Знамя Победы – наука!

Разделы: Физика, Химия, География


[1 слайд]

Цель: знакомство с вкладом ученых в дело победы над фашизмом в Великой Отечественной войне, доказательство глубокого патриотизма и героизма людей науки.

Задачи:

  • Образовательная: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке;
  • Воспитательная: воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы; воспитывать волю к победе на исторических примерах;
  • Развивающая: развивать аналитическое мышление на исторических примерах, развивать интерес к физике, химии, биологии, географии, военной технике и отечественной истории.
Материальное обеспечение (Приложение 1):
  • записи песен о Великой Отечественной войне, презентация по теме, компьютер;
    иллюстративный материал о Великой Отечественной войне (фотоснимки «Катюш», самолетов, танков, кораблей времен Великой Отечественной войны, газеты по предметной неделе);
  • фрагменты военных видеофильмов;
  • портреты ученых и конструкторов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1 ведущий: Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах [2 слайд].

2 ведущий: Да, у времени своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.

1 ведущий: Война ещё раз продемонстрировала удивительный « талант» советского народа: раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях [3 слайд].  

2 ведущий: День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Наша сегодняшняя конференция посвящена вкладу ученых физиков, химиков, биологов, географов в дело победы над фашизмом [4 слайд].

1 ведущий: Работа советских учёных была направлена на усиление обороноспособности страны. Геологи на востоке страны вели поиски новых месторождений полезных ископаемых. На долю физиков выпало решение задачи совершенствования средств вооружения Красной Армии. Ученые должны были создавать, новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш», высококачественных бензинов, каучука, легирующих материалов для изготовления броневой стали и легких сплавов для авиационной техники, лекарственных препаратов для госпиталей [5-8 слайды].

2 ведущий: К августу 1941 года в стране был разработан первый план работы Академии наук в условиях войны. Он включал в себя более двухсот тем, связанных с обороной страны [9 слайд].

(Видео: летящие советские самолеты [10 слайд].)

1 ведущий: Война потребовала от авиации больших скоростей самолетов.

Химик: Академику  Николаю Дмитриевичу Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом
[11 слайд].

1 ведущий: Но при увеличении скорости возникла новая проблема – разрушение самолета из-за вибрации особого рода, так называемого явления – «флаттера» [12-13 слайды].

(Фото М.В. Келдыша.)

Физик 1: Раньше других «флаттер» был преодолен у нас в стране, благодаря работам ученогоМстислава Всеволодовича Келдышаи его коллег. Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибраций [14 слайд].

Сценка «Самолеты»
(Стол. Трое мальчиков выбегают, держа в руках модели самолетов.)
Мальчик 1: А мой самолет быстрее ваших летает. У него – супермощный двигатель.
Мальчик 2: Вот твой самолет на запчасти прямо в воздухе и разлетится.
Мальчик 1: А ты откуда знаешь?
Мальчик 2: Я читал, что во время Великой Отечественной войны требовались самолеты с большими скоростями для выполнения боевых заданий.
Мальчик 1: Я тоже слышал о том, что возникала вибрация, из-за которой самолеты разрушались.
Мальчик 2: И что, ничего нельзя было сделать?
Мальчик 1: Эта проблема была решена советским ученым Келдышем. На основании сложных математических расчетов он предложил приемы, которые исключали возникновение вибрации.
Мальчик 2: Здорово. Это, наверное, очень помогло нашим летчикам.
Мальчик 1: Да.
Мальчик 2: Конструирование самолетов – это моя мечта. Я очень хочу выучиться и заниматься именно этим.
Вместе: Тогда полетели в библиотеку. Будем штудировать книги по физике.

Физик 2: Для обороны страны физиками была решена сложнейшая научно-техническая задача – разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя [15 слайд].

