскажите об этих различиях по слайду. |
Слайд 20 |
Изучая развитые страны мира, вы столкнётесь с процессом «субурбанизации», а в развивающихся с «ложной» урбанизацией и её последствиями. Существуют ли в России эти явление? |
Слайд 21 |
В каких иностранных фильмах события происходят в трущобах? |
Слайд 22 |
26 ноября 2010 танки в одном из кварталов Рио-де-Жанейро были привлечены для усмирения бандитов. Подразделение бразильского спецназа совместно с армейскими подразделениями провели масштабную операцию против наркомафии в одном из районов фавел Рио. |
Слайд 23 |
Найти в Интернете фотографии деревни гораздо сложнее, чем города, хотя их в четыре раза больше. Эти снимки сделаны в Японии, Китае (агломерация воочию), Марокко и индейской игрушечной деревне. |
Слайд 24 |
Можно ли по этим фотографиям предположить, где расположены эти фермы? |
Слайд 25 |
В районах кочевого скотоводства постоянные поселения отсутствуют. |
Слайд 26 |
В рассказе О.Генри «Развлечения современной деревни» описывается самое начало распространения городского образа жизни среди фермеров США. Но какие бы достижения НТР не проникали в сельскую местность, менталитет человека за прогрессом не успевает. |
Слайд 27 |
Учащиеся отвечают на вопросы устно или письменно в зависимости от того как, прошёл урок и уровня класса. |
Слайд 28 |
Ученикам предлагается программная практическая работа. Несмотря на возможность различного её оформления , следует предложить учащимся наиболее простой вариант в виде таблицы. |
Слайд 29 |
Вывод – обязательный итог работы. |
Слайд 30 |
Если ученики успевают сдать работу до звонка, их можно ознакомить с вариантом сделанной работы. |
Слайд 31 |
В конце урока учитель объявляет результаты урока и напоминает о теме следующего занятия. |