Размещение и плотность населения. Урбанизация как всемирный процесс. 10-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • Продолжить формировать знания учащихся о плотности населения  природной и социально-экономической обусловленности  контрастов расселения на земном шаре.
  • Рассмотреть процесс урбанизации как глобальное изменение процессов расселения,  присущее человечеству на современном этапе его развития.
  • Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами и подведения итогов работы по ним.

Задачи:

  • Рассмотреть причины разнообразия плотности населения в отдельных регионах, странах и их частях, опираясь на знания современных региональных различий, полученных в 7 классе, материал 8 класса о влиянии плотности населения на жизнь людей, окружающую среду, хозяйство, конкретизированные при изучении Главной полосы расселения России.
  • Расширить представления учащихся о типах населённых пунктов, процессах урбанизации, присущих городам и сёлам.
  • Выполнить практическую работу по выявлению различий в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий на основе использования нескольких источников информации.

Оборудование: политическая карта мира, карта плотности населения мира. Карты атласа: плотность населения,  политическая карта мира. Таблица 17 учебника В.П. Максаковского «Крупнейшие страны мира по численности городского населения в 2005г» и распечатка аналогичной таблицы за 1995г.

ХОД УРОКА

Слайд 1

Учащиеся раскрывают атласы. Записывают тему урока в тетради, домашнее задание в дневники. Учитель комментирует домашнее задание.

Слайд 2

 Знакомит учащихся с вопросами, рассмотреть которые предстоит на уроке.

Слайд 3

С вопросами размещения населения вам приходилось встречаться  в седьмом, восьмом и девятом классе. Население распространено крайне неравномерно.

Слайд 4

Средняя плотность населения в мире 48 человек на квадратный километр. Кстати, какие два показателя необходимы,  чтобы это установить? Какое действие произвести?
В чём причина того, что на 8%  территории Земли проживает 2/3 человечества, на 15%  суши вообще никого, и на остальной территории однородности не наблюдается?

Слайд 5

Причин несколько. Рассмотрим важнейшие.
1.На размещение населения   влияет рельеф. Из каждых 100 жителей Земли 80 живут на низменностях. Горные районы заселены намного слабее. Примеры стран-исключений большинство жителей которых живёт выше 1000 метров над уровнем океана. Это  Эфиопия, Мексика, Перу, Боливия, Китай, Афганистан. Вспомните названия гор и нагорий в этих странах. Какие приспособления выработали их организмы?

Слайд 6

2. С глубокой древности на расселение людей влияет их занятие сельским хозяйством. Такие районы в Восточной,  Юго-Восточной и Южной Азии называются «рисовыми корзинами». Это также хорошо вам знакомые долины и дельты рек Нила, Тигра и Евфрата, создающих оазисы.

Слайд 7

3. В некоторых промышленных районах Европы и США плотность населения достигает 1000-1500 человек на квадратный километр, лишь немного уступая наиболее заселённым сельскохозяйственным территориям.

Слайд 8

4. Сильное тяготение испытывает человечество к транспортным и торговым путям. Это хорошо иллюстрируют карты плотности населения и труднодоступных мест. Проиллюстрировать это положение можно с помощью рисунка 15 учебника «Распределение населения по степени удаленности от моря», учитывая влияние океанов на климат.

Слайд 9

Несмотря на ежегодные наводнения, вызванные муссонными дождями, самой густонаселённой страной мира называют Бангладеш.
Ещё выше плотность населения у небольших государств: Сингапура, Мальдив, Мальты, Монако.

Слайд 10

Очень часто в Интернете встречаются ошибки.
Эта карта – анаморфоз скорее всего демонстрирует численность населения стран, а не их плотность населения.

Слайд 11

В прошлом году вы познакомились с неравномерностью внутри отдельно взятой страны на примере Российской Федерации.
Вспомните названия её самой густонаселённой полосы и слабозаселённой зоны.
С подобными примерами вы столкнётесь и в курсе географии стран мира.

Слайд 12

Вторая часть урока посвящена процессу урбанизации, являющемуся ярким индикатором современности.

Слайд 13

Всё чаще вместо привычной карты плотности населения мы встречаем карты плотности сельского населения и крупнейших городов. Уже более половины людей проживают в городах. Следовательно, размещение населения определяется географией городов. Сравните «глобусо-диаграмму» с картой 17 учебника. Найдите Москву и другие крупнейшие города мира, а также  самый большой  из них.

Слайд 14

Определение процесса урбанизации хочется расширять и расширять. Интересно, как бы его сформулировал французский архитектор Ле Карбюзье, писавший, что большие города – это духовные мастерские, где создаются лучшие произведения вселенной.
Перечислите функции городов.

Слайд 15

На слайде показан процесс образования городской агломерации. Дайте определение этого термина. Вспомните крупнейшие агломерации России.

Слайд 16

Найдите на рисунке, созданном из космических снимков крупнейшие агломерации. В каких частях света они расположены?

Слайд 17

Вам, как жителям одной из крупнейших мировых агломераций, хорошо знакомы проблемы, вызванные «городским взрывом». Сравните карту расширения Москвы и загрязнённости воздуха над городом и сделайте вывод.

Слайд 18

Какие экологические  проблемы иллюстрируют эти фотографии? В каком городе мира они, на ваш взгляд, сделаны?

Слайд 19

Процесс урбанизация в развитых и развивающихся странах имеет ряд особенностей. Отличаются в первую очередь темпы и уровни урбанизации. Расскажите об этих различиях по слайду.

Слайд 20

Изучая развитые страны мира, вы столкнётесь с процессом «субурбанизации», а в развивающихся с «ложной» урбанизацией и её последствиями. Существуют ли в России эти явление?

Слайд 21

В каких иностранных фильмах события происходят в трущобах?

Слайд 22

26 ноября 2010 танки в одном из кварталов Рио-де-Жанейро были привлечены для усмирения бандитов. Подразделение бразильского спецназа совместно с армейскими подразделениями провели масштабную операцию против наркомафии в одном из районов фавел Рио.

Слайд 23

Найти в Интернете фотографии деревни гораздо сложнее, чем города, хотя их в четыре раза больше. Эти снимки сделаны в Японии, Китае (агломерация воочию), Марокко и индейской игрушечной деревне.

Слайд 24

Можно ли по этим фотографиям предположить, где расположены эти фермы?

Слайд 25

В районах кочевого скотоводства постоянные поселения отсутствуют.

Слайд 26

В рассказе О.Генри «Развлечения современной деревни» описывается самое начало распространения городского образа жизни среди фермеров США. Но какие бы достижения НТР не проникали в сельскую местность, менталитет человека за прогрессом не успевает.

Слайд 27

Учащиеся отвечают на вопросы устно или письменно в зависимости от того как, прошёл урок и уровня класса.

Слайд 28

Ученикам предлагается программная практическая работа. Несмотря на возможность различного её оформления , следует предложить учащимся наиболее простой вариант в виде таблицы.

Слайд 29

Вывод – обязательный итог работы.

Слайд 30

Если ученики успевают сдать работу до звонка, их можно ознакомить с вариантом сделанной работы.

Слайд 31

В конце урока учитель объявляет результаты урока и напоминает о теме следующего занятия.