Физик 1: Также была создана такая техника, которая позволила осуществлять точное обнаружение воздушных целей на дальних подступах от военных и гражданских объектов независимо от состояния погоды. Эта проблема оказалась успешно разрешенной при участии Абрама Федоровича  Иоффе [16 слайд].

Физик 2: Была создана первая отечественная радиолокационная установка в лаборатории академика Юрия Борисовича Кобзарева, которая позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях до 145 км, что давало возможность основательно подготовиться к отражению воздушных атак противника [17 слайд].

Химик 1: Благодаря изобретательности химиковдля «активной» защиты наших самолетов. Использовали ленты из алюминиевой фольги. Это создавало помехи немецким радиолокационным станциям, и делало невозможным распознавать сигналы от приближающихся советских самолетов. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 000 т алюминиевой фольги [18 слайд].

Тяжелый высотный бомбардировщик «Боинг» В-17. 1940-е гг. США

Тяжелый высотный бомбардировщик «Боинг» В-17. 1940-е гг. США

2 ведущий: Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал ведущим для всей научно-исследовательской работы [19-20 слайды].

Звучит отрывок из песни  («Дни и ночи у мартеновских печей не смыкала наша Родина очей. Дни и ночи битву трудную вели: Этот день мы приближали, как могли.» [21 слайд])

В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Химики наряду с другими учеными внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Для чего использовали цинк, алюминий и сталь в годы войны?

Химик 2:  Цинк использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов. Алюминий использовали для производства корпусов самолетов [22-26 слайды]. Сталь  применялась для изготовления брони танков, пушек. Советскими учеными был создан танк Т-34, когда он появился на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимости их брони [27-28 слайды].

(Звучит отрывок из песни «Марш танкистов». Броня крепка  и танки наши быстры [29 слайд].)

1 ведущий: Удивительно, но в годы войны были открыты новые месторождения  марганцевых руд,  алюминия, кобальта, лития, молибдена, ванадия, ниобия. Какова была роль географов в годы войны? [30 слайд]

Географ 1: На фронте определялась территория развития военных действий, проходимость дорог, погодно-климатические условия и их военная оценка; изучались природный и культурный ландшафты для осуществления маскировки [31-32 слайды].

Географ 2: В тылу ученые-географы проводили комплексный учет и анализ природных и экономических ресурсов, оценивали эти условия, делали научную разработку перспектив экономического развития тыловых территорий: наверное, всем понятно выражение «Топографы – это глаза армии».  Ни одна военная операция не проходила без карт. Карта  – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками. В годы войны отряды военных геодезистов. Топографов.  И картографов самоотверженно трудились. Чтобы обеспечить армию картами.

1 ведущий:  Большой вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками внесли части химической защиты. Они выполняли задачи по химической и биологической разведке, дезактивации, дегазации и дезинфекции вооружения, обмундирования, других материальных средств и местности [33 слайд].

Химик 1: Также военные химики осуществляли маскировку дымом боевых действий наших войск и важных тыловых объектов. Помогли сохранить жизни тысяч советских бойцов. Эти завесы создавались при помощи дымообразующих веществ [34 слайд]. Прикрытие переправ через Волгу у Сталинграда и при форсировании Днепра, задымление Кронштадта и Севастополя, широкое применение дымовых завес в берлинской операции. Сейчас продемонстрируем опыт получения «дымовой завесы» (Опыт).

Химик 2: Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты, что позволяло вести прицельное бомбометание. Для производства резины необходим каучук. В военные годы академик Алексей Евграфович Фаворский нашел оригинальный путь получения изопренового синтетического каучука из угля и воды [35-36 слайды].
Личный состав химических войск обеспечивался защитными комбинезонами с резиновыми перчатками и сапогами, противогазами.

СЦЕНКА. Выходит военный одетый в защитный комбинезон, в резиновых перчатках, сапогах, противогазе. Снимает противогаз:

– Еще в годы первой мировой войны Николай Дмитриевич Зелинский предложил использовать для адсорбции ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный Зелинским противогаз оказался наилучшим из всех известных средств защиты. В начале Великой Отечественной войны академик Зелинский усовершенствовал противогаз.

