Интегрированный урок (окружающий мир + изобразительное искусство) "Поверхность нашего края"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Развивать умение работать с картой.
  2. Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, патриотические чувства, интерес к предмету.

Оборудование.

Для учителя:

  • карты: физическая и климатическая России, физическая и административная Башкортостана в презентации;
  • отрывок из фильма «Капова пещера» (Мультимедиа учебник для общеобразовательных учреждений «Культура Башкортостана»);
  • фотографии с изображением уголков родного края;
  • запись песни «Наш край».

Для учащихся:

  • «Мир вокруг нас». Учебник для 4 класса. 1 ч.;
  • «Атлас Республики Башкортостан» у каждого учащегося;
  • альбомы, краски, кисти;
  • карточки с заданиями для исследовательской работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит песня «Наш край»

(Приложение. Слайд 1)

II. Целевая установка.

(Слайд 2)

- О чем эта песня? (Эта песня о родном крае.)

- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (Мы говорили о Башкортостане, о его расположении, о соседних областях и республиках нашего края.)

- Сегодня мы поговорим о поверхности нашего края, о природных зонах, и об их обитателях, а в конце урока вас ждет небольшой сюрприз. Мы побываем в подземном царстве, попытаемся почувствовать себя первобытными людьми.

III. Проверка домашнего задания.

1) Фронтальная работа.

1. Расскажите о нашем крае, используя карты.

План ответа:

  1. Географическое положение. (Слайд 3)
  2. Соседи. (Слайд 4)
  3. Столица, крупные города. (Слайд 5)

(Опираясь на физическую карту России, ученик рассказывает о положении республики Башкортостан на территории России. По административной – о соседних областях и республиках. По административной карте республики Башкортостан – об Уфе и крупных городах РБ.)

2) Индивидуальная работа.

- Ответим на вопросы на карточках.

Учащиеся работают самостоятельно по карточкам (см. Приложение 1).

Тест «Мой край».

Выдели верный на твой взгляд ответ.

1) Мой край расположен на материке…

а\ Африка;

б\ Австралия;

в\ Евразия;

г\ Северная Америка.

2) Мой край находится в…

а\ северном полушарии;

б\ южном полушарии;

3) Территория моего края расположена в…

а\ тропическом поясе;

б\ полярном поясе;

в\ умеренном поясе.

4) Мой край находится в природной зоне …

а\ тундра;

б\ пустыни;

в\ лесостепи.

5) В моем крае растут…

а\ кактусы, кипарисы;

б\ ель, береза, осина;

в\ ягель, клюква, карликовая ива.

6) У нас обитают…

а\ олени, белые медведи;

б\ сайгаки, тушканчики, ушастый ёж;

в\ лоси, зайцы, кабаны.

IV. Работа по теме.

1) Постановка проблемы.

(Слайд 6)

Поверхность нашего края.

- Внимательно рассмотрите физическую карту Башкортостана. Какой рельеф вы видите? (На территории Башкортостана есть низменности, возвышенности, горы.)

- Влияет ли поверхность нашего края на растительность, животный мир и жизнь людей. (Выслушиваются как положительные, так и отрицательные ответы учащихся.)

- На этот вопрос мы с вами и должны найти ответ.

2) Исследовательская работа в группах.

- На территории нашей республики выделяют три природные области: Южный Урал, Предуралье и Зауралье. Почему? (Благодаря расположению и рельефу.)

- Вот и вам предстоит разделиться на три группы для следующей работы.

Учащиеся делятся на группы и получают задание на карточках. Работа проводится по «Атласу Республики Башкортостан».

(Группы по атласу определяют положение природной области, природную зону, преобладающую в данном районе, выписывают основные растения и животных, определяют род занятий человека.)

Группы заполняют свои карточки (см. Приложение 2)

Карточки для групп:

Южный Урал ( Предуралье или Зауралье).

1) Расположение _____________________________.

2) Природная зона____________________________.

3) Растительный и животный мир ______________.

