Цели:
- Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края. Развивать умение работать с картой.
- Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать любовь к родному краю, патриотические чувства, интерес к предмету.
Оборудование.
Для учителя:
- карты: физическая и климатическая России, физическая и административная Башкортостана в презентации;
- отрывок из фильма «Капова пещера» (Мультимедиа учебник для общеобразовательных учреждений «Культура Башкортостана»);
- фотографии с изображением уголков родного края;
- запись песни «Наш край».
Для учащихся:
- «Мир вокруг нас». Учебник для 4 класса. 1 ч.;
- «Атлас Республики Башкортостан» у каждого учащегося;
- альбомы, краски, кисти;
- карточки с заданиями для исследовательской работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит песня «Наш край»
(Приложение. Слайд 1)
II. Целевая установка.
(Слайд 2)
- О чем эта песня? (Эта песня о родном крае.)
- О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (Мы говорили о Башкортостане, о его расположении, о соседних областях и республиках нашего края.)
- Сегодня мы поговорим о поверхности нашего края, о природных зонах, и об их обитателях, а в конце урока вас ждет небольшой сюрприз. Мы побываем в подземном царстве, попытаемся почувствовать себя первобытными людьми.
III. Проверка домашнего задания.
1) Фронтальная работа.
1. Расскажите о нашем крае, используя карты.
План ответа:
- Географическое положение. (Слайд 3)
- Соседи. (Слайд 4)
- Столица, крупные города. (Слайд 5)
(Опираясь на физическую карту России, ученик рассказывает о положении республики Башкортостан на территории России. По административной – о соседних областях и республиках. По административной карте республики Башкортостан – об Уфе и крупных городах РБ.)
2) Индивидуальная работа.
- Ответим на вопросы на карточках.
Учащиеся работают самостоятельно по карточкам (см. Приложение 1).
Тест «Мой край».
Выдели верный на твой взгляд ответ.
1) Мой край расположен на материке…
а\ Африка;
б\ Австралия;
в\ Евразия;
г\ Северная Америка.
2) Мой край находится в…
а\ северном полушарии;
б\ южном полушарии;
3) Территория моего края расположена в…
а\ тропическом поясе;
б\ полярном поясе;
в\ умеренном поясе.
4) Мой край находится в природной зоне …
а\ тундра;
б\ пустыни;
в\ лесостепи.
5) В моем крае растут…
а\ кактусы, кипарисы;
б\ ель, береза, осина;
в\ ягель, клюква, карликовая ива.
6) У нас обитают…
а\ олени, белые медведи;
б\ сайгаки, тушканчики, ушастый ёж;
в\ лоси, зайцы, кабаны.
IV. Работа по теме.
1) Постановка проблемы.
(Слайд 6)
Поверхность нашего края.
- Внимательно рассмотрите физическую карту Башкортостана. Какой рельеф вы видите? (На территории Башкортостана есть низменности, возвышенности, горы.)
- Влияет ли поверхность нашего края на растительность, животный мир и жизнь людей. (Выслушиваются как положительные, так и отрицательные ответы учащихся.)
- На этот вопрос мы с вами и должны найти ответ.
2) Исследовательская работа в группах.
- На территории нашей республики выделяют три природные области: Южный Урал, Предуралье и Зауралье. Почему? (Благодаря расположению и рельефу.)
- Вот и вам предстоит разделиться на три группы для следующей работы.
Учащиеся делятся на группы и получают задание на карточках. Работа проводится по «Атласу Республики Башкортостан».
(Группы по атласу определяют положение природной области, природную зону, преобладающую в данном районе, выписывают основные растения и животных, определяют род занятий человека.)
Группы заполняют свои карточки (см. Приложение 2)
Карточки для групп:
Южный Урал ( Предуралье или Зауралье).
1) Расположение _____________________________.
2) Природная зона____________________________.
3) Растительный и животный мир ______________.