К нему подходит женщина с лопатой и пустым ведром или в нем немного картошки.

– Тяжелые времена начались, урожая никакого, последнее на фронт отправляем, чтобы у солдатиков родимых силушка была с врагом бороться.

– Нет урожая – нет и хлеба! Витаминов не хватает, цинга замучила проклятая…

Уходят.

Биолог 1: В годы войны в связи с качественным ухудшением пищевого рациона и преобладанием углеводной пищи резко возросла роль витаминов, которые предотвращали возможные заболевания в армии и среди населения. Прежде всего возросли потребности в витаминов С, предупреждающем цингу.

Биолог 2: Профессор Владимир Александрович Энгельгардт разработал способ получения витамина С из незрелого грецкого ореха. Было построено ряд заводов, изготавливающих витамин С из грецкого ореха [37-38 слайды].

Биолог 1: Большое распространение получил хвойный напиток настой на сосновых иголках. Когда стали употреблять напиток регулярно, количество заболеваний цингой заметно сократилось [39 слайд].

Биолог 2: Целлюлоза, шедшая для производства бумаги, стала использоваться для изготовления пищевых дрожжей и как добавка к хлебу. Это не был полноценный продукт, но все же человеческий организм получал с ним какое-то количество питательных веществ.

Биолог 1: Страна нуждалась в повышении производства зерна, мяса, кормов для скота и разнообразных технических культур. Возросли урожаи хлопчатника и увеличены посевные площади этой важной технической культуры, расширено производство сахарной свеклы [40 слайд].

Биолог 2: Во главе академика Василия Степановича Пустовойта были выведены три новых сорта картофеля, ценные сорта подсолнечника. В блокадном Ленинграде 28 сотрудников Всесоюзного института растениеводства умерли от голода, но несколько тонн селекционных сортов зерновых культур сохранили [41-42 слайды].

Дорога жизниГеограф 1: Для обеспечения жителей блокадного Ленинграда продуктами питания гидрометеослужба Ленинградского флота обеспечила прокладку через Ладожское озеро Дороги жизни. Эта служба позволяла использовать ледяную дорогу в течение максимально возможного времени [43-44 слайды].

2 ведущий: Мы знаем на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед.
Как решали этот вопрос [45-46 слайды]?

Физик 1: Павел Павлович Кобеко установил, что главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда [47 слайд].

СЦЕНКА: выходит солдат с перебинтованными руками.

Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё. Он рядом где-то.
– На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под тёмным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
– К заре, сказали, привезут...
Гражданочки, держаться можно...
И было так: на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
– Ну так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь – опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам [48-56 слайды].

Задумчиво садится на край сцены. Звучит песня А.Розенбаума «Снова к тебе спешу Ладожским озером…» [57-75 слайды]

Выходит медсестра со словами:Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги [76, 77 слайды].

Вторая   медсестра выходит с другой стороны. Первая медсестра подходит к бойцу и начинает его перебинтовывать.

Медсестра 1: Раненых было много, но не было ваты, ни бинтов, ни йода. Однажды врач вышел за околицу села, здесь начиналось болото. Вдруг он заметил под снегом чистый мох сфагнум. Врач вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замёрзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. С таким же успехом он может впитывать кровь и гной. На следующее утро, не смотря на мороз, партия санитаров отправилось за сфагнумом. Разрывая снег, они выдергивали мерзлые пласты мха и за 3 часа собрали 300 килограмм. Когда мох оттаял, его отжали и разложили на простынях на полу в хорошо протопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, мох заменил и йод: содержащееся в нем фенольное соединение – сфагнол, подобное карболовой кислоте, обладает дезинфицирующими свойствами, и в ранах не развивается гнойная инфекция. По абсорбционным свойствам, по способности впитывать воду и кровь сфагнум не уступает вате. Исследователи показали, что одна весовая часть сфагнума может впитывать до 25 весовых частей воды [78-81 слайды].

