Население Сибири

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях.

Задачи:

  • Образовательные:
    • дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
    • выявить современные проблемы малочисленных народов;
    • рассмотреть особенности социальной политики, направленные на решение этих проблем.
  • Развивающие:
    • формирование познавательных способностей, через развитие умений составлять характеристику народов, пользуясь различными источниками географической информации, формирование умений и навыков организации и ведения записей, вести монологическую устную речь, способности работать в группе, умения смыслового «чтения» (постановка вопросов к тексту), умения «разворачивать» информацию («чтение» графиков), умения использовать ТС (Н.Л. Галеева)
  • Воспитательные:
    • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.

Оборудование: карта «Население России», таблица «Народы России», графики, индивидуальные карты самоконтроля, компьютер, медиапроектор, куклы и пояс телеутов, жетоны, атлас, учебник Алексеев А.И., Низовцев В.А. и др. География России. Кн.2:. Хозяйство и географические районы 9 кл.; учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа,2002.

Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Методы контроля: письменный контроль, устный контроль.

Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.

Тип урока: круглый стол (изучение нового материала)

Форма урока: урочная, групповая (Ю.К.Бабанский)

Опережающее задание: учащиеся заранее были разделены на группы. Задание: используя различные источники информации составить характеристику народа.

План урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин)

1 Организация учащихся к занятию Рассказ учителя 1-2 мин
2 Актуализация знаний Фронтальный устный опрос, беседа 3-5 мин
3 Изучение нового материала Работа с картами, графиками, беседа, рассказ учащихся 20 мин
4 Закрепление и обобщение Работа со схемами, картами атласа, беседа 10 мин
5 Задание на дом Рассказ учителя 2-3 мин

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)

2. Актуализация знаний  – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.

А) Какие экономические районы входят в состав региона Сибирь?
Б) Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она сформировалась именно так?
В) Сформулируйте определение к понятию «титульный» народ.

3. Формулировка темы и определение основных целей занятия, а также сообщение плана изложения нового материала.

– Какие события у нас произошли 2 марта?
Представляю вам нового президента РФ.

Выступление президента.

– Здравствуйте! Я занял пост президента несколько дней назад и постепенно начинаю вникать в дела государства.
Накануне меня заинтересовал вопрос, касающийся малочисленных народов проживающих на территории РФ. Я, как приемник предыдущего президента, полностью придерживаюсь политики в отношении малочисленных народов, в том числе и Сибири.
И сегодня я встретился с вами, с представителями малочисленных народов Сибири, чтобы вы осветили особенности быта, культуры, обычаев и традиции своего народа.
Давайте познакомимся с представителями, присутствующими на конференции.

– Я, как пресс-секретарь нового президента предлагаю пройти ко мне по-очереди представителей народов Сибири.

– Назовите и покажите на карте субъект РФ, на территории которого вы проживаете, если ответ будет правильный вы получите карточку и жетон.
(алтайцы – республика Алтай, манси – Ханты – Мансийский АО, буряты – республика Бурятия, эвенки – Эвенкийский АО, хакасы – Республика Хакасия, тувинцы – Республика Тува, шорцы и телеуты – Кемеровская область)

4. Изложение нового материала.

– Я хотела бы ознакомить вас с динамикой численности населения Сибири и Дальнего Востока (график №1)

Динамика численности населения Сибири и Дальнего Востока

img1.gif (5586 bytes)

После присоединения к России, начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территории. Начался этот процесс в XVI-XVII вв. с создания крепостей-острогов: Тюменского, Тобольского, Томского, Енисейского, Красноярского, Якутского, Охотского. Т.о., менее чем за 100 лет за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до  берегов Тихого океана. В целом до революции было основано 44 города. После отмены крепостного права  и, особенно, проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири двинулись миллионы крестьян из центральных губерний. В начале XX века во всем Восточном регионе проживало менее 10 млн. человек. В советское время население в Восточном регионе быстро росло: 1926 – 12,3 млн; 1959 – 22,5 млн.; 1979 – 28 млн; 1989 – 32,3 млн; 2000 – 31,2 млн.; 2006 – 30,3 млн. Но в последнее время начался отток населения с северных районов и Дальнего востока, за последние 6 лет на 2 млн человек.

– Объясните, почему в последнее время наблюдается резкое сокращение численности? (Раскройте не менее 3 причин)

– Проанализируйте график №2 численности малочисленных народов Сибири и сформулируйте проблемный вопрос? (Почему «титульные» народы со временем стали малочисленными?)

– Чтобы ответить на этот вопрос надо получить информацию об этих народах.
Презентации учащихся: алтайцы, манси, шорцы и телеуты, эвенки.

– Ребята, по ходу доклада, вы должны заполнить таблицу в ваших картах самоконтроля и в конце презентации задать вопросы докладчикам.

Карта самоконтроля

Тема «Население Сибири»

Ф.И. учащегося………………………………………………
Класс…………………………………………………………

Народ Численность Территория проживания Основные занятия религия
         
         
         

5. Закрепление и обобщение

Давайте ответим на вопрос поставленный в начале урока. Почему «титульные» народы со временем стали малочисленными? (ассимиляция с другими народами, вытеснение русскими, низкий уровень образования, медицины, продолжительности жизни)

Предоставим слово президенту РФ для подведения итогов:

– Я даю слово президента, что приму все меры для развития социальной политики в отношении малочисленных народов Сибири. В настоящее время:

– Реализуется федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»

– В 2005 году за счет средств федерального бюджета закуплено оборудование для деревообрабатывающего цеха, начато строительство водопроводов, ранее были построены ЛЭП, которые помогли провести свет в отдаленные поселки.

– Кроме того, по программе строятся фельдшерско-акушерские пункты в отдаленных поселках, покупается дорогостоящее оборудование и делается многое другое, что помогает развивать инфраструктуру в местах компактного проживания коренных малочисленных народов.

– Работают специализированные музеи, отражающие историю, культуру, быт коренных народов.


Краткий письменный опрос учащихся по новому материалу, с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов.

– Мы рассмотрели особенности лишь некоторых народов, а какие еще проживают на территории Сибири – заполните схему пользуясь картами атласа.

Схема «Народы Сибири»

6. Задание на дом

«3» – прочитать § 47;
«4» – задание в рабочей тетради §47;
«5» – нанести на контурную карту районы проживания «титульных» народов.