Цель: Уточнить и закрепить пространственные представления.
Задачи:
- закрепить осознание схемы собственного тела;
- уточнить правое и левое направление в пространстве;
- уточнить пространственное взаимодействие объектов;
- повторить и закрепить знания правил дорожного движения;
- уточнить и закрепить словарный запас по теме «Транспорт»;
- развивать пространственно-образное мышление;
- развивать слоговой анализ и синтез слов;
- развивать тонкую моторику и графические навыки.
Оборудование: игровое пособие «Дорожные знаки», сюжетная картина «На улице города», тетрадные листки в клетку, конверты с картинками (облака, солнце, дерево, цветы), рисунок автобуса с пассажирами, слоги, доска.
План занятия:
- Организационный момент.
- Основная часть.
- Пробы Хеда.
- Игра «Дорожные знаки».
- Графический диктант.
- Беседа по картинке.
- Физкультурная минутка.
- Упражнение «Парк».
- Упражнение «Автобус».
- Игра «Рассыпанные слова».
- Итог занятия.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Уточнение пространственных взаимоотношений.
Дети рассаживаются по местам и определяют место соседа по отношению к себе и свое место по отношению к соседу (Миша сидит слева от меня, я сижу справа от Миши).
II. Основная часть.
1. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу. Чтобы стать путешественником, надо хорошо ориентироваться в пространстве.
– Поднимите правую руку.
– Поднимите левую руку.
– Дотроньтесь правой рукой до левого уха.
– Дотроньтесь левой рукой до правого уха.
– Покажите правой рукой правый глаз, левой рукой левый глаз.
– А теперь в быстром темпе: правой рукой правое ухо, левой рукой правое ухо, положите правую руку на левое плечо, левую руку на правое плечо, закройте ладонью правой руки левый глаз, ладонью левой руки правый глаз.
– Молодцы! Первый экзамен для путешественников вы сдали!
2. Для безопасного путешествия по городу необходимы знания правил дорожного движения. Поэтому, прежде чем отправится в путешествие, надо сдать еще один экзамен.
– У вас на столах конверт, в них карточки, на одних нарисованы картинки, на других – дорожные знаки. Подберите к картинкам подходящие дорожные знаки. Приложение 1.
3. А теперь – в путь! Мы вместе идем на автобусную остановку. На листочках нарисован человек и поставлена точка. Поставьте ручки на точку и отправляемся в путь по клеткам. Будьте внимательными!
Графический диктант: 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 3 – вправо, 2 – вниз, 2 – вправо, 4 – вверх, 4 – вправо, 2 – вниз, 2 – влево, 2 – вниз, 4 – вправо, 1 – вверх, 3 – вправо. Проверим, все ли дошли до автобусной остановки?
4. Беседа по картинке.
– Как называются люди, которые идут пешком?
– А как называется дорожка для пешеходов?
– Какие правила должны соблюдать пешеходы?
– На проезжей части дороги много автомобилей. Какие бывают автомобили?
– Какие общие части есть у всех автомобилей?
– Какие автомобили называются грузовыми?
– А кого возят автобусы?
– К какому виду транспорта относятся автобусы?
– Люди ждут автобуса на остановке. Они стоят на специальной площадке. Какой знак нам подскажет, что это автобусная остановка?
– Вот и автобус подъехал. Он остановился, и двери открываются. Через какую дверь мы заходим в автобус?
– Мы сели в автобус, как теперь нас можно назвать?
– Как нужно вести себя в автобусе?
– Вот мы и приехали, наша остановка. Нам нужно перейти проезжую часть дороги.
– Где же нам можно переходить?
– Какой знак нам поможет найти пешеходный переход?
III. Физкультурная минутка.
Пришло время нам немного отдохнуть.
– Все встали у своих парт. Руки на пояс. На счет начинаем с правой руки. 1 – правая рука вперед. 2 – левая рука вперед; 3 – правая рука на левое плечо; 4 – левая рука на правое плечо; 5 – левая рука вперед; 6 – правая рука вперед; 7 – левая рука на пояс; 8 – правая рука на пояс.
– Повернулись лицом друг другу «Игра в ладошки» (перекрестные хлопки).
IV. Упражнение «Парк».
Мы с вами пришли в парк. Сейчас на листочках покажем, как красиво в парке. У вас на столах конверты с картинками. (Дети раскладывают картинки в соответствии с указанием логопеда: по центру светит солнце, слева от солнца плывет маленькое облако, а справа от солнца – большое голубое облако. Маленькое облако плывет выше большого. В нижнем правом углу - дерево, в нижнем левом углу цветут цветы). Приложение 2.
V. Упражнение «Автобус».
Пришло время для соревнования – кто самый сообразительный. Приложение 3.
(Дети рассматривают рисунок, логопед объясняет: «Ваня едет в автобусе. Рядом с ним справа едет пассажир, который смотрит по ходу движения автобуса, а слева девочка, которая держит сумку в правой руке». Предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:
– Где Ваня? Обведите его красным карандашом.
– В какую сторону едет автобус? Нарисуйте стрелку, указывающую направление движения автобуса.
VI. Игра «Рассыпанные слова».
Теперь – следующее испытание. Рассыпались слова. Ребята, помогите собрать и прочитать их. (-то, све, фор; -ход, пе, ше; -ре, пе, ход; -пас, жир, са; -то, бус, ав).
VII. Подведение итога занятия.
Наше путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся в школу. Вспомним, как называются правила, которые помогали нам путешествовать? Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Для чего нужны правила дорожного движения?
- Почему опасно выбегать на проезжую часть дороги?
- Как называется дорожка для пешеходов?
- По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?
- Почему нельзя играть на дороге?
- В каком месте можно перейти на другую сторону улицы?
Использованная литература:
- О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская «Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи», СПб, 2005.
- И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи у младших школьников», М.,1983.
- Н.И. Маркин, М.Н. Денисов «Безопасность на дорогах», учебник-тетрадь для 1 класса начальной школы, М., 2006.