Рост и развитие растений. "Спросим мнение самого растения". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (118 кБ)


Цель: помочь ученику не только усвоить знания, но и научиться самостоятельно принимать решения, мыслить и обрести уверенность в своих силах.

Задача: опираясь на возрастные психологические особенности детей и систему адаптивных технологий последовательно формировать приемы умственной деятельности

Идея: “Как научить детей мыслить?”

Девиз: “Учись учиться!”

Планируемые результаты: повышение уровня обученности и качества знаний, реализация творческих способностей учеников через НОУ, олимпиады, конкурсы…

“У человека так мало времени, чтобы тратить его на пустяки. Ведь требуется понять лишь одно: что для тебя в этой жизни главное и что есть в ней ты сам”- сказал Маленький Принц. Кто поможет в этом непростом, а порой и жестоком мире нашим маленьким принцам и принцессам, приходящим в школу каждый день, понять и узнать это? Ведь знание нужно выстрадать, прожить, пройти самому по дороге поисков и ошибок. Но сначала знание нужно захотеть получить. Свою задачу вижу в том, чтобы научить добывать информацию, показать практическую значимость знаний в дальнейшей жизни. Самое же лучшее - научить добывать знания в процессе свершения действия, а для этого нужно первоначально заинтересовать ребенка, поставить цель и подсказать. Как этой цели достичь, что для этого нужно сделать? Полученные знания в результате самостоятельной деятельности останутся в памяти надолго, а способ добычи “как?” надеюсь, приведет к постановке более сложных вопросов, которые придется решать в дальнейшей жизни без подсказки учителя. Так что учись учить, учитель!

Идея учить учиться не нова. Сколько бы ни было рекомендаций по повышению эффективности урока, все равно каждый учитель этот вопрос решает по-своему. Почему формирование приемов умственной деятельности показалось мне “слабым звеном” в учебном процессе? По результатам проведенной мною диагностики по определению исходного уровня владения приемами учебной деятельности выяснилась совсем не радостная картина. Самое простейшее умение - выписать определение понятия из текста учебника умеют 90% учащихся, описать явление - от 40 до 70 процентов детей, объяснить явление - 20-50%, широту мышления показал один десятиклассник из 10, обобщать умеют 30-70% учеников, сравнивать от 10 до 80 процентов, классифицировать могут единицы детей. Конечно, степень мыслительной деятельности растет от класса к классу, но по многим приемам умственной деятельности 10 класс выглядит не лучше восьмого. Формируем ли мы приемы умственной деятельности системно? Наверное, нет. Значит, есть над чем работать и школьным методическим объединениям, и окружным, и каждому учителю.

Над реализацией этой темы работаю около шести лет в режиме технологий развивающего обучения. Важнейший принцип развивающего обучения - оптимальное развитие разных видов мыслительной деятельности; абстрактно-теоретического, наглядно-образного, наглядно-действенного, практического мышления. Учебная деятельность требует владения разными приемами, а самостоятельность ума проявляется в активном поиске новых знаний, новых путей решения задач, в нахождении не только правильного, но и оптимального решения. Такой высокий уровень мышления Д.Б.Богоявленская назвала креативностью, а добиться таких высоких результатов можно, используя основные психологические принципы развивающего обучения: проблемность, индивидуализация, дифференциация, формирование алгоритмов и эвристических приемов умственной и мнемонической деятельности. При этом нужно руководствоваться главным принципом деятельности - “Не навреди!”.

“Знания только тогда Знания, когда они приобретены усилием своей мысли, а не памяти”. Л.Н.Толстой

Учение без двоек, жажда новых знаний, бесконечные “почему?”, сознательное отношение к учебному процессу, самостоятельность, творческое выполнение и применение в различных ситуациях полученных знаний - не об этом ли мечтает каждый учитель? Есть ли, говоря современным педагогическим языком, такие технологии, методы, приемы, формы обучения, которые позволили бы все это реализовать? Конечно, единой, универсальной технологии нет. Как нет одинаковых детей и одинаковых учителей. Для определенного возраста школьников нужно учитывать основные виды деятельности, которые будут реализованы посредством адаптивных технологий (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения и учебных возможностей учащихся - есть развитие ребенка, его движение вперед к преодолению все более сложных ступенек образования и есть развитие учителя, рост его мастерства, профессионализма. Мы вместе познаем мир, учимся друг у друга, ошибаемся, исправляемся и совершенствуемся. Без детей учитель ничего собой не представляет, как и школа без учеников - просто здание. Как увлечь, заставить работать мысль, логику, чтобы ребенку хотелось идти в твой кабинет на урок, а чтобы, уходя, сказал: “Как быстро пролетело время! А что завтра будем делать?”

