Создание и редактирование таблиц в текстовом процессоре Microsoft Word

Разделы: Информатика


Используются программы, утвержденные и рекомендованные Министерством образования РФ, а также примерные программы по информатике и ИКТ, разработанные ВОИПКиПРО.

УМК: «Информатика и ИКТ», Н. Д. Угринович 8 класс.

На данном уроке развиваются следующие компетенции:

  • информационная – способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативная – способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • предметная – способность применять полученные знания на практике.

Данный урок является 10 уроком в разделе «Технология обработки текстовой информации».

Межпредметные связи в процессе изучения программ Microsoft Office осуществляются посредством использования проектной технологии (ученики разрабатывают проекты по различным разделам школьного курса какого-то предмета, например географии, биологии и др.) и применяют полученные знания, умения и навыки для выполнения рефератов и других печатных работ по любому предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод обучения: урок с элементами модульной технологии, с использованием проблемного, частично-поискового, объяснительно-иллюстративного методов.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • дать представление о назначении таблиц, рассмотреть различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования; научить составлять, заполнять и редактировать таблицы.
  • Развивающие:
    • развивать приемы умственной деятельности, формировать и развивать функциональное мышление учащихся, развивать познавательные потребности учащихся, создавать условия для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
    • развивать исследовательские навыки, частично-поисковой деятельности, самооценки, самостоятельности;
    • создавать условия для проявления самовыражения и творческой активности;
    • развитие умения отбирать нужную информацию.
  • Воспитательные:
    • научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;
    • формировать навыки сотрудничества.

В ходе урока учащиеся смогут:

– ставить и решать проблемы;
– анализировать данные и результаты;
– формулировать выводы;
– работать в группе;
– публично выступать;
– выражать собственное мнение;
– оценивать результат;

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • настенный экран;
  • презентация, составленная из слайдов к уроку;
  • карточки – задания для работы на уроке и домашним заданием;
  • компьютеры.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
  3. Проверочная работа.
  4. Изучение нового материала (работа в группах).
  5. Практическая часть.
  6. Рефлексия. Выставление оценок.
  7. Д/З.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня мы продолжим работу с текстовым процессором Microsoft Word.
К концу занятия вы должны научиться строить таблицы по образцу, редактировать их и разрабатывать таблицы самостоятельно.
Как будет построен наш урок!?

  • Вначале урока мы повторим объекты текстового редактора, способы редактирования и форматирования изученных объектов текстового редактора.
  • Затем изучим еще один объект, способы его редактирования и форматирования – вы будете работать в группах.
  • Отчет групп по способам редактирования и форматирования изученного объекта.
  • Затем практическая часть на компьютере – дифференцированные задания.

Ученики получают карточки – задания для данного урока. (Приложение 1)

II. Психологическая минутка

Притча

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил: « Все в твоих руках…»
Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца «Все в твоих руках…»
– Переходим к выполнению нашего плана работы на урок.

III. Повторение ранее изученного

Тест

1. Текстовый редактор – это программа, предназначенная для:

А) создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
Б) управления ресурсами ПК при создании документов;
В) автоматического перевода с символьных языков в машинные коды.

2. Редактирование текста представляет собой:

А) процесс внесения изменений в имеющийся текст;
Б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
В) изменение внешнего вида текста.

3. Форматирование текста представляет собой:

А) процесс внесения изменений в имеющийся текст;
Б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
В) изменение внешнего вида текста.

4. Для того, чтобы подготовиться к копированию слова, необходимо:

А) выделить слово;
Б) установить на слово курсор;
В) выделить абзац;
Г) установить курсор на начало абзаца.

5. Какая команда меню Word позволяет работать со списками?

А) Формат ––> Абзац
Б) Формат ––> Шрифт
В) Формат ––> Список

6. Фрагмент текста, заканчивающийся нажатием клавиши Enter, называется …

а) символом;
б) абзацем;
в) блоком;
г) предложением.

7. Процесс форматирования страницы, абзаца, строки, символа – это …

а) форматирование текста;
б) стилевое форматирование;
в) форматирование абзаца.

8. Взаимное расположения строк в абзаце – это …

а) гарнитура;
б) интерлиньяж;
в) кегль;
г) колонтитул.

9.Часть страницы, на которой размещен постоянный текст, несущий справочную информацию – это …

а) гарнитура;
б) интерлиньяж;
в) кегль;
г) колонтитул.

10. Гарнитура, кегль, цвет – параметры …

а) символа;
б) блока;
в) абзаца;
г) текста.

11. Стилевое форматирование удобно применять в

а) больших по объему документах;
б) небольших по объему документах;
в) средних по объему документах;
г) малых по объему документах.

12. Какой объект обладает свойствами: вид шрифта, стиль абзаца, параметры страницы?

а) объект Текст;
б) объект Фигурный текст;
в) объект Рисунок;
г) объект Таблица.

На экране проецируются правильные ответы, ребята осуществляют проверку и выставляют оценки с учетом критериев.

IV. Подготовка к изучению нового материала

На экране проецируется схема:

Задать вопросы учащимся:

– Какие объекты текстового редактора вы изучили? (Текст, фигурный текст, рисунок).
– Что называется редактированием документа? (Процесс внесения изменений в имеющийся документ).
– Что называется форматированием документа? (Изменение внешнего вида текста).
– Какие свойства имеет каждый из этих объектов?

Ответы должны прозвучать следующие:

Текст: вид шрифта, стиль абзаца, параметры страницы.

Фигурный текст: вид шрифта, формат текста, специальные эффекты: тень, наклон, поворот, размещение на странице.

Рисунок: формат графического файла, размер, масштаб, цветовое решение, размещение на странице.

Проблемный вопрос: Как в текстовом редакторе создать расписание занятий? (В виде таблицы)

Очень часто в нашей жизни возникает необходимость оформить текст или документ в виде таблицы. Это и школьные журналы, и табель успеваемости, и странички ваших дневников и т.д.

Задача нашего урока – научиться создавать таблицы и редактировать их.

V. Изучение нового материала

Ученики работают в группах. Изучают основные объекты таблицы (строки, столбцы, ячейки), способы редактирования и форматирования таблиц.
Затем отчет групп о проделанной работе (на доске в виде таблицы).

VI. Способы создания таблиц (учитель с помощью проектора показывает способы создания таблиц):

  • С помощью значка на панели инструментов «Стандартная».
  • С помощью панели «Таблицы и границы».
  • С помощью строки меню (таблица – вставить – таблица)

VII. Практическая часть (выполнение дифференцированных заданий на компьютере)

VIII. Рефлексия. Анализ учениками проделанной работы, полученных знаний, умений и навыков. Возвращаются к целям урока и анализируют каждый этап. Оценивают себя.
Далее оценки редактируются учителем.

IX. Задание на дом

X. Итог урока

Составление синквейна.

– Итак, возвращаясь к притче, можно действительно сделать вывод, что все в наших руках. Спасибо за урок!

Приложение 1 (Индивидуальная карта учащегося).

Приложение 2 (Презентация к уроку).