Исследований, посвящённых изменениям в речи детей раннего и младшего дошкольного возраста при их адаптации к новой среде, сравнительно мало.
Проблемой адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению занимались Э.Тойрндайк, И.П.Павлов, В.Штерн и др., которые провели исследования и доказали, что период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье подготовят ребёнка к этому ответственному периоду. В частности, доказано, что в первую неделю посещения дошкольного образовательного учреждения полностью проявление речевой и игровой активности у детей резко снижается (в среднем на 73%). Даже при условии перехода детей во вторую младшую группу в первый же месяц все данные развития снижаются по сравнению с данными, полученными у тех же детей в первой младшей группе. Эти данные представляют особую актуальность и значимость для практики. Вопрос о более быстрой и более лёгкой адаптации детей при переходе из одной среды в другую, предполагает преемственность в обучении родному языку между 1 младшей и второй младшей группой, средней группой детского сада.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни ребёнка, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (заболеваемость, сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.), лежат именно в раннем детстве.
Анализ данных уровня развития психических процессов и речевого общения детей 2,5-3 лет муниципального дошкольного образовательного учреждения “Центр развития ребёнка – Карагайский детский сад № 4” показал, что нам необходимо создать оптимальные условия для речевого развития и успешной адаптации детей 2,5-3 лет. Для решения данного вопроса нами был разработан перспективный план педагогической работы с детьми, направленный на повышение уровня речевого развития детей раннего возраста.
За основу нами были взяты конспекты занятий по развитию речи Л.В.Ворошниной
Перспективный план работы
Октябрь | |||||
занятия | прогулка | Совместная работа воспитателя с детьми. | |||
1 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и общения. чтение потешки “Баю-баю” и рассказывание сказки “Курочка Ряба; |
- Наблюдение за деревьями, ветром; Игра “Ветер и листочки”; П/ игра “Все захлопали в ладоши”;“Воробышки и автомобиль”; Игры с песком, листочками;- игровое упражнение: “послушаем шуршащие листочки”; |
Утро: - Потешки:“Водичка,
водичка”, чтение стих. “Пошёл кот под мосток” Цель: Учить детей договаривать конец предложения. - игровая ситуация “Кукла Катя хочет кушать: есть тарелка, а ложки нет” (использование предметов-заменителей); Цель: Упражнять детей в умении использовать предметы-заменители. - Ориентация в пространстве (предлоги: за, на, в, под) - игры со звучащими игрушками Цель: учить детей использовать в речи понятия: громко-тихо) Вечер: - КГН: Упражнять детей в самостоятельности при одевании. - Дидактическая игра: “Принеси и покажи”; - Подвижная игра: “Листопад”;- игра с куклой “Кукла делает зарядку” Конструирование “Башня” |
||
2 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и общения. чтение потешки “Баю-баю”, повторение сказки “Курочка Ряба”. Рассматривание игрушек. |
- Наблюдение за дождём, снегом; - игры со снегом; - игры на развитие дыхания “Сдуй листок, снежинку”; - П/игры: “Солнышко и дождик”; “Воробышки и автомобиль” |
Утро: Потешки: “Полетели
птички”, Цель: закрепление слов и действий при
выполнении потешек.- чтение русской народной
песенки “Курица”. - рассматривание иллюстраций в книгах со сказками “Горшок каши”, “Репка” и др. Цель: Обогащать словарный запас детей; - чтение стихотворений, А.Барто “Бычок”; Цель: Развитие памяти детей; - проговаривание знакомых потешек Цель: Упражнять детей в договаривании слов. - ходьба по кирпичикам; Вечер: - КГН – пользование столовыми приборами Цель: Упражнять детей в умении правильно держать и пользоваться ложкой. - Дидактические игры: “Знакомство с игрушками: лошадь, машина, мышка”; “Рисуем для детей” (жёлтый цвет) - игры с куклой “Катя заболела”; - игры на развитие сенсорики: пирамидки, вкладыши; П/игры: “Все захлопали в ладоши”; “Воробышки и автомобиль”. Цель: Развитие основных движений.- Конструирование “Рыбка” |
||
3 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и общения. Чтение потешки “Баю-баю”, повторение сказки “Курочка Ряба”. Рассматривание игрушек. |
- Наблюдение за солнцем, небом; - игры со снегом; - чтение стихотворения “Привяжу я козлика”; - П/игры: “Воробышки и автомобиль” “Кошка и мышки”; |
Утро:- Потешки:“Водичка,