Медсестра 2: Также в качестве заменителя ваты применяли дикую полынь. Она оказалась достаточно гигроскопичной, подлежала стерилизации, и поэтому успешно применялось в госпиталях. А в качестве заменителя медицинского клея – препарат коллосиликат. Для частичной замены марли при наложении гипсовых повязок применялась газетная бумага. Была организована лаборатория по реставрации рентгеновских пленок. Начальник отделения госпиталя г.Семипалатинска доцент Я.З. Пикус предложил восстанавливать путем выщелачивания в солевых растворах бинты, использовавшиеся в гипсовых повязках (это был эффективный метод – марля восстанавливалась полностью, а гипс шел на хозяйственные нужды). За счет заменителей в этом госпитале было сэкономлено 318 кг ваты [82, 83 слайды].

Уходят.

Химик 1: Химиками в медицине были сделаны открытия, которые сыграли огромную роль в спасении тысяч раненых. Широко известны работы Фаворского и Шостаковского по синтезу винил-бутилового эфира. Он хорошо заживляет раны и использовалась в госпиталях как бальзам Шостаковского.Для лечения раненых большую роль сыграли антибиотики. В Советском Союзе впервые пенициллин был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермольевой в 1942 г. Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны. «Рождение» пенициллина послужило импульсом для создания других антибиотиков [84-86 слайды].

З.В.Ермольева (1898–1974)

З.В.Ермольева (1898–1974)

Химик 2: Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции. Разработанный профессором Борисом Александровичем Кудряшовым и внедренный в производство препарат тромбин обладал чрезвычайно ценным свойством: за 3-6 секунды кровь изливающая из раны кровь начинала свертываться, образуя тромб и кровотечение останавливалось. Это спасло жизнь многим сотням тысяч раненым на фронте солдат и офицеров [87, 88 слайды].

1 ведущий: Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин и постепенно ликвидировать. И уже впервые дни войны противник создал серьезную минную угрозу у выхода из советских военно-морских баз [89-91 слайды].

2 ведущий: Разработать методы защиты кораблей от минного и торпедного оружия было поручено Ленинградскому физико-техническому институту. За выполнение взялись Анатолий Петрович Александров и Борис Александрович Гаев [92 слайд].

СЦЕНКА: (стол, карта финского залива на слайде).

1 ведущий: Вице-адмирал Степанов, доложите обстановку в Финском заливе [93 слайд].

Степанов:24 июня 1941 года в 2 часа 41 минуту в устье Финского залива подорвался на мине эсминец «Гневный». В 4 часа 21 минуту в этом же районе подорвался крейсер «Максим Горький». Финский залив кишит минами. Несем большие потери [94 слайд].

1 ведущий:Товарищ Александров, в чем причина взрывов кораблей?

Александров: Предполагаем, что эти мины – магнитные. Для взрыва магнитной мины не требуется непосредственного соприкосновения ее с корпусом корабля. Взрыватель срабатывает от воздействия на него магнитного поля судна.

1 ведущий: Значит, мина срабатывает в тот момент, когда корабль окажется над ней? Поражается самая незащищенная часть судна – днище.

Александров: К сожалению, да.

Степанов: А существуют методы защиты кораблей [95 слайд]?

Александров: Товарищ главнокомандующий, нашему Ленинградскому физико-техническому институту было поручено разработать методы защиты. О них доложит товарищ Гаев [96 слайд].

Гаев (выходит к плакату): На днище корабля закрепляется специальная обмотка, через нее мы пропускаем постоянный электрический ток. Он порождает магнитное поле, компенсирующее поле корабля, которое возникло из-за магнитного поля Земли. Теперь при прохождении корабля над миной взрыватель не срабатывает, поскольку отсутствует магнитное поле судна.