Вот с этого и начинаю завтра урок: “Ребята, что сегодня будем делать?” Начинают копаться в памяти: а что было на прошлом уроке, какую тему изучали, что узнали, что не поняли, что не успели выполнить.… Продолжим урок.

Урок биологии, 6 класс. Тема: ” Питание”. Вид деятельности - общение; метод - словесный; формируемый прием – поиск новых видов учебной работы; развитие абстрактно-теоретического вида мыслительной деятельности. Форма работы - индивидуальная, парная, реализуется в игре “Почемучки”. Изучая рисунки в учебнике Н.И.Сонина “Живой организм” по теме “Питание” придумывают и задают вопросы мне и друг другу, причем, кто больше придумает.

Вопросы разные: зачем питаются люди? как едят растения? для чего бобер пилит деревья? почему рысь не может обойтись без птичек? где грибы берут себе пищу? зачем клопы в постели живут? почему корова все время жует?..

Я тоже участвую в общении: заполняю паузы, подсказываю, поправляю ответы. Затем переходим к особенностям питания растений, и я ставлю задачу-проблему: “ В 16 веке один любопытный ботаник решил узнать, как питается растение. Он взял маленькую веточку ивы, взвесил ее и посадил в бочку с почвой, которую тоже взвесил. Растил 5 лет, поливая только водой. По окончании опыта ива превратилась в большое дерево весом более 60 килограмм, а вес почвы уменьшился только на 150 граммов. Задаю вопрос: что решил ботаник? Мыслей, гипотез много самых разных, но проблема не решена: где растение берет питательные вещества? Снова обращаемся к рисунку учебника и путем эвристической беседы подходим к понятию “фотосинтез”. Демонстрирую результаты опыта, заложенного профильной группой 10 класса на уроке “Лист и свет: важнее этого союза в природе просто нет”. Удивлены, что действительно на листике отпечаталась фигурка, и она окрасилась синим цветом (знают, что это крахмал). Развитие понятия “фотосинтез” продолжаем в 10 классе в профильной естественно-математической группе на уроке по теме “Лист и свет”. Биология,10 класс, элективный курс “Биоинтеллектуал”. Урок на тему “Лист и свет: важнее этого явленья в природе просто нет”. Цель: развитие наглядно-образного, практического мышления путем решения проблемных задач. Метод – проблемно-поисковый, прием-поиск новых приемов учебной работы, форма - индивидуальная.

Каждый ученик группы получает на уроке задание. В предложенных карточках были включены вопросы практической части по теме “Фотосинтез”. Итогом выполнения должна быть творческая работа-отчет. Здесь важно проследить развитие мысли, способность адаптироваться к новой ситуации, умение сделать вывод, обобщение, а также проявить творческие способности в отображении результатов мышления. Не все справились в новой ситуации. Это повод для размышления и дальнейшей работы над пробелами.

В 7-9 классах основной школы ввожу элементы модульной технологии. “Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь!” В основе модульной технологии также лежит идея деятельностного подхода: чтобы освоить знания, необходимо освоить определенную деятельность. В 7 классе раздел “Животные” вызывает наибольший интерес, так как здесь узнаем о строении, разнообразии, роли животных. Но вот раздел “Строение и функции внутренних органов животных” не так привлекателен, так как материал однотипен, и интерес начинает угасать уже при изучении класса пресмыкающихся. При всем при этом в курсе “Разнообразие живых организмов” Н.И.Сонина на изучение типа “Хордовые” отводится очень мало времени. Поэтому тему “Тип хордовые” планирую по модульному принципу.

Внутреннее строение и функции органов изучаем в течение трех уроков-модулей, что позволяет экономить время, сравнить строение, выявить усложнение, определить причинно-следственные связи. Каждый ребенок работает в самостоятельном режиме. Учитывая, что 7-9 класс это уже подростковый возраст, в котором происходит перестройка психической деятельности с “я - учитель – родители” на “я – коллектив”, наиболее эффективны технологии, в которых реализуются идеи коллективного и группового обучения. При проектировании урока в режиме группового самостоятельного обучения учитываю, что ученик, выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, выполняет большее число учебных действий. Если в группе учащиеся симпатичны друг другу, это стимулирует желание выполнять групповое задание, проявляется подражание лидерам, развивается интеллект. При составлении заданий для группы учитываю: а) количество заданий должно быть равно количеству учащихся в группе; б) сочетание репродуктивных и творческих вопросов; в) время на оформление ответа; г) групповая работа продолжается в течение двух уроков; д) объем материала охватывает 2-3 параграфа; е) отчет групп осуществляется последовательно и логично.

