Цели.
Минимум: владение элементарными приемами чтения карты к концу 2 класса: определение суши и воды, высоты, форм рельефа, условных обозначений.
Минимакс: знакомство со способами изображения рек, равнин, гор, островов и морей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята, проверьте готовность к уроку, пожелайте удачи себе и друзьям. Вспомните, какие правила нужно соблюдать для дружной и результативной работы на уроке. Итак, в путь!
2. Проверка домашнего задания (работа в парах)
Слайд 2
– Разделите предложенные слова – на группы. Если вы затрудняетесь выполнить это задание, воспользуйтесь подсказкой.
У каждой пары есть данные слова, лист бумаги и клей. После выполнения работы необходимо согласовать версии учащихся.
– Объясните, почему вы разделили именно так. Какие слова, по-вашему, самые главные?
Ученики. Карта и глобус – это тема прошлого урока. Под картой надо подписать “прямоугольник” и “искажение”, а под глобусом – “шар” и “модель”.
Слайд 3
– Верно. Что же такое “карта”?
Ученики. Изображение Земли на плоскости.
– В натуральную величину?
Ученики. Нет.
– Как же называется условная единица, которая показывает, во сколько раз уменьшено расстояние?
Ученики. Масштаб.
– Сегодня мы продолжим разговор о карте и глобусе.
3. Актуализация знаний и постановка проблемы (работа в группах)
Слайд 4
– Наши герои Миша и Лена отправились в гости к знакомому художнику. В мастерской он показал им множество картин, на которых ребята увидели пейзажи тех мест, где побывал художник.
– А Лена смотрела на картины и все никак не могла понять, как у мастера получается передать вид природы объемно. Давайте поможем Лене, ответив на ее вопросы.
Слайд 5
Ученики. На первой картинке изображен круг, а на второй шар.
– Как вы догадались?
Ученики. Объем шару придают с помощью цвета и тени. Там, где светлее – блик, а там, где темнее, можно видеть серую тень. Поэтому мы понимаем, что перед нами выпуклый предмет.
Слайд 6
– А теперь посмотрите на эти квадраты. Не кажутся ли они вам странными?
Ученики. Когда мы смотрим на них, кажется, что более темный квадрат находится ближе. К тому же он кажется больше.
– Правильно. Давайте их совместим (щелкнуть левой клавишей мыши) и убедимся, что на самом деле они одинаковые по величине. Почему же так получилось?
Ученики. Помог цвет и толщина контура фигур.
– Какой вывод можно сделать? Что можно передать с помощью цвета?
Ученики. Объем. Более яркие предметы кажутся ближе, чем бледные.
4. Совместное открытие знаний (работа в группах)
Слайд 7
– Посмотрите на карту полушарий. Предположите (щелкнуть левой клавишей мыши), что и каким цветом обозначают на карте.
Предположения групп.
– Давайте проверим наши предположения с помощью текста (стр. 90). Что же обозначают цвета на карте?
Ученики. Оттенки зеленого, желтого и коричневого – равнины и горы. Оттенки синего – моря и реки.
– Запомните это (щелкнуть левой клавишей мыши)!
Слайд 8
– Посмотрите на фотографию нашей планеты из космоса и на модель нашей Земли в моих руках. Чего на Земле больше: воды или суши?
Ответы.
– Как вы догадались?
Ответы.
– Давайте подведем итог наших исследований. Что обозначает каждый цвет? Почему нам понятно, какая высота изображена? Как показан переход от одной высоты к другой?
Ученики. На карте можно встретить разные цвета. Все цвета, кроме синего обозначают сушу (зеленый – равнины, желтый – пески, коричневым – горы). Каждый цвет ограничивает линия. Это границы между одной высотой и другой. Кроме высоты, на картах отмечается и глубина. В воде, чем темнее цвет, тем глубже.
Слайд 9
– Посмотрите внимательно на эту карту и ответьте на вопросы:
- Какие географические объекты на ней изображены??
