Здоровьесберегающая практика логопеда в преодолении комплексных нарушений у детей с ОНР и аллергическими заболеваниями

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Логопедические группы в нашем детском саду укомплектованы детьми, имеющими одновременно речевые нарушения и аллергические заболевания. Работа логопеда с такими детьми имеет свои особенности и строится с учётом аллергических заболеваний у воспитанников.

У детей с бронхиальной астмой и астматическим бронхитом глубокий удлинённый вдох, сопровождающийся поднятием плеч, и поверхностный, затруднённый выдох: одышка. Вот что происходит в лёгких: через носовые входы, трахею, разветвление бронхов воздух во время вдоха поступает в кровь, а углекислый газ - из крови в альвеолы и далее по тому же пути выводится из организма во время выдоха. Вдох осуществляется за счёт сокращения специальных дыхательных мышц, которые расширяют грудную клетку, увеличивают объём лёгких. Эти мышцы действуют с большим запасом сил, поэтому при возникновении затруднения дыхания для прохождения воздуха по дыхательным путям они до определённого предела справляются с повышенной нагрузкой. Выдох в обычных условиях осуществляется пассивно, т. е. дыхательные мышцы расслабляются, объём грудной клетки уменьшается. Но при аллергии преодолеть резкое затруднение во время выдоха для прохождения воздуха за счёт только этих сил уже становится невозможным. Возникает нарушение именно акта выдоха, иногда довольно значительное. Нередко ребёнок принимает вынужденное положение, напрягая грудные мышцы, чтобы преодолеть затруднения на выдохе. В постприступном периоде часто возникает навязчивый кашель.

Дети с аллергическим ринитом и поллинозом страдают хроническим насморком, "заложенным" носом. У таких детей краткие вдох и выдох с открытым ртом, и даже вне обострения заболевания остается привычка дышать ртом.

Детям с аллергическими заболеваниями, связанными с дыхательной системой, требуется продолжительный курс по восстановлению физиологического дыхания и формированию речевого. Каждое логопедическое занятие начинается с упражнений на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания.

Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.

В основу системы работы над дыханием мы взяли целительные методики Стрельниковой А. Н. и Бутейко К.П., которые изначально предназначались для больных бронхиальной астмой. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Перечисленные методики направлены на восстановление функции дыхательной системы и представляют тренинговые комплексы, разработанные авторами для взрослых больных. Пришлось адаптировать их к логопедической практике с детьми дошкольного возраста, учитывая принцип природосообразности и ведущего вида деятельности. В систему ввели элементы из образной гимнастики по Норбекову М. С.

Многоэтапная система работы над дыханием включает большой комплекс упражнений на развитие дыхания во время речи. У детей-астматиков эта работа усложняется нарушенным выдохом.

Таким образом, здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на:

1) увеличение объема дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;

2) автоматизацию нижнее - реберного диафрагмального типа дыхания;

3) регулирование дыхательного ритма;

4) формирование навыка правильного дыхания для речи: полноценный вдох- пауза- удлинённый выдох;

5) формирование темпоритмических характеристик речи.

Для логопеда эта работа имеет конечную цель - обучение правильному речевому дыханию. Нет сомнений, что она способствует облегчению состояния ребенка с бронхиальной астмой, астматическим бронхитом и способствует физическому развитию дошкольников.

Развитие крупной моторики - ёще один фактор здоровьесбережения наших детей. Детям-аллергикам нужна повышенная двигательная активность, так как в результате движения сжигается белок, играющий роль в возникновении аллергии. При дизартрии развитие двигательных функций также необходимо.

Логопедические физ.минутки, которые проводит логопед, представляют собой логоритмические упражнения, служат динамической паузой в занятии. В наших картотеках физ.минуток разнообразные интересные подвижные игры и упражнения. Они развивают темпоритмическую сторону речи, способствуют развитию двигательных умений, ориентировки в пространстве, координации движения и общему физическому развитию. Особенность проведения физ. минуток состоит в индивидуальном подходе, основанном на учёте состояния здоровья каждого воспитанника. В ДОУ предусматривается систематический медико-педагогический контроль за адекватной физической нагрузкой. Наша задача: не навредить здоровью ребенка, а укрепить и преумножить возможности его организма.

В логопедических группах логопед и инструктор по физ. воспитанию совместно проводят интегрированные физкультурно - речевые занятия, где в динамическом режиме решаются задачи физического и речевого развития.

Развитие мелкой и артикуляционной моторики - обязательная составляющая логопедической работы. Детей с аллергическим, атопическим дерматитами мучают изнурительный зуд, болезненные расчёсы, стягивающие кожу струпья. Ребёнку с очаговыми проявлениями дерматита на кистях рук, особенно между пальцами, нередко бывает трудно выполнять упражнения пальчиковой гимнастики. У детей, страдающих хейлитом, сухая слизистая рта, трещинки на губах. Движения губами у них вызывает боль. В соответствии с ситуацией заменяем то или иное упражнение артикуляционной или пальчиковой гимнастики, а то и вовсе отменяем на момент обострения заболевания.

Длительное хроническое заболевание отражается на состоянии нервной системы, снижает эмоциональное самоощущение ребёнка. Нередко наши воспитанники раздражительны, плаксивы, расторможены или, наоборот, вялы, с повышенной утомляемостью. Больные бронхиальной астмой постоянно живут под угрозой возникновения приступа болезни. Об этом приходится постоянно помнить. Нервный компонент в механизме развития приступов играет особую роль. Сколько раз приходилось наблюдать, как ребёнок, входя в кабинет с тяжёлой одышкой, после первых приветливых и ласковых слов успокаивается, у него заметно уменьшается проявления затруднённого дыхания.

Внимание больного ребёнка стараемся отвлечь от раздражающего фактора: зуда, болячки, заложенного носа, одышки, создать позитивное настроение и мотивацию на занятие. Для того, чтобы сохранить эмоциональное благополучие, организуем возможность чувствовать себя удачливым на занятии.

В логопедическом кабинете соблюдается режим антигенного щажения, при котором исключается контакт ребёнка с аллергеном. У нас нет вызывающих аллергию цветов, мягких игрушек, шерстяных ковров. Систематическая тщательная влажная уборка, проветривание предотвращают аллергическую реакцию на бытовую пыль.

Итак, здоровьесберегающая практика логопеда в преодолении комплексных нарушений у дошкольников с ОНР и аллергическими заболеваниями нацелена на коррекцию речи и на оздоровление детей.