водичка”, “Кысонька-Мурысенька” - Рисование фломастерами;- чтение произведений А.Барто - беседа с детьми “Что надо делать осенью?”; - упражнение на развитие артикуляционной моторики “Мишка”; - рассматривание картинок с осенним пейзажем (начало и конец осени); Вечер:- игра-пляска “Мы в кружочек встали” - игры на развитие понимания речи “Покажи и скажи, где лежит мячик”; - игры со строительным материалом; - П/игра “Солнышко и дождик”; - игровая ситуация “Кукла хочет спать, а кровати нет”; - Д/игра “Подбери шарик” - Конструирование “Построим стол для куклы Маши”; |
||
4 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и общения. Чтение потешек “Петушок-золотой гребешок”, “Баю-баю” и рассматривание игрушек; |
- Наблюдение за
снегопадом, сдувание снежинок, - Общение. Выяснить откуда к нам слетаются снежинки; - Чтение потешки “Лошадка пони”;- сенсорика “Найди такую же” (закрепление цвета: жёлтый красный) |
Утро: - Пальчиковая гимнастика “Погладим котёнка”; Цель: Разучить с детьми новую пальчиковую игру. - Проговаривание знакомых потешек; - Рассматривание предметных картинок (овощи, фрукты); Вечер: -КГН – пользование носовым платком. Цель: Прививать детям культурно-гигиенические навыки. - Развивающие игры: “Я знаю”, “Громко-тихо”, “Жил на свете…”; - Сюжетные игры: “Прячем мишку”, “Заинька”; - П/игра “Поезд”; - игра-пляска “Ножки и ладошки”; - Конструирование “Диван для куклы Кати” |
||
Ноябрь |
|||||
1 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и общения. Чтение потешек “Петушок-золотой гребешок”, “Баю-баю” и рассматривание игрушек; |
- Наблюдения за снегопадом, рисунком на
окнах; - бег по узеньким дорожкам; - Рисование на снегу; - лепка из липкого снега; |
Утро: - Потешки “Руки надо чисто мыть”, “Полетели птички”, “Котик серенький присел”; - Чтение р.н.с. “Коза-дереза” - Ходьба между кубиками; - Проговаривание знакомых потешек; Вечер: - развивающие игры “Карточка с картинками”, “Наша шустрая овечка” “Идите снами играть”; - Дидактические игры “Большой-маленький”, “Достань колечко”; - П/игра “Поезд”; - Игры с воздушными шарами, мягкой бумагой (отрывание, сминание, раскатывание, сдувание..); |
||
2 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и общения. чтение потешки “Как у нашего кота”, рассматривание картинок “Кто что делает?” |
- наблюдение за следами от обуви
(направление: вместе, в разные стороны); экспериментирование со снегом; - общение с детьми “Что изменилось?” (описание состояния погоды: холодно, снег..);- игры-описания “Что надето на Кате”; |
Утро: Потешки “Водичка,
водичка..”, “Совушка”; “Дедушка Егор”; - чтение сказки “Колобок”, стихотворения “Перчатки”; - развлечение: показ кук. театра по р.н.с. “Репка”; - Рассматривание картинок животных; - игры с конструктором - упражнение на развитие артикуляционного праксиса звука “Ветер”; Вечер: - развивающие игры “Громко-тихо”, “Узнай по звуку”, “Топ, топ, топ..”; КГН: пользование салфетками. Цель: Показать как правильно пользоваться салфетками. - П/игры: “По дорожке”, “Снег кружится”; - игровая ситуация “Маша проснулась” (одежда); - Д/игры: “Найди пару”, “Найди такой же по цвету, форме”, - Конструирование “Кресло для матрёшки”; |
||
3 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и общения. Чтение потешки “Идёт коза рогатая” и рассматривание игрушек; |
- Наблюдение за следами взрослого и
ребёнка (большой-маленький; длинный-короткий); - рисование на снегу; - игры со снегом; - ходьба стайкой; П/игра: “Берегись, заморожу”, |
Утро: Пальчиковая гимнастика “Водичка,
водичка..”, “Стульчик”; “Стол”; “Замочек”,
“Заборчик”; - чтение стихотворения “У сорлнышка в гостях”- Ходьба попалочкам; - Рассматривание предметных картинок (одежда, посуда); - вариант конструирования по логическим блокам Дъенеша; - Настольный театр “Репка”; Вечер: КГН: Упражнять детей в умении правильно пользоваться столовыми приборами. - развивающие игры “Время собирать камни”, “А ты так можешь?”; Д/игра “Что катится?”;- Игры с мозаикой;- игры с конструктором;- игра-пляска “Игра с бубном”; - игра с куклой “Маша идёт в магазин”; - П/игра: “Берегись, заморожу”, “Воробышки и автомобиль”; - Конструирование “Кресло для змейки”; |
||
4 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и общения. Рассматривание игрушек и игра-драматизация по сказке “курочка Ряба” |
- Наблюдение за узорами на снегу от
обуви; сравнение, выкладывание узоров; - П/игры: “Лохматый пёс”;- ходьба по узкой и широкой дорожке; - сдувание снежинок с рукавичек; |
Утро:- Потешки“Полетели