Урок на тему “Кишечнополостные: строение и функции организма, усложнение в ходе эволюции”

Метод - проблемно-поисковый; формируемый прием - обобщение, сравнение; форма работы - групповая; развитие видов мыслительной деятельности - наглядно-действенное.

Решаем проблему: “Много клеток у гидры - хорошо или плохо для животного?” Образец работы - в инструкции.

Первая группа изучает текст параграфа по теме “Среда обитания и внешнее строение гидры”; рассматривают рисунки учебника и отвечают на вопросы: где обитает гидра, как выглядит ее тело, какова роль щупалец, зачем ей подошва, что означает “полип”? Результат работы:

Сравните внешнее строение гидры и простейших, найдите усложнение.

Вторая группа изучает наружный слой клеток, знакомится с понятием “регенерация”, рассматривает микропрепарат, рисунки, таблицу, отвечает на вопросы: каких клеток больше в эктодерме, как выглядят нервные клетки, почему; зачем нужны промежуточные клетки, почему так называются стрекательные клетки?

Результат работы:

Докажите, что гидра себя в обиду не даст.

Третья группа работает по теме “Внутренний слой клеток - энтодерма”. Выясняют, с каким организмом можно сравнить пищеварительные клетки.

В результате обсуждения заполняем таблицу: “Сравнение простейших и кишечнополостных”.

Самый интересный раздел в курсе биологии “Человек и его здоровье. Интерес к нему большой, так как на уроках есть возможность познать себя, открыть что-то новое, ранее неизвестное. Поэтому в рамках предпрофильной подготовки стараюсь формировать такие приемы учебной деятельности, которые работали бы на укрепление и сохранение своего здоровья, здорового образа жизни. Так как в учебнике Н.И.Сонина “Человек и здоровье” недостаточно материала по гигиене и оказанию мер практической помощи при нарушениях работы органов, я разработала программы двух элективных курсов: ”Сам себе медик” и “Если хочешь быть здоров”. Что развивают эти курсы? Прежде всего, самостоятельность, творчество. К программам нет учебников, дидактического материала. Учащиеся сами готовят сообщения по дополнительной литературе, в игре оказывают помощь друг другу, размышляют, как поступить в нестандартной ситуации. Так, при изучении влияния физических упражнений на развитие скелета и мышц находят причинно-следственные связи (абстрактно-теоретическое, практическое мышление), объясняют, почему важно сохранить прямую осанку и применяют рекомендации учителя по выполнению упражнений. Урок “Мой образ жизни” - это урок- исследование себя. Каждый ребенок описывает свою внешность, характер, привычки, узнает о себе приятное и не очень приятное, пытается быть самокритичным. Помимо обучения на таких уроках происходит и воспитание – учимся уважать друг друга, быть терпимее, делать для себя определенные выводы (что очень важно в этом непростом подростковом возрасте).

На старшей ступени использую проектную технологию, а подготовку к ней начинаю уже в 6 классе. Основная цель проектного обучения - создать условия для развития умения школьников учиться в процессе разработки учебного проекта. Исследовательские проекты личностно-ориентированы и я стараюсь применять их в работе с одаренными детьми.

Работа над проектом занимает много времени и очень важно правильно организовать проектную деятельность ребенка и управлять процессом.

Темы исследований моих учеников самые разные: “У природы нет плохой погоды”, “Диета по группам крови”, “О проявлении некоторых наследственных признаков в нашей родословной”, “Забава дьявола”, “С чего начинается Родина”, “Знакомые незнакомцы вокруг нас” (о лекарственных растениях нашего села) и многие другие. Ребята участвуют активно в олимпиадах школьного и муниципального уровня, предметных чемпионатах федерального уровня по биологии и географии, научно-исследовательском обществе “Поиск”, становятся не только муниципальными победителями, но и на региональном уровне есть победы. Это и есть результаты моего скромного труда.