Адаптация детей 2–3-х лет к детскому саду – необходимое условие благополучного и своевременного развития речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Исследований, посвящённых изменениям в речи детей раннего и младшего дошкольного возраста при их адаптации к новой среде, сравнительно мало.

Проблемой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению занимались Э.Тойрндайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др., которые провели исследования и доказали, что период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье подготовят ребёнка к этому ответственному периоду. В частности, доказано, что в первую неделю посещения дошкольного образовательного учреждения полностью проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается (в среднем на 73%). Даже при условии перехода детей во вторую младшую группу в первый же месяц все данные развития снижаются по сравнению с данными, полученными у тех же детей в первой младшей группе. Эти данные представляют особую актуальность и значимость для практики. Вопрос о более быстрой и более лёгкой адаптации детей при переходе из одной среды в другую, предполагает преемственность в обучении родному языку между 1 младшей и второй младшей группой, средней группой детского сада.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни ребёнка, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (заболеваемость, сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), лежат именно в раннем детстве.

Анализ данных уровня развития психических процессов и речевого общения детей 2,5-3 лет муниципального дошкольного образовательного учреждения “Центр развития ребёнка – Карагайский детский сад № 4” показал, что нам необходимо создать оптимальные условия для речевого развития и успешной адаптации детей 2,5-3 лет. Для решения данного вопроса нами был разработан перспективный план педагогической работы с детьми, направленный на повышение уровня речевого развития детей раннего возраста.

За основу нами были взяты конспекты занятий по развитию речи Л.В.Ворошниной

Перспективный план работы

  Октябрь
  занятия прогулка Совместная работа воспитателя с детьми.
1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

чтение потешки “Баю-баю” и рассказывание сказки “Курочка Ряба;

- Наблюдение за деревьями, ветром;

Игра “Ветер и листочки”;

П/ игра “Все захлопали в ладоши”;“Воробышки и автомобиль”;

Игры с песком, листочками;- игровое упражнение: “послушаем шуршащие листочки”;

Утро: - Потешки:“Водичка, водичка”, чтение стих. “Пошёл кот под мосток”

Цель: Учить детей договаривать конец предложения.

- игровая ситуация “Кукла Катя хочет кушать: есть тарелка, а ложки нет” (использование предметов-заменителей);

Цель: Упражнять детей в умении использовать предметы-заменители.

- Ориентация в пространстве (предлоги: за, на, в, под)

- игры со звучащими игрушками Цель: учить детей использовать в речи понятия: громко-тихо)

Вечер: - КГН: Упражнять детей в самостоятельности при одевании.

- Дидактическая игра: “Принеси и покажи”;

- Подвижная игра:

“Листопад”;- игра с куклой “Кукла делает зарядку” Конструирование “Башня”

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

чтение потешки “Баю-баю”, повторение сказки “Курочка Ряба”. Рассматривание игрушек.

- Наблюдение за дождём, снегом;

- игры со снегом;

- игры на развитие дыхания “Сдуй листок, снежинку”;

- П/игры: “Солнышко и дождик”; “Воробышки и автомобиль”

Утро: Потешки: “Полетели птички”, Цель: закрепление слов и действий при выполнении потешек.- чтение русской народной песенки “Курица”.

- рассматривание иллюстраций в книгах со сказками “Горшок каши”, “Репка” и др.

Цель: Обогащать словарный запас детей;

- чтение стихотворений, А.Барто “Бычок”; Цель: Развитие памяти детей;

- проговаривание знакомых потешек Цель: Упражнять детей в договаривании слов.

- ходьба по кирпичикам;

Вечер: - КГН – пользование столовыми приборами

Цель: Упражнять детей в умении правильно держать и пользоваться ложкой.

- Дидактические игры: “Знакомство с игрушками: лошадь, машина, мышка”; “Рисуем для детей” (жёлтый цвет)

- игры с куклой “Катя заболела”;

- игры на развитие сенсорики: пирамидки, вкладыши;

П/игры: “Все захлопали в ладоши”; “Воробышки и автомобиль”. Цель: Развитие основных движений.- Конструирование “Рыбка”

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

Чтение потешки “Баю-баю”, повторение сказки “Курочка Ряба”. Рассматривание игрушек.

- Наблюдение за солнцем, небом;

- игры со снегом;

- чтение стихотворения “Привяжу я козлика”;

- П/игры: “Воробышки и автомобиль”

“Кошка и мышки”;

Утро:- Потешки:“Водичка, водичка”, “Кысонька-Мурысенька”

- Рисование фломастерами;- чтение произведений А.Барто

- беседа с детьми “Что надо делать осенью?”;

- упражнение на развитие артикуляционной моторики “Мишка”;

- рассматривание картинок с осенним пейзажем (начало и конец осени);

Вечер:- игра-пляска “Мы в кружочек встали” - игры на развитие понимания речи “Покажи и скажи, где лежит мячик”;

- игры со строительным материалом;

- П/игра “Солнышко и дождик”;

- игровая ситуация “Кукла хочет спать, а кровати нет”;

- Д/игра “Подбери шарик”

- Конструирование “Построим стол для куклы Маши”;

4

Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

Чтение потешек “Петушок-золотой гребешок”, “Баю-баю” и рассматривание игрушек;

- Наблюдение за снегопадом, сдувание снежинок,

- Общение. Выяснить откуда к нам слетаются снежинки; - Чтение потешки “Лошадка пони”;- сенсорика “Найди такую же” (закрепление цвета: жёлтый красный)

Утро: - Пальчиковая гимнастика

“Погладим котёнка”; Цель: Разучить с детьми новую пальчиковую игру.

