Развитие и уточнение пространственных представлений. 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель: Уточнить и закрепить пространственные представления.

Задачи:

  1. закрепить осознание схемы собственного тела;
  2. уточнить правое и левое направление в пространстве;
  3. уточнить пространственное взаимодействие объектов;
  4. повторить и закрепить знания правил дорожного движения;
  5. уточнить и закрепить словарный запас по теме «Транспорт»;
  6. развивать пространственно-образное мышление;
  7. развивать слоговой анализ и синтез слов;
  8. развивать тонкую моторику и графические навыки.

Оборудование: игровое пособие «Дорожные знаки», сюжетная картина «На улице города», тетрадные листки в клетку, конверты с картинками (облака, солнце, дерево, цветы), рисунок автобуса с пассажирами, слоги, доска.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
    1. Пробы Хеда.
    2. Игра «Дорожные знаки».
    3. Графический диктант.
    4. Беседа по картинке.
  3. Физкультурная минутка.
  4. Упражнение «Парк».
  5. Упражнение «Автобус».
  6. Игра «Рассыпанные слова».
  7. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Уточнение пространственных взаимоотношений.

Дети рассаживаются по местам и определяют место соседа по отношению к себе и свое место по отношению к соседу (Миша сидит слева от меня, я сижу справа от Миши).

II. Основная часть.

1. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу. Чтобы стать путешественником, надо хорошо ориентироваться в пространстве.

–  Поднимите правую руку.

–  Поднимите левую руку.

–  Дотроньтесь правой рукой до левого уха.

–  Дотроньтесь левой рукой до правого уха.

–  Покажите правой рукой правый глаз, левой рукой левый глаз.

–  А теперь в быстром темпе: правой рукой правое ухо, левой рукой правое ухо, положите правую руку на левое плечо, левую руку на правое плечо, закройте ладонью правой руки левый глаз, ладонью левой руки правый глаз.

–  Молодцы! Первый экзамен для путешественников вы сдали!

2. Для безопасного путешествия по городу необходимы знания правил дорожного движения. Поэтому, прежде чем отправится в путешествие, надо сдать еще один экзамен.

–  У вас на столах конверт, в них карточки, на одних нарисованы картинки, на других – дорожные знаки. Подберите к картинкам подходящие дорожные знаки. Приложение 1.

3. А теперь – в путь! Мы вместе идем на автобусную остановку. На листочках нарисован человек и поставлена точка. Поставьте ручки на точку и отправляемся в путь по клеткам. Будьте внимательными!

Графический диктант: 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 3 – вправо, 2 – вниз, 2 – вправо, 4 – вверх, 4 – вправо, 2 – вниз, 2 – влево, 2 – вниз, 4 – вправо, 1 – вверх, 3 – вправо. Проверим, все ли дошли до автобусной остановки?

4. Беседа по картинке.

–  Как называются люди, которые идут пешком?

–  А как называется дорожка для пешеходов?

–  Какие правила должны соблюдать пешеходы?

–  На проезжей части дороги много автомобилей. Какие бывают автомобили?

–  Какие общие части есть у всех автомобилей?

–  Какие автомобили называются грузовыми?

–  А кого возят автобусы?

–  К какому виду транспорта относятся автобусы?

–  Люди ждут автобуса на остановке. Они стоят на специальной площадке. Какой знак нам подскажет, что это автобусная остановка?

–  Вот и автобус подъехал. Он остановился, и двери открываются. Через какую дверь мы заходим в автобус?

–  Мы сели в автобус, как теперь нас можно назвать?

–  Как нужно вести себя в автобусе?

–  Вот мы и приехали, наша остановка. Нам нужно перейти проезжую часть дороги.

–  Где же нам можно переходить?

–  Какой знак нам поможет найти пешеходный переход?

III. Физкультурная минутка.

Пришло время нам немного отдохнуть.

– Все встали у своих парт. Руки на пояс. На счет начинаем с правой руки. 1 – правая рука вперед. 2 – левая рука вперед; 3 – правая рука на левое плечо; 4 – левая рука на правое плечо; 5 – левая рука вперед; 6 – правая рука вперед; 7 – левая рука на пояс; 8 – правая рука на пояс.

– Повернулись лицом друг другу «Игра в ладошки» (перекрестные хлопки).

IV. Упражнение «Парк».

Мы с вами пришли в парк. Сейчас на листочках покажем, как красиво в парке. У вас на столах конверты с картинками. (Дети раскладывают картинки в соответствии с указанием логопеда: по центру светит солнце, слева от солнца плывет маленькое облако, а справа от солнца – большое голубое облако. Маленькое облако плывет выше большого. В нижнем правом углу - дерево, в нижнем левом углу цветут цветы). Приложение 2.

V. Упражнение «Автобус».

Пришло время для соревнования – кто самый сообразительный. Приложение 3.

(Дети рассматривают рисунок, логопед объясняет: «Ваня едет в автобусе. Рядом с ним справа едет пассажир, который смотрит по ходу движения автобуса, а слева девочка, которая держит сумку в правой руке». Предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

– Где Ваня? Обведите его красным карандашом.

– В какую сторону едет автобус? Нарисуйте стрелку, указывающую направление движения автобуса.

VI. Игра «Рассыпанные слова».

Теперь – следующее испытание. Рассыпались слова. Ребята, помогите собрать и прочитать их. (-то, све, фор; -ход, пе, ше; -ре, пе, ход; -пас, жир, са; -то, бус, ав).

VII. Подведение итога занятия.

Наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся в школу. Вспомним, как называются правила, которые помогали нам путешествовать? Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Для чего нужны правила дорожного движения?
  • Почему опасно выбегать на проезжую часть дороги?
  • Как называется дорожка для пешеходов?
  • По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?
  • Почему нельзя играть на дороге?
  • В каком месте можно перейти на другую сторону улицы?

Использованная литература:

  1. О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи», СПб, 2005.
  2. И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи у младших школьников», М.,1983.
  3. Н.И. Маркин, М.Н. Денисов «Безопасность на дорогах», учебник-тетрадь для 1 класса начальной школы, М., 2006.