Растения | Животные |
4) Чем занимаются люди?
а\ Выращиванием сельскохозяйственных культур и разведением домашних животных.
б\ Добычей полезных ископаемых, заготовкой и переработкой древесины.
3) Отчет работы групп.
(Слайды 7-9)
Предуралье – западная часть республики. Низменная и возвышенная равнина занята зоной лесостепи. Почти вся территория занята сельскохозяйственными угодьями. Растения: Дуб чеширчатый и липа мелколистная, ковыль перистый, василек Маршала и т.д. Животные: лисица, заяц, суслик, куропатка и т.д.
Южный Урал расположен на востоке республики. Горные хребты Южного Урала покрыты лесами. Население занимается добычей и переработкой полезных ископаемых и древесины. Растения: ель, пихта сибирская, липа мелколистая, береза бородавчатая, лиственница, дуб и т.д. Животные: Лось, медведь, белка, филин, глухарь.
Зауралье протянулось по восточному подножию Южного Урала, вдоль реки Урал. Зауралье сохранились небольшие участки нераспаханной степи. Распространено животноводство и растениеводство. Растения: ковыль, шалфей степной и т.д. Растения: суслик малый, еж ушастый, сурок степной, корсак и т.д.
4) Вывод.
- Влияет ли поверхность нашего края на растительность, животный мир и жизнь людей. (Да.)
- Почему? (Благодаря разнообразию природных зон.)
Физкультурная минутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем.
Справа от нас – зеленый луг.
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!
Солнце над березами светит нам.
Мы рады ягодам, грибам.
V. Практическая работа.
- Задержимся на Южном Урале подольше. Это наиболее приподнятая часть Урала. Его высшей точкой является гора Ямантау (1640 м). Благодаря хорошо сохранившемуся растительному и животному миру созданы заповедники, природные национальные парки, заказники. Среди них известен заповедник Шульган-Таш, одной из ценностей которого является Капова пещера с наскальными рисунками первобытного человека.
- А теперь обещанный сюрприз. Сейчас мы с вами очутимся в пещере.
Просмотр отрывка фильма «Капова пещера» (мультимедиа учебник для общеобразовательных учреждений «Культура Башкортостана».)
(Слайды 10-11)
- Попробуем сделать лист бумаги похожим на стену пещеры. Как показать неровность стен? (Смять бумагу.)
-Какой цвет выбрать? (Коричневый, черный, красный, желтый.)
1) Практическая работа. Сминание бумаги и раскрашивание.
- Представьте себя первобытным человеком. Перед тем, как отправиться на охоту мы должны попросить богов о помощи. Изобразим на стенах символы и знаки. Какой краской пользовались первобытные люди? (Красной, коричневой.)
- Чем рисовали? (Острой палочкой.)
2) Практическая работа. Рисование знаков и символов обратной стороной кисточки.
3) Подведение итогов творческой работы. Выставка рисунков.
VI. Итог урока.
- Какова поверхность нашего края? (Удивительна поверхность и природа Башкортостана: горы и равнины, хвойные, смешанные и широколиственные леса и ковыльные степи. Это влияет на жизнь растений, животных и занятия человека.)
VII. Домашнее задание.
- Стр. 147-153.
- Задания в тетради 1-3 стр. 48-49.
- Рисунок на тему урока.
Литература:
- Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса нач. шк. Ч.1/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – м.: Просвещение, 2003.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 4 класс. М. : «ВАКО», 2004.
- Атлас Республики Башкортостан под ред. М.Ф.Хисматова, Роскартография, 2001.
- Ахмедов Р.Б Слово о реках, озерах и травах. – Уфа,1988.
- Мартин В.И., Смирнов Ю.В. Пещеры. – Пермь, 1993.
- htlp//mirslovarei/cjv/content_bes/Kapova-Pehhera – 25780.htm/
- Культура Башкортостана. Мультимедиа учебник для общеобразовательных учреждений. 2004 год.