Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. Для незрячих детей этот процесс очень проблематичен, так как основными средствами познания окружающего мира становятся осязание и слух. Отсутствие зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: оценки пространства, признаков местоположения, направления, расстояния и т.д.
ГОУ детский сад компенсирующего вида № 2316 ЮВАО г. Москвы посещают дети с нарушением зрения. После детского сада дети достаточно успешно адаптируются в общеобразовательных школах. С 2004 года в ГОУ функционирует группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». Группа состоит из детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения (тотально слепые и слабовидящие), имеющих вторичные нарушения с разными видами отклонений. Возраст детей от 3 до 7 лет. Дальнейшее обучение дети продолжают в специализированных школах, школах-интернатах для детей с нарушением зрения городов Москвы, Королева, Сергиева Посада.
Опыт работы в группе «Особый ребенок» показал, что каждому конкретному ребенку необходима своя индивидуальная программа развития и коррекции в зависимости от степени нарушения зрения с учетом его измененных социальных, психологических и возрастных особенностей.
При поступлении в детский сад проводится обследование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом. Результаты обследования каждым специалистом заносятся в карту индивидуального развития ребенка. По итогам диагностики составляется программа коррекционно-развивающей работы для каждого конкретного ребенка. Заключения специалистов доводятся до сведения родителей.
Занятия с детьми проводят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре и инструктор по плаванию индивидуально в присутствии родителей 2 раза в неделю по индивидуальному расписанию.
В группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» реализуется Специальная коррекционная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения института имени Рауля Валленберга под редакцией Л.М. Шипициной.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями зрения осуществляется по следующим направлениям: социальное, эмоционально-волевое, познавательное развитие, формирование ведущей деятельности и др. в зависимости от возраста и сочетанного диагноза ребенка.
«Поскольку дефект зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка постепенно может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни. Многие навыки общения, такие как жест, мимика и др., принципиально не могут быть приобретены слепыми и слабовидящими спонтанно, путем естественного наблюдения и подражания». [1].
К моменту поступления в детский сад большинство слепых и слабовидящих детей уже имеют комплекс проблем. Это стереотипия, амимичность, невротические реакции, незнание элементарных норм поведения и др. Поэтому важной задачей педагога-психолога является формирование у слепого ребенка эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, неречевых средств общения (адекватных мимических проявлений, жестов, пантомимики). «Для адекватного восприятия эмоционального состояния собеседника слепому ребенку необходимо различать, используя слуховой, дистантный анализатор, тонкости и оттенки интонации голоса собеседник.».[2].
В начале коррекционно-развивающей работы по коммуникативной деятельности незрячих детей необходимо определить уровень сформированности неречевых средств общения ребенка. (Приложение 2)
На начальном этапе проводится обучение интеллектуально сохранных детей ориентированию на своем лице и теле, на лице и теле мамы, куклы.
Одновременно с этим развивается мышечный
аппарат экспрессивных зон лица и проводится
обучение элементам мимических движений:
– развитие зоны бровей: учим опускать и
поднимать брови, сдвигать их;
– развитие мышц губ: учим выпячивать губы вперед,
делать улыбку, показывать передние зубки;
– развитие мышц щек: учим надувать и втягивать
щеки.
Часто детям сложно выполнять такие упражнения по причине невозможности подражания. Поэтому предлагается: подуть через соломинку в стакан с водой (губы вытянуты); «надуть шарик» щечками и сдуть его пальцами, нажимая ими на щеки.
Выполняем упражнение «снежинка (дождинка) на
лице»:
– снежинка попала на лоб (поморщили лоб);
– снежинка попала на глаз (поморгали глазами);
– снежинка попала на нос (пошмыгали носом);
– снежинка попала на щеку правую, левую (надули
правую, левую щеку);
– снежинка попала на губы (подвигали губами).
Развиваем мышечный аппарат, участвующий в
жестовых и пантомимических движениях:
– развитие мышц шеи: медленные круговые движения
головы слева направо и справа налево, учим класть
голову на правое/левое плечо, грудь.
– развитие мышц плеч: поднимаем плечи вверх,
опускаем их одновременно и попеременно;
– развитие мелкой моторики: использование
комплексов пальчиковой гимнастики, шнуровок,
пристежки и др.
– упражнения «Любопытная Варвара», «Жираф» (Приложение 1).
Следующим этапом работы является знакомство с базовыми эмоциями: радость, гнев, обида, страх, стыд, интерес. В работе с детьми нежелательно употреблять сложные термины. Поэтому вместо слова «эмоция» используем слово «чувство».
Знакомство с чувством начинается с рассказа или чтения эпизода из сказки, в котором герои испытывают это чувство. Например, рассказываем детям сказку «Курочка Ряба» и затем беседуем с ребенком:
– Какое настроение стало у дедушки и бабушки, когда прибежала мышка и яичко разбилось? Какое чувство они испытывали?