- Где самое высокое место?
- В каком месте лучше всего плавать?
- Где будет ловиться глубоководная рыба?
- Что вам пригодится в пути по заданному маршруту (щелкнуть левой клавишей мыши)?
- Какие опасности могут встретиться в этой местности? Как с ними справиться?
– Какой вывод можно сделать?
Ученики. С помощью карты мы можем узнать даже больше, чем при взгляде на рисунок, фотографию. Карта дает много важной информации!
5. Самостоятельное применение знаний, вторичное закрепление
Задания в учебнике на стр. 92-93 (фронтально).
Слайд 10
– Выберите фотографию со Слайд а с изображением любого географического объекта и попробуйте нарисовать карту этой местности.
Учащиеся выполняют работу в парах, проверяют друг друга, находят и исправляют ошибки.
– Какие цвета использовали? Что они обозначают?
Ответы.
Слайд 11
– Порой нам кажется, что самые красивые виды можно увидеть на Земле и перенести их на картины художника. И лишь иногда мы можем себе представить, как выглядит наша планета из космоса. Давайте еще раз побываем в мастерской художника, но только художником на этот раз будет сама Природа.
Слайды 12-14
– А сейчас вы увидите космические снимки разных географических объектов. Сравните их с изображением на карте и фотографией, сделанной на месте. Назовите каждый объект и основной цвет, которым он изображен на карте.
Ответы.
– Чем карта отличается от фотографии Земли из космоса?
Ученики. На карте многие предметы обозначены с помощью специальных условных знаков, на фотографии же они могут быть неотличимы.
– Почему на карте не изображают деревья, траву, песок?
Ученики. В масштабе карты данные предметы вряд ли можно различить.
– Захотелось ли вам, увидев эти снимки, сделать макет той местности, которую увидели космические аппараты? Посовещайтесь в группе, и, если вам интересно, вы можете изготовить его всей группой. Через несколько уроков эти макеты пригодятся нам для проведения опытов.
Распределение заданий по группам.
– Объявляется конкурс на лучший эскиз макета. По самому лучшему можно выполнить большой макет всем классом, чтобы на нем были и горы, и реки, и равнина, и льды.
6. Итог работы
– Ребята, а для чего нам нужно уметь читать карту?
Ученики. Знать, что на ней обозначено, совершать путешествия.
Слайд 15 (учащиеся самостоятельно читают то, что написано на Слайд е, а после этого работают с индивидуальными картами путешествия).
– Будьте внимательны! Вспомните: карта дает много важной информации!
Ученики. Вначале Афанасия Никитин плыл по реке на корабле. Она называется Волга. Путь Никитина пролегал по равнине. Она называется Восточно-Европейской. Затем путешественник плыл на корабле по морю, которое в наше время носит название Каспийское. После этого он пересек горы. Они называются Иранское нагорье. Затем Афанасий Никитин снова сел на корабль и по Аравийскому морю приплыл в Индию.
– Молодцы! Что показалось на уроке интересным?
– Что было трудным? Где пригодятся знания? Оцените свою работу на уроке.
7. Домашнее задание – “Зоркий глаз”
Слайд 16
– Еще раз посмотрите на маршрут движения Афанасия Никитина и постарайтесь нарисовать пейзажи той местности, где пролегал его путь.
– Спасибо за урок!
Справка для учителя.
Афанасий Никитин – русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина “Хождение за три моря” – ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.
Год рождения Афанасия Никитина неизвестен. Скончался весной 1475 года.
Фотографии взяты с сайтов:
http://www.dumka.ru/product425.html
http://nub1an.livejournal.com/
http://www.scanex.ru/ru/gallery/index07.html
http://www.hobitus.com/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://uchkol.rbs.ru/
http://images.yandex.ru/
http://taina.aib.ru/biography/afanasij-nikitin.htm
http://www.deti.religiousbook.org.ua/big_foto/e7-8.html