Используются программы, утвержденные и рекомендованные Министерством образования РФ, а также примерные программы по информатике и ИКТ, разработанные ВОИПКиПРО.
УМК: «Информатика и ИКТ», Н. Д. Угринович 8 класс.
На данном уроке развиваются следующие компетенции:
- информационная – способность грамотно выполнять действия с информацией;
- коммуникативная – способность вступать в общение с целью быть понятым;
- предметная – способность применять полученные знания на практике.
Данный урок является 10 уроком в разделе «Технология обработки текстовой информации».
Межпредметные связи в процессе изучения программ Microsoft Office осуществляются посредством использования проектной технологии (ученики разрабатывают проекты по различным разделам школьного курса какого-то предмета, например географии, биологии и др.) и применяют полученные знания, умения и навыки для выполнения рефератов и других печатных работ по любому предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод обучения: урок с элементами модульной технологии, с использованием проблемного, частично-поискового, объяснительно-иллюстративного методов.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока:
- Обучающие:
- дать представление о назначении таблиц, рассмотреть различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования; научить составлять, заполнять и редактировать таблицы.
- Развивающие:
- развивать приемы умственной деятельности, формировать и развивать функциональное мышление учащихся, развивать познавательные потребности учащихся, создавать условия для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
- развивать исследовательские навыки, частично-поисковой деятельности, самооценки, самостоятельности;
- создавать условия для проявления самовыражения и творческой активности;
- развитие умения отбирать нужную информацию.
- Воспитательные:
- научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;
- формировать навыки сотрудничества.
В ходе урока учащиеся смогут:
– ставить и решать проблемы;
– анализировать данные и результаты;
– формулировать выводы;
– работать в группе;
– публично выступать;
– выражать собственное мнение;
– оценивать результат;
Оборудование:
- медиапроектор;
- настенный экран;
- презентация, составленная из слайдов к уроку;
- карточки – задания для работы на уроке и домашним заданием;
- компьютеры.
План занятия
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия.
- Проверочная работа.
- Изучение нового материала (работа в группах).
- Практическая часть.
- Рефлексия. Выставление оценок.
- Д/З.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня мы продолжим работу с текстовым
процессором Microsoft Word.
К концу занятия вы должны научиться строить
таблицы по образцу, редактировать их и
разрабатывать таблицы самостоятельно.
Как будет построен наш урок!?
- Вначале урока мы повторим объекты текстового редактора, способы редактирования и форматирования изученных объектов текстового редактора.
- Затем изучим еще один объект, способы его редактирования и форматирования – вы будете работать в группах.
- Отчет групп по способам редактирования и форматирования изученного объекта.
- Затем практическая часть на компьютере – дифференцированные задания.
Ученики получают карточки – задания для данного урока. (Приложение 1)
II. Психологическая минутка
Притча
Эта история произошла давным-давно. В древнем
городе жил один мудрец, слава о котором прошла по
всему городу. Но в этом же городе жил злой
человек, который завидовал его славе. И решил он
придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на
него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку,
сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал:
«Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка –
живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я
раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет –
живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда
станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и
сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней,
отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня
бабочка – живая или мертвая?» Но мудрец ответил:
« Все в твоих руках…»
Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и
кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните
слова мудреца «Все в твоих руках…»
– Переходим к выполнению нашего плана работы на
урок.
III. Повторение ранее изученного
Тест
1. Текстовый редактор – это программа, предназначенная для:
А) создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
Б) управления ресурсами ПК при создании документов;
В) автоматического перевода с символьных языков в машинные коды.
2. Редактирование текста представляет собой:
А) процесс внесения изменений в имеющийся текст;
Б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
В) изменение внешнего вида текста.
3. Форматирование текста представляет собой:
А) процесс внесения изменений в имеющийся текст;
Б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
В) изменение внешнего вида текста.
4. Для того, чтобы подготовиться к копированию слова, необходимо:
А) выделить слово;
Б) установить на слово курсор;
В) выделить абзац;
Г) установить курсор на начало абзаца.
5. Какая команда меню Word позволяет работать со списками?
А) Формат ––> Абзац
Б) Формат ––> Шрифт
В) Формат ––> Список
6. Фрагмент текста, заканчивающийся нажатием клавиши Enter, называется …
а) символом;
б) абзацем;
в) блоком;
г) предложением.
7. Процесс форматирования страницы, абзаца, строки, символа – это …
а) форматирование текста;
б) стилевое форматирование;
в) форматирование абзаца.
8. Взаимное расположения строк в абзаце – это …
а) гарнитура;
б) интерлиньяж;
в) кегль;
г) колонтитул.
9.Часть страницы, на которой размещен постоянный текст, несущий справочную информацию – это …
а) гарнитура;
б) интерлиньяж;
в) кегль;
г) колонтитул.
10. Гарнитура, кегль, цвет – параметры …
а) символа;
б) блока;
в) абзаца;
г) текста.
11. Стилевое форматирование удобно применять в
а) больших по объему документах;
б) небольших по объему документах;
в) средних по объему документах;
г) малых по объему документах.
12. Какой объект обладает свойствами: вид шрифта, стиль абзаца, параметры страницы?
а) объект Текст;
б) объект Фигурный текст;
в) объект Рисунок;
г) объект Таблица.
На экране проецируются правильные ответы, ребята осуществляют проверку и выставляют оценки с учетом критериев.
IV. Подготовка к изучению нового материала
На экране проецируется схема:
Задать вопросы учащимся:
– Какие объекты текстового редактора вы
изучили? (Текст, фигурный текст, рисунок).
– Что называется редактированием документа? (Процесс
внесения изменений в имеющийся документ).
– Что называется форматированием документа? (Изменение
внешнего вида текста).
– Какие свойства имеет каждый из этих объектов?
Ответы должны прозвучать следующие:
Текст: вид шрифта, стиль абзаца, параметры страницы.
Фигурный текст: вид шрифта, формат текста, специальные эффекты: тень, наклон, поворот, размещение на странице.
Рисунок: формат графического файла, размер, масштаб, цветовое решение, размещение на странице.
Проблемный вопрос: Как в текстовом редакторе создать расписание занятий? (В виде таблицы)
Очень часто в нашей жизни возникает необходимость оформить текст или документ в виде таблицы. Это и школьные журналы, и табель успеваемости, и странички ваших дневников и т.д.
Задача нашего урока – научиться создавать таблицы и редактировать их.
V. Изучение нового материала
Ученики работают в группах. Изучают основные
объекты таблицы (строки, столбцы, ячейки), способы
редактирования и форматирования таблиц.
Затем отчет групп о проделанной работе (на доске
в виде таблицы).
VI. Способы создания таблиц (учитель с помощью проектора показывает способы создания таблиц):
- С помощью значка на панели инструментов «Стандартная».
- С помощью панели «Таблицы и границы».
- С помощью строки меню (таблица – вставить – таблица)
VII. Практическая часть (выполнение дифференцированных заданий на компьютере)
VIII. Рефлексия. Анализ учениками
проделанной работы, полученных знаний, умений и
навыков. Возвращаются к целям урока и
анализируют каждый этап. Оценивают себя.
Далее оценки редактируются учителем.
IX. Задание на дом
X. Итог урока
Составление синквейна.
– Итак, возвращаясь к притче, можно действительно сделать вывод, что все в наших руках. Спасибо за урок!
Приложение 1 (Индивидуальная карта учащегося).
Приложение 2 (Презентация к уроку).