птички”, “Волк-волчок..”, “Зайчик в норке”; - нанизывание больших и малых бус;- игры-забавы с водой; - вариант конструирования по логическим блокам Дъенеша;- Новогоднее детское развлечение; Вечер: КГН: Упражнять детей в правильном намыливании рук. - развивающие игры: КГН: Упражнять детей в самообслуживании (уносить за собой чашку) “Автобус”, “Мышиная игра”, “Угадай, что делать”; “Чудесный мешочек”;- игры-забавы с водой;- экологическая игра: “Знакомство с фруктами”; - игры с пирамидками; - игра-драматизация по сказке “Теремок”; - Конструирование “Кровать для мишки”; |
||
Декабрь |
|||||
2 НЕ Д Е Л Я |
- Развитие речи и
общения. Чтение потешки “Курочка-тараторочка” и игра “Напоим куклу чаем”; |
- Рассматривание снеговиков и лепка их
из снега; - катание с маленькой горки; - сдувание снежинок с рукавичек; - П/игры: “Берегись, заморожу”, |
Утро:- Пальчиковая
гимнастика “Замочек”, “Заборчик” “Зайчик в норке”; “Зайка и барабан”, - чтение стихотворений “Кто как кричит?”, “Что слаще всего?”, р.н.с. “Теремок”; - Нанизывание бусин разной формы;- развлечение: пальчиковый театр по р.н.с. “Репка”; - упражнение “Звучащий предмет”; - рассматривание картинки “Украсим ёлку” (словарь, предлоги, цвет); Вечер:- развивающие игры “Кто внимательный”, “Чего не стало”, “Что лишнее”; - Д/игра “Домик и флажок”; - П/игры “Беги на носочках”, “Раз, два, три – лови!”, - игры с куклой “Постираем кукле платье”; - игры с ватой и пёрышками; - игра-инсценировка “медвежонок и козлята”; - Конструирование “Лесенка для кукол”; |
||
3 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и
общения. Рассматривание картины “Куры” и чтение потешек. |
- Наблюдение за изменениями в природе (снег, ветер, солнечно), следами животных, птиц (маленькие, большие следы);- беседа о птицах; кошках, собаках; П/игры: “Раз, два, три - лови”, | Утро: - Потешки“Зайчик в
норке”, “Зайка и барабан”, “Водичка, водичка..” - нанизывание бусин; - беседа “Какие подарки принёс Дед Мороз?” - чтение А.Барто “Кто как кричит?”; - ходьба между игрушками; - Д/игра: “Цветные втулки” Вечер: Д/ игра “Большой и маленький домик”, - Р/игры “Кто внимательный”; - П/игры “Раз, два, три - лови”; - игра-инсценировка “Медвежонок и козлята”; - упражнение “Узнай, кто кричит”.- Конструирование “Башенка”. |
||
4 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и
общения. Чтение потешек и рассматривание картины “Курица с цыплятами” |
- Наблюдение за направлением следов от
обуви (сравнение); - П/игры “Снег кружится”; - игры со снегом; - Катание с горки; - инд. беседы на обобщения (одежда..) |
Утро: - Пальчиковая
гимнастика “Зайчик в норке”, “Мышка мылом мыла
лапку..”, “Стол”, “Стульчик”; - чтение
стихотворений Е.Токмаковой “Баиньки”,
Красильниковой “Доброе утро”, - развлечение: музыкально-дидактическая игра “Угадай кто это?”, - путешествие на кораблик “Плюх-плюх”, - рисование красками; - развитие конструктивного праксиса - беседа “Как мы кормим птичек” Вечер: - Развивающие игры “Что ты видишь?”, “Что ты слышишь”, - Д/игра “Что изменилось?”, “Чего не стало?” - Игра с куклой “Катя ждёт гостей”, “Купание куклы Кати” - С/игра “Вот сидит наш кот Барбос” |
||
Январь |
|||||
1 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и
общения. “Рассматривание игрушек”. |
- Наблюдение за птицами, животными, - Р/игры “Догонялки”, “Попрыгай”; - инд. работа по сенсорике - беседа о снеге;- чтение стихотворения “Снег, |
Утро: - Потешки “Мышка мылом
мыла лапку..”, “Полетели птички”, - чтение стихотворения “Дуют ветры буйные”, - развлечение “Шарик-раз, шарик-два”; - Проговаривание потешки “Киска, киска брысь..”, - Рассматривание предметных картинок - вариант конструирования по логическим блокам Дъенеша Вечер: Р/игры “Прокати по дорожке”, “Подпрыгни дообруча”, - П/игры “Гуси”, “Вороны”, - игра с куклой “Едем к Кате в гости”,- игра с сюжетной картинкой “Кто что делает?” - Конструирование “Диван”. |
||
2 Н Е Д Е Л Я |
- Развитие речи и
общения. “Рассматривание игрушек”. |
- Наблюдение за солнышком (круглое,
жёлтое, яркое); - игры со снегом; лепка шариков; - рассматривание сосулек; П/игры: “Гуси”, “Лови меня”; |
Утро:- Потешки
“Чики-чики-чикалочки”, “Киска,киска” - Дыхательная гимнастика “Дудочка”- чтение стих. Е.Благининой “Больная кукла”- рассматривание сюжетных картинок;- рисование в книжках-раскрасках; -упражнение на правильный выдох; Вечер: Р\Игры “Чей хвост?”, “Кто как кричит?”, “Лошадка”, - игра с сюжетной картинкой “Пойдём вместе”, - Д\игры “”, “Гуси и гусята”, П/игры “Пузырь”, “Воробышки и автомобиль”, - Конструирование Дорожка к теремку. |