Обучение иностранному языку направлено на достижение основных целей, а именно: развитие иноязычной коммуникативной компетенции; развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Для достижения этих целей необходимо создать мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми умениями и навыками.
В средней общеобразовательной школе №3 города Рыбное мы работаем по УМК Биболетовой М.З. и других. Авторы УМК реализуют принцип непрерывного образования по иностранным языкам в общеобразовательной школе, что соответствует современным потребностям личности и общества. Данный УМК реализует следующие подходы к обучению английскому языку: личностно-ориентированный характер обучения; соблюдение деятельностного характера обучения; приоритет коммуникативной цели; сбалансированное обучение устным и письменным формам общения; дифференцированный подход; аутентичность материала; социокультурная направленность; учёт опыта учащихся в родном языке и развитие когнитивных способностей учащихся; широкое использование современных технологий обучения. УМК Биболетовой М.З. и других предлагает огромный лексико-грамматический материал, большое количество иллюстраций, учит всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму по тематике, соответствующей современным требованиям. Информативный и познавательный материал УМК ориентирован на развитие личностной активности учащихся, вовлечение их в творческую деятельность. Обучая школьников по данному УМК, мы разработали технологию по теме “Проектная методика в развитии личности учащихся в условиях модернизации образования”, считая этот метод эффективным средством формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Актуальность представленной технологии обусловлена тем, что именно проектная деятельность, как одна из форм учебной деятельности, способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность.
Метод проектов возник ещё в начале ХХ века, когда умы педагогов и философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому, американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей, позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Российские психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является межличностное общение учащихся. Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Одним из направлений такой творческой работы многие педагоги считают проектную деятельность учащихся. Следовательно, проектное обучение в преподавании любого предмета в курсе школьной программы, в том числе и иностранного языка, имеет огромное значение. Проектная работа обобщает знания учащихся, создает условия для использования всех сформированных навыков и умений, мотивирует учащихся.
Метод проектов нашел широкое применение потому, что он дает возможность ученикам использовать свои знания из разных областей для решения определенной проблемы, затрагивающей интересы школьников, которая лежит в основе проекта.
Решение проблемы предполагает:
- не только знание учащимися иностранного языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы;
- необходимость активной устной практики для каждого ученика, чтобы сформировать обязательные умения и навыки во всех видах речевой деятельности на уровне, определенном программой;
- предоставление учащимся таких заданий, которые дают им возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, слушать собеседника, находить с ним компромисс, лаконично излагать свои мысли, чтобы сформировать у школьников коммуникативную компетенцию;
- важность разработки учителем плана проектной работы и системы коммуникативных упражнений, обеспечивающих вывод учащихся в речь.
Следовательно, проектная методика позволяет учителю эффективно работать над развитием личности школьника. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы перед тем, как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Поэтому, начиная работать над какой-то определенной темой, мы составляем перечень необходимой лексики, грамматических структур, речевых образцов, которые ученики могут использовать в своих проектных работах.
УМК Биболетовой М.З. и других предлагает огромный материал, который по глубине и объему содержания значительно выше требований общеобразовательного стандарта. Такой избыточный материал обеспечивает возможность выбора и тем, и заданий в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. После того, как составлено планирование по каждому циклу, мы отрабатываем с учащимися и закрепляем материал в различных коммуникативных и условно-коммуникативных упражнениях, направленных на формирование лексических и грамматических навыков и формирование умений в чтении, аудировании, говорении и письме. Но какой бы текст не читался, какое бы упражнение не выполнялось, просим учащихся поискать в изученном материале что-то нужное для их будущего проекта. Постепенно все лексические и грамматические навыки, умения в чтении, аудировании и говорении начинают объединяться. Такой работой завершается I этап работы над проектом.
На II этапе проходит выбор и обсуждение проблемы будущего проекта. Здесь, на втором этапе, происходит формирование групп. Группы формируются по разным принципам: сильные - слабые, по месту жительства, по интересам.
На III этапе учащиеся работают в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих поставленную проблему.
