Цель: проверить знания учащихся по темам: «Земля и ее строение», «горные породы и минералы», «движения земной коры», «вулканы, горячие источники, гейзеры».
Форма урока: игра-путешествие.
Оборудование к уроку: физическая карта мира, физическая карта России, контурные карты, атласы.
Ход урока
Эпиграф:
«Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека «огромностью и разнообразием знаний»».
К. Паустовский
Вступительное слово учителя: Пусть эпиграфом нашего урока сегодня станут слова К. Паустовского. В форме заочного путешествия вы посетите три станции «Называй-ка», «Определяй-ка», «Объясняй-ка». На каждой станции вам будут предложены задания по теме «Строение земной коры».
А теперь, юные искатели приключений, в путь! И знайте, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
Станция «Называй-ка»
1 задание. Отгадайте загадку.
-
Росло на болоте растение
Теперь это топливо и удобрение
(торф) -
Он черный и блестящий
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
(уголь) -
В воде родится, а воды боится.
(соль) -
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
(глина) -
Без нее не поедет
Ни такси, ни мотоцикл
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это?
(нефть) -
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
Он и в стекле расправлен даже.
(песок) -
Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца.
(гранит) -
Бьет источника фонтан
Струя до поднебесья
В соседях с ним живет вулкан,
Фонтан вам тот известен.
(гейзер) -
Взлетают пыль и кучи пепла
В земле бушует бог огня.
Какие горы? Этна? Гекла?
Еще вопрос вам от меня?
(вулканы) -
На кухне у мамы – помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
(газ)
2 задание. Тест «Строение земной коры»
-
Внутреннее строение Земли:
А. мантия, ядро, земная кора;
Б. ядро, мантия, земная кора;
В. Ядро, земная кора, мантия. -
Самую высокую температуру вещества имеет:
А. земная кора;
Б. ядро;
В. Мантия. -
Эта оболочка подразделяется на материковую и океаническую:
А. земная кора;
Б. ядро;
В. мантия. -
Толщина материковой коры в среднем:
А. 30-40 км;
Б. 50-100 км;
В. 3-7 км. -
В материковой коре выделяются слои:
А. осадочный, гранитный;
Б. осадочный, гранитный, базальтовый;
В. осадочный, базальтовый. -
К осадочным органическим относятся породы:
А. гранит, известняк;
Б. нефть, известняк;
В. песчаник, гранит. -
Метаморфические горные породы:
А. гнейс, кварцит, мрамор;
Б. глина, кварцит, гнейс;
В. стекло, гранит, фарфор. -
Магматические излившиеся:
А. гранит, диорит, мрамор;
Б. габбро, базальт, андезит;
В. пемза, базальт, андезит. -
Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называют:
А. эпицентр;
Б. очаг;
В. сейсмический пояс. -
Альпийско-гималайский сейсмический пояс находится:
А. в западной части Северной Америки;
Б. в юго-восточной части Африки;
В. в южной части Евразии.
Станция «Определяй-ка»
1 задание. Определите вулканы по географическим координатам и нанесите их на контурную карту.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
1° ю.ш. 78° з.д. (Котопахи) |
40° с.ш. 15° в.д. (Везувий) |
4° ю.ш. 37° в.д. (Килиманджаро) |
2 задание. Определите с помощью трех подсказок, о чем идет речь?
- Вулкан расположенный, южнее всех других
- Он единственный на этом континенте
- Вулкан материка Антарктида
(Эребус)
- Грозное природное явление
- От 1 до 12 баллов
- Подземные толчки
(землетрясение)
- Распространены в областях действующих и потухших вулканов
- Выходят на поверхность
- Подземные воды, нагретые магмой.
(горячие источники)
- Горячие источники
- Действуют через определенные промежутки времени
- Фонтанирующие источники
(гейзеры)
Станция «Объясняй-ка»
1 задание:
Я слова читаю вам
Вы прислушайтесь к словам
Может лишние попали
Объясните, как узнали.
- Ядро, мантия, грабен, земная кора.
- Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
- Жерло, вулкан, горст, лава.
- Земная кора, гидросфера, гранит, базальт.
- Песок, торф, уголь, газ.
- Базальт, гранит, пемза, мрамор.
- Глинистый сланец, кварцит, известняк, мрамор.
2 задание: (письменно у доски). 2 ученика.
1 вариант | 2 вариант |
Составить схему «Виды движения земной коры». Объяснить, привести примеры. |
Составить схему «Виды залегания горных пород». Объяснить, привести примеры |
В заключение урока решают кроссворд.
1, 2 – основные виды движения земной коры.
3 – вертикальные колебания суши.
4 – опускание блока земной коры.
5 – место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения.
6 – быстрые колебания земной коры.
7 – результат встречных движения земной коры.
8 – место внутри земной коры, где образуется разрыв.
9 – прибор, регистрирующий колебания земной поверхности.