1 ведущий: Так просто… (задумчиво). А сколько спасенных жизней…

(Фото: корабль, снабженный системой противоминной защиты).

Физик 1: Задача противоминной защиты была успешно решена. Известно, что ни один наш корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался на вражеских минах.

1 ведущий: Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе [97 слайд].

2 ведущий: А можно ли разработать подобную магнитную мину для подрыва танков. Ведь танк также, попадая в магнитное поле Земли, намагничивается [98 слайд].

Физик 1: Можно! И эта работа была успешно выполнена. Физикам предоставили несколько танков. Они провели измерения магнитного поля под ними на разных глубинах. Оказалось, что поле довольно заметное, и можно было попробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Результаты эксперимента были настолько хороши, что позволили подрывать не только танки, но и автомашины, не говоря про паровозы [99, 100 слайды].

Химик 1: Химики для борьбы с танками и бронемашинами с самого начала Великой Отечественной войны разработали зажигательные смеси. Эти жидкости имели температуру горения 1 000 0С, а обильный белый дым при горении давал еще и ослепляющий эффект.  Именно эти жидкости и получили широко известное прозвище «коктейль Молотова» [101 слайд].

1 ведущий:

«Говорит пехота: Чистая работа!
Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.
Воевать охота, — говорит пехота,
— Раз у нас такая пушка есть!  
Влево и направо, бьет врагов на славу.
Впереди — горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет «Катя» щедрою рукой» [102, 103 слайды].

О каком оружии говорится в этих строках? Что оно представляло собой с точки зрения физики?

Физик 1:  Грозным оружием военного периода явился созданный советскими учеными и конструкторами гвардейский миномет БМ-13, широко известный под названием "Катюша". Снаряд этого орудия представлял собой пороховой реактивный двигатель. Заметим, что в ходе войны грозное оружие совершенствовалось, благодаря исследованиям крупных ученых-физиков,  были выяснены причины разброса снарядов при сходе с направляющей рамы и высказаны рекомендации для достижения более точного полета снарядов по намеченной траектории [104 слайд].

Физик 2: Внезапность и массированность огня "Катюш" наносили большие потери противнику и настолько сильно действовали морально, что части противника обращались в паническое бегство. Вот как, например, выглядит рассказ одного пленного фашиста: "Сегодня в 8 часов утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий, минометов и "Катюш". Я никогда в жизни не испытывал такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение" [105-108 слайды].

Выходят девушки одетые в платья военных лет. Поют на мотив «Катюши» переделанную песню.

КАТЮША

(Про «Катюшу»)

Расцветали яблони и груши,
К ним склонился синий горизонт.
От завода двигалась «Катюша»
По асфальту гладкому на фронт.

Вот к передней «Катя» подходила,
Подвозя ракеты за собой,
И такую песню заводила,
Что фашисты поднимали вой.

В мраке, в тьме лесных опушек наших
Смерч несется к небу огневой —
Это наша русская «Катюша»
Немчуре поет за упокой!

Уж и немец в яму лезть не станет,
С головой зароется в сугроб!
Но его и здесь она достанет
И станцует немец прямо в гроб!

Ты лети, лети, как говорится,
На кулички к черту на обед
И в аду «таким же дохлым фрицам
От «Катюши» передай привет!

Все мы знаем душечку – «Катюшу»,
Все мы слышим, как она поет,
Из врага вытряхивает душу,
А бойцам отвагу придает!

Не забыть врагу Ростов и Тихвин,
Подмосковской битвы гарь и дым,
Будет день, гроза войны утихнет,
Мы с «Катюшей» гадов победим.

Но пока враг счастье наше рушит
И идет войны кровавый спор,
Выходи-ка на берег, «Катюша»,
Заводи веселый разговор! [109-112 слайды]

(С сайта Фольклорного фонда им. проф. В. Н. Морохина)

1