Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях.
Задачи:
- Образовательные:
- дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
- выявить современные проблемы малочисленных народов;
- рассмотреть особенности социальной политики, направленные на решение этих проблем.
- Развивающие:
- формирование познавательных способностей, через развитие умений составлять характеристику народов, пользуясь различными источниками географической информации, формирование умений и навыков организации и ведения записей, вести монологическую устную речь, способности работать в группе, умения смыслового «чтения» (постановка вопросов к тексту), умения «разворачивать» информацию («чтение» графиков), умения использовать ТС (Н.Л. Галеева)
- Воспитательные:
- формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.
Оборудование: карта «Население России», таблица «Народы России», графики, индивидуальные карты самоконтроля, компьютер, медиапроектор, куклы и пояс телеутов, жетоны, атлас, учебник Алексеев А.И., Низовцев В.А. и др. География России. Кн.2:. Хозяйство и географические районы 9 кл.; учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа,2002.
Методы: по источнику знаний:
словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся:
беседа, самостоятельная работа учащихся
По характеру познавательной деятельности
учащихся и участия учителя в учебном процессе:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый, проблемный.
Методы контроля: письменный контроль, устный контроль.
Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.
Тип урока: круглый стол (изучение нового материала)
Форма урока: урочная, групповая (Ю.К.Бабанский)
Опережающее задание: учащиеся заранее были разделены на группы. Задание: используя различные источники информации составить характеристику народа.
План урока:
№ |
Этап урока |
Приемы и методы |
Время (мин) |
1 | Организация учащихся к занятию | Рассказ учителя | 1-2 мин |
2 | Актуализация знаний | Фронтальный устный опрос, беседа | 3-5 мин |
3 | Изучение нового материала | Работа с картами, графиками, беседа, рассказ учащихся | 20 мин |
4 | Закрепление и обобщение | Работа со схемами, картами атласа, беседа | 10 мин |
5 | Задание на дом | Рассказ учителя | 2-3 мин |
ХОД УРОКА
1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)
2. Актуализация знаний – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.
А) Какие экономические районы входят в состав
региона Сибирь?
Б) Где проходит главная полоса расселения
населения по территории России и почему она
сформировалась именно так?
В) Сформулируйте определение к понятию
«титульный» народ.
3. Формулировка темы и определение основных целей занятия, а также сообщение плана изложения нового материала.
– Какие события у нас произошли 2 марта?
Представляю вам нового президента РФ.
Выступление президента.
– Здравствуйте! Я занял пост президента
несколько дней назад и постепенно начинаю
вникать в дела государства.
Накануне меня заинтересовал вопрос, касающийся
малочисленных народов проживающих на территории
РФ. Я, как приемник предыдущего президента,
полностью придерживаюсь политики в отношении
малочисленных народов, в том числе и Сибири.
И сегодня я встретился с вами, с представителями малочисленных
народов Сибири, чтобы вы осветили особенности
быта, культуры, обычаев и традиции своего народа.
Давайте познакомимся с представителями,
присутствующими на конференции.
– Я, как пресс-секретарь нового президента предлагаю пройти ко мне по-очереди представителей народов Сибири.
– Назовите и покажите на карте субъект РФ, на
территории которого вы проживаете, если ответ
будет правильный вы получите карточку и жетон.
(алтайцы – республика Алтай, манси – Ханты –
Мансийский АО, буряты – республика Бурятия,
эвенки – Эвенкийский АО, хакасы – Республика
Хакасия, тувинцы – Республика Тува, шорцы и
телеуты – Кемеровская область)
4. Изложение нового материала.
– Я хотела бы ознакомить вас с динамикой численности населения Сибири и Дальнего Востока (график №1)
Динамика численности населения Сибири и Дальнего Востока
После присоединения к России, начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территории. Начался этот процесс в XVI-XVII вв. с создания крепостей-острогов: Тюменского, Тобольского, Томского, Енисейского, Красноярского, Якутского, Охотского. Т.о., менее чем за 100 лет за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до берегов Тихого океана. В целом до революции было основано 44 города. После отмены крепостного права и, особенно, проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири двинулись миллионы крестьян из центральных губерний. В начале XX века во всем Восточном регионе проживало менее 10 млн. человек. В советское время население в Восточном регионе быстро росло: 1926 – 12,3 млн; 1959 – 22,5 млн.; 1979 – 28 млн; 1989 – 32,3 млн; 2000 – 31,2 млн.; 2006 – 30,3 млн. Но в последнее время начался отток населения с северных районов и Дальнего востока, за последние 6 лет на 2 млн человек.
– Объясните, почему в последнее время наблюдается резкое сокращение численности? (Раскройте не менее 3 причин)
– Проанализируйте график №2 численности малочисленных народов Сибири и сформулируйте проблемный вопрос? (Почему «титульные» народы со временем стали малочисленными?)
– Чтобы ответить на этот вопрос надо получить
информацию об этих народах.
Презентации учащихся: алтайцы, манси, шорцы и
телеуты, эвенки.
– Ребята, по ходу доклада, вы должны заполнить таблицу в ваших картах самоконтроля и в конце презентации задать вопросы докладчикам.
Карта самоконтроля
Тема «Население Сибири»
Ф.И. учащегося………………………………………………
Класс…………………………………………………………
Народ | Численность | Территория проживания | Основные занятия | религия |
5. Закрепление и обобщение
Давайте ответим на вопрос поставленный в начале урока. Почему «титульные» народы со временем стали малочисленными? (ассимиляция с другими народами, вытеснение русскими, низкий уровень образования, медицины, продолжительности жизни)
Предоставим слово президенту РФ для подведения итогов:
– Я даю слово президента, что приму все меры для развития социальной политики в отношении малочисленных народов Сибири. В настоящее время:
– Реализуется федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»
– В 2005 году за счет средств федерального бюджета закуплено оборудование для деревообрабатывающего цеха, начато строительство водопроводов, ранее были построены ЛЭП, которые помогли провести свет в отдаленные поселки.
– Кроме того, по программе строятся фельдшерско-акушерские пункты в отдаленных поселках, покупается дорогостоящее оборудование и делается многое другое, что помогает развивать инфраструктуру в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.
– Работают специализированные музеи, отражающие историю, культуру, быт коренных народов.
Краткий письменный опрос учащихся по новому
материалу, с целью более глубокого уяснения его
узловых вопросов.
– Мы рассмотрели особенности лишь некоторых народов, а какие еще проживают на территории Сибири – заполните схему пользуясь картами атласа.
Схема «Народы Сибири»
6. Задание на дом
«3» – прочитать § 47;
«4» – задание в рабочей тетради §47;
«5» – нанести на контурную карту районы
проживания «титульных» народов.