- Проговаривание знакомых потешек;

- Рассматривание предметных картинок (овощи, фрукты);

Вечер: -КГН – пользование носовым платком. Цель: Прививать детям культурно-гигиенические навыки.

- Развивающие игры: “Я знаю”, “Громко-тихо”, “Жил на свете…”;

- Сюжетные игры: “Прячем мишку”, “Заинька”;

- П/игра “Поезд”;

- игра-пляска “Ножки и ладошки”;

- Конструирование “Диван для куклы Кати”

Ноябрь

1

Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

Чтение потешек “Петушок-золотой гребешок”, “Баю-баю” и рассматривание игрушек;

- Наблюдения за снегопадом, рисунком на окнах; - бег по узеньким дорожкам;

- Рисование на снегу;

- лепка из липкого снега;

Утро:

- Потешки “Руки надо чисто мыть”, “Полетели птички”, “Котик серенький присел”;

- Чтение р.н.с. “Коза-дереза”

- Ходьба между кубиками;

- Проговаривание знакомых потешек;

Вечер: - развивающие игры “Карточка с картинками”, “Наша шустрая овечка” “Идите снами играть”; - Дидактические игры “Большой-маленький”, “Достань колечко”;

- П/игра “Поезд”; - Игры с воздушными шарами, мягкой бумагой (отрывание, сминание, раскатывание, сдувание..);

2

Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

чтение потешки “Как у нашего кота”, рассматривание картинок “Кто что делает?”

- наблюдение за следами от обуви (направление: вместе, в разные стороны);

экспериментирование со снегом;

- общение с детьми “Что изменилось?” (описание состояния погоды: холодно, снег..);- игры-описания “Что надето на Кате”;

Утро: Потешки “Водичка, водичка..”, “Совушка”; “Дедушка Егор”;

- чтение сказки “Колобок”, стихотворения “Перчатки”;

- развлечение: показ кук. театра по р.н.с. “Репка”;

- Рассматривание картинок животных;

- игры с конструктором

- упражнение на развитие артикуляционного праксиса звука “Ветер”;

Вечер: - развивающие игры “Громко-тихо”, “Узнай по звуку”, “Топ, топ, топ..”;

КГН: пользование салфетками. Цель: Показать как правильно пользоваться салфетками.

- П/игры: “По дорожке”, “Снег кружится”;

- игровая ситуация “Маша проснулась” (одежда);

- Д/игры: “Найди пару”, “Найди такой же по цвету, форме”,

- Конструирование “Кресло для матрёшки”;

3

Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

Чтение потешки “Идёт коза рогатая” и рассматривание игрушек;

- Наблюдение за следами взрослого и ребёнка (большой-маленький; длинный-короткий);

- рисование на снегу;

- игры со снегом;

- ходьба стайкой;

П/игра: “Берегись, заморожу”,

Утро: Пальчиковая гимнастика “Водичка, водичка..”, “Стульчик”; “Стол”; “Замочек”, “Заборчик”;

- чтение стихотворения “У сорлнышка в гостях”- Ходьба попалочкам;

- Рассматривание предметных картинок (одежда, посуда);

- вариант конструирования по логическим блокам Дъенеша;

- Настольный театр “Репка”;

Вечер: КГН: Упражнять детей в умении правильно пользоваться столовыми приборами.

- развивающие игры “Время собирать камни”, “А ты так можешь?”;

Д/игра “Что катится?”;- Игры с мозаикой;- игры с конструктором;- игра-пляска “Игра с бубном”; - игра с куклой “Маша идёт в магазин”; - П/игра: “Берегись, заморожу”, “Воробышки и автомобиль”; - Конструирование “Кресло для змейки”;

4

Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

Рассматривание игрушек и игра-драматизация по сказке “курочка Ряба”

- Наблюдение за узорами на снегу от обуви; сравнение, выкладывание узоров;

- П/игры: “Лохматый пёс”;- ходьба по узкой и широкой дорожке;

- сдувание снежинок с рукавичек;

Утро:- Потешки“Полетели птички”, “Волк-волчок..”, “Зайчик в норке”;

- нанизывание больших и малых бус;- игры-забавы с водой; - вариант конструирования по логическим блокам Дъенеша;- Новогоднее детское развлечение;

Вечер: КГН: Упражнять детей в правильном намыливании рук.

- развивающие игры: КГН: Упражнять детей в самообслуживании (уносить за собой чашку)

“Автобус”, “Мышиная игра”, “Угадай, что делать”; “Чудесный мешочек”;- игры-забавы с водой;- экологическая игра: “Знакомство с фруктами”; - игры с пирамидками;

- игра-драматизация по сказке “Теремок”; - Конструирование “Кровать для мишки”;

Декабрь

2

НЕ

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

Чтение потешки “Курочка-тараторочка” и игра “Напоим куклу чаем”;

- Рассматривание снеговиков и лепка их из снега;

- катание с маленькой горки;

- сдувание снежинок с рукавичек;

- П/игры: “Берегись, заморожу”,

Утро:- Пальчиковая гимнастика

“Замочек”, “Заборчик” “Зайчик в норке”; “Зайка и барабан”,

- чтение стихотворений “Кто как кричит?”, “Что слаще всего?”, р.н.с. “Теремок”;

- Нанизывание бусин разной формы;- развлечение: пальчиковый театр по р.н.с. “Репка”;

- упражнение “Звучащий предмет”;

- рассматривание картинки “Украсим ёлку” (словарь, предлоги, цвет);

Вечер:- развивающие игры “Кто внимательный”, “Чего не стало”, “Что лишнее”;

- Д/игра “Домик и флажок”; - П/игры “Беги на носочках”, “Раз, два, три – лови!”,

- игры с куклой “Постираем кукле платье”; - игры с ватой и пёрышками;

- игра-инсценировка “медвежонок и козлята”; - Конструирование “Лесенка для кукол”;

3 Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

Рассматривание картины “Куры” и чтение потешек.

- Наблюдение за изменениями в природе (снег, ветер, солнечно), следами животных, птиц (маленькие, большие следы);- беседа о птицах; кошках, собаках; П/игры: “Раз, два, три - лови”, Утро: - Потешки“Зайчик в норке”, “Зайка и барабан”, “Водичка, водичка..”

- нанизывание бусин; - беседа “Какие подарки принёс Дед Мороз?”

- чтение А.Барто “Кто как кричит?”; - ходьба между игрушками; - Д/игра: “Цветные втулки”

Вечер: Д/ игра “Большой и маленький домик”, - Р/игры “Кто внимательный”;

- П/игры “Раз, два, три - лови”; - игра-инсценировка “Медвежонок и козлята”;

- упражнение “Узнай, кто кричит”.- Конструирование

“Башенка”.

4 Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

Чтение потешек и рассматривание картины “Курица с цыплятами”

- Наблюдение за направлением следов от обуви (сравнение);

- П/игры “Снег кружится”; - игры со снегом; - Катание с горки; - инд. беседы на обобщения (одежда..)

Утро: - Пальчиковая гимнастика “Зайчик в норке”, “Мышка мылом мыла лапку..”, “Стол”, “Стульчик”; - чтение стихотворений Е.Токмаковой “Баиньки”, Красильниковой “Доброе утро”,

- развлечение: музыкально-дидактическая игра “Угадай кто это?”,

- путешествие на кораблик “Плюх-плюх”, - рисование красками;

- развитие конструктивного праксиса - беседа “Как мы кормим птичек”

Вечер: - Развивающие игры “Что ты видишь?”, “Что ты слышишь”,

- Д/игра “Что изменилось?”, “Чего не стало?” - Игра с куклой “Катя ждёт гостей”,

“Купание куклы Кати” - С/игра “Вот сидит наш кот Барбос”

Январь

1 Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

“Рассматривание игрушек”.

- Наблюдение за птицами, животными,

- Р/игры “Догонялки”, “Попрыгай”;

- инд. работа по сенсорике - беседа о снеге;- чтение стихотворения “Снег,

Утро: - Потешки “Мышка мылом мыла лапку..”, “Полетели птички”,

- чтение стихотворения “Дуют ветры буйные”, - развлечение “Шарик-раз, шарик-два”;

- Проговаривание потешки “Киска, киска брысь..”, - Рассматривание предметных картинок

- вариант конструирования по логическим блокам Дъенеша

Вечер: Р/игры “Прокати по дорожке”, “Подпрыгни дообруча”, - П/игры “Гуси”, “Вороны”,

- игра с куклой “Едем к Кате в гости”,- игра с сюжетной картинкой “Кто что делает?”

- Конструирование

“Диван”.

2 Н

Е

Д

Е

Л

Я

- Развитие речи и общения.

“Рассматривание игрушек”.

- Наблюдение за солнышком (круглое, жёлтое, яркое);

- игры со снегом; лепка шариков;

- рассматривание сосулек;

П/игры: “Гуси”, “Лови меня”;

Утро:- Потешки “Чики-чики-чикалочки”, “Киска,киска”

- Дыхательная гимнастика “Дудочка”- чтение стих. Е.Благининой “Больная кукла”- рассматривание сюжетных картинок;- рисование в книжках-раскрасках;

-упражнение на правильный выдох; Вечер: Р\Игры “Чей хвост?”, “Кто как кричит?”, “Лошадка”,

- игра с сюжетной картинкой “Пойдём вместе”,

- Д\игры “”, “Гуси и гусята”,

П/игры “Пузырь”, “Воробышки и автомобиль”,

- Конструирование Дорожка к теремку.