Растения Животные
   
   
   
   

4) Чем занимаются люди?

а\ Выращиванием сельскохозяйственных культур и разведением домашних животных.

б\ Добычей полезных ископаемых, заготовкой и переработкой древесины.

3) Отчет работы групп.

(Слайды 7-9)

Предуралье – западная часть республики. Низменная и возвышенная равнина занята зоной лесостепи. Почти вся территория занята сельскохозяйственными угодьями. Растения: Дуб чеширчатый и липа мелколистная, ковыль перистый, василек Маршала и т.д. Животные: лисица, заяц, суслик, куропатка и т.д.

Южный Урал расположен на востоке республики. Горные хребты Южного Урала покрыты лесами. Население занимается добычей и переработкой полезных ископаемых и древесины. Растения: ель, пихта сибирская, липа мелколистая, береза бородавчатая, лиственница, дуб и т.д. Животные: Лось, медведь, белка, филин, глухарь.

Зауралье протянулось по восточному подножию Южного Урала, вдоль реки Урал. Зауралье сохранились небольшие участки нераспаханной степи. Распространено животноводство и растениеводство. Растения: ковыль, шалфей степной и т.д. Растения: суслик малый, еж ушастый, сурок степной, корсак и т.д.

4) Вывод.

- Влияет ли поверхность нашего края на растительность, животный мир и жизнь людей. (Да.)

- Почему? (Благодаря разнообразию природных зон.)

Физкультурная минутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем.
Справа от нас – зеленый луг.
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!
Солнце над березами светит нам.
Мы рады ягодам, грибам.

V. Практическая работа.

- Задержимся на Южном Урале подольше. Это наиболее приподнятая часть Урала. Его высшей точкой является гора Ямантау (1640 м). Благодаря хорошо сохранившемуся растительному и животному миру созданы заповедники, природные национальные парки, заказники. Среди них известен заповедник Шульган-Таш, одной из ценностей которого является Капова пещера с наскальными рисунками первобытного человека.

- А теперь обещанный сюрприз. Сейчас мы с вами очутимся в пещере.

Просмотр отрывка фильма «Капова пещера» (мультимедиа учебник для общеобразовательных учреждений «Культура Башкортостана».)

(Слайды 10-11)

- Попробуем сделать лист бумаги похожим на стену пещеры. Как показать неровность стен? (Смять бумагу.)

-Какой цвет выбрать? (Коричневый, черный, красный, желтый.)

1) Практическая работа. Сминание бумаги и раскрашивание.

- Представьте себя первобытным человеком. Перед тем, как отправиться на охоту мы должны попросить богов о помощи. Изобразим на стенах символы и знаки. Какой краской пользовались первобытные люди? (Красной, коричневой.)

- Чем рисовали? (Острой палочкой.)

2) Практическая работа. Рисование знаков и символов обратной стороной кисточки.

3) Подведение итогов творческой работы. Выставка рисунков.

VI. Итог урока.

- Какова поверхность нашего края? (Удивительна поверхность и природа Башкортостана: горы и равнины, хвойные, смешанные и широколиственные леса и ковыльные степи. Это влияет на жизнь растений, животных и занятия человека.)

VII. Домашнее задание.

  1. Стр. 147-153.
  2. Задания в тетради 1-3 стр. 48-49.
  3. Рисунок на тему урока.

Литература:

  1. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. шк. Ч.1/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – м.: Просвещение, 2003.
  2. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М. : «ВАКО», 2004.
  3. Атлас Республики Башкортостан под ред. М.Ф.Хисматова, Роскартография, 2001.
  4. Ахмедов Р.Б Слово о реках, озерах и травах. – Уфа,1988.
  5. Мартин В.И., Смирнов Ю.В. Пещеры. – Пермь, 1993.
  6. htlp//mirslovarei/cjv/content_bes/Kapova-Pehhera – 25780.htm/
  7. Культура Башкортостана. Мультимедиа учебник для общеобразовательных учреждений. 2004 год.