На IV этапе учащиеся оформляют проект. Это могут быть рисунки, плакаты, доклады, сценарии, кроссворды, тесты, диаграммы.
На V этапе проходит защита проектов и обсуждение. Дается оценка экспертной группой: самый интересный, самый важный, самый полезный, самый изящный и т.д. Таким образом, этапы работы над проектом можно представить в виде таблицы.
Этапы работы над проектом
Этапы |
Содержание |
I | Подготовка учащихся к работе над проектом, т.е. работа над темой цикла – овладение лексико-грамматическим материалом, аудирование и чтение текстов по теме; активизация материала в упражнениях. |
II | Выбор проблемы. Определение цели и содержания проекта, результата и средств его достижения. Формирование групп и организация деятельности участников группы. |
III | Исследование проблемы. Поиск фактов, аргументов. Сбор необходимой информации (интервью, анкетирование). Анализ собранного материала, выводы. |
IV | Оформление проекта. |
V | Презентация проектов. Обсуждения. |
VI | Дальнейшая жизнь проектов. |
Памятка
- помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой работы зависит от того, насколько легко и свободно вы можете общаться при её обсуждении и выполнении, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также усердие и желание сделать проект интересным.
- Не забывайте, что вы все должны работать с полной отдачей при создании проекта, помогать друг другу по мере необходимости, оказывать моральную поддержку, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.
- Организуйте порядок работы над проектом; определите цели, содержание, ожидаемый результат. Распределите обязанности между членами группы.
- При подведении итогов работы над проектом будьте сдержанны, объективны, принимайте во внимание все точки зрения, взвешивайте все “за” и “против”, четко излагайте свои мысли.
Чтобы идти в ногу со временем, сделать процесс более понятным и современным, мы используем технологию проектной деятельности в сочетании с ИКТ. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем. Учащиеся оформляют проекты не только в виде плакатов, рисунков, диаграмм, но и готовят мультимедийные презентации, которые помогают не только проиллюстрировать любое выступление, но и служат для контроля знаний определённого грамматического, лексического и страноведческого материала. Работа над проектом с применением ИКТ привлекает учащихся и является одним из главных их интересов. Созданные школьниками компьютерные презентации, такие как, “Я скучаю по длинным летним вечерам в России” (“I Miss Long Summer Evenings in Russia”), “Прошедшее, настоящее, будущее” (“Past Simple, Present Simple, Future Simple”) и др., а также фильм “Край любимый” (“Land I Love”) используются не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.
Таким образом, из опыта работы по проектной методике мы можем с уверенностью сказать, что обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует учащихся быть деятельными, развивает у них интерес к английскому языку. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества, создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке. Следовательно, суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это, прежде всего, коммуникативная деятельность, включенная в другие виды деятельности.
А слова Б. Франклина, написанные на одном из стендов в кабинете английского языка, являются руководством к действию:
“Скажи мне и я забуду.
Научи меня и я запомню.
Вовлеки меня и я выучу”.
В Приложении 1 мы приводим пример разработки урока в 8 классе по теме “The World’s Best Friend is You” (УМК Биболетовой М.З. и других), на котором проходила защита проекта по теме “ Would the Vozha be Clean or Polluted?”
Список литературы
- Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода// Иностранные языки в школе, 2005. - №8.
- Биболетова М.З. и др. “Английский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений” Обнинск: Титул, 2009.
- Биболетова М.З. и др. “Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 8 класса общеобразовательных учреждений” Обнинск: Титул, 2009.
- Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. “Программа курса английского язы- ка к УМК “Английский с удовольствием” для 2-11 классов общеобразовательных учреждений”. Обнинск: Титул, 2010 .
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английско- му языку// Иностранные языки в школе, 1991. - №3.
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М.: Академия, 2005.
- Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение в сотрудничестве обучающего и обучаемого// Иностранные языки в школе, 2001. - №1
- Обучение для будущего/ Ред. Е.Н.Ястребцова, Я.С.Быховского. – М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2005.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2000. - №2-3.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. М.: Просвещение, 2009.
- Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка в школе// Иностранные языки в школе, 2005. - №6.