– Как курочка успокоила дедушку и бабушку? Какое настроение стало у дедушки и бабушки после этого? Что они стали чувствовать?
Сказки и рассказы подбираются с учетом
возрастного и интеллектуального развития
ребенка. Так для детей 6-7 лет целесообразно
использовать рассказ Н.Носова «Живая шляпа», в
котором прослеживается смена
эмоциональных переживаний главных героев.
После чтения рассказа задаем вопросы ребенку:
– Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа
поползла?
– Какое чувство возникло у ребят, когда они
обнаружили под шляпой кота?
– Какое чувство пришло на смену удивлению?
– Как ты догадался, что ребята обрадовались?
Вспоминая основные события и переживания персонажей, ребенок может сопоставить их со своим личным опытом.
Затем обучаем правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией, восприятию на родителях, на педагоге-психологе, на рельефных схематических изображениях (пиктограммах) с помощью осязания. Рельефные изображения эмоций наносятся на бумагу с помощью шила или специальных фломастеров.
Поэтапно знакомим с мимическими и жестовыми выражениями.
При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастным нормам, дети 5–6 лет дифференцируют и произвольно воспроизводят эмоции радости, гнева, страха, обиды, стыда.
При знакомстве с чувством радости ребенка просят улыбнуться, развести руки в стороны. Спрашивают: «Когда тебе бывает радостно? Когда радостно бывает твоей маме? Как ты узнаешь, что маме радостно?»
Ребенок отвечает, что узнает по голосу, когда
мама злится или радуется.
«А если мама молчит, как ты догадаешься о том,
какое настроении у нее?» Здесь предлагаем
дотронуться до уголков губ мамы (они подняты
вверх).
При знакомстве с чувством гнева предлагаем ребенку сдвинуть брови к носу, сморщить нос. Для этого вспоминаем, как шмыгаем носиком во время насморка. При этом руки сжаты в кулаки. Предлагаем закончить предложение «чувство гнева – это когда…».
Таким образом, работаем со всеми чувствами. При
этом подводим ребенка к пониманию того, что
чувства бывают разные и испытывают их все
независимо от возраста.
На следующем этапе формируем у ребенка умение
управлять своими эмоциями (чувствами). Проводим
беседу о том, как собака служит хорошему хозяину,
если он умело ее тренирует, или хороший хозяин
дома убирает все вещи на место. Также и люди: один
может быть хорошим хозяином своих чувств, а
другой нет. Тогда чувства будут управлять им.
Подводим ребенка к пониманию того, что чувства
могут меняться в течение дня. Для того чтобы
пропали обида, гнев, страх, грусть, надо
рассказать о них и вспомнить, что доставляет
радость, удовольствие. Стараемся зафиксировать
внимание на позитивных моментах жизни
ребенка.
Занятия сопровождаем элементами психогимнастики. Например, упражнение «Камень, веревка». Предварительно обследуем камень и веревку, сравниваем их. Сжимаем руки в кулачки (камень), расслабляем (веревочка). Выполняем упражнения «Оловянный солдатик и тряпичная кукла», «Огонь и лед».
Каждое занятие включает упражнения на развитие
произвольности психических процессов и
поведения. Например, «День-ночь», «Слон-бабочка»,
«Кричалки-шепталки-молчалки», «Пылинки», «Четыре
стихии», «Запретный номер» и другие (Приложение
1).
Итогом коррекционно-развивающей работы с
незрячими детьми является умение правильно
воспроизводить мимические и пантомимические
действия и интонацию с целью: в своих действиях и
поведении не выделяться среди зрячих; передавать
адекватными неречевыми действиями свое
эмоциональное состояние.
Результатом работы специалистов детского сада стало участие слепого ребенка в праздниках совместно со зрячими детьми: исполнение парных танцев, хороводов вокруг елки, успешное участие в соревнованиях и конкурсах, чтение стихотворений для детей и родителей.
Список литературы:
1. «Психология воспитания детей с нарушением
зрения». Денискина В.З., Москва 2004 г.
2. «Коррекционная программа для слепых
дошкольников. Коммуникативная деятельность».
Автор-составитель В.Е. Боброва. С.-Петербург 1995 г.
3. «Программа социально-эмоционального развития
дошкольников «Я – Ты – Мы». Автор – составитель
Князева О.Л. Москва 2005 г.
4. «Психогимнастика». Чистякова М.И.
Москва:Прсвещение: Владос 1995г.
5. «Методическое пособие для психологов детского
сада и начальной школы «Лесенка радости».
Хухлаева О. В. М.: Издательство "Совершенство»,
1998.
6. «Развитие эмоционального мира детей». Кряжева
Н.Л. Изд.: «Акадедия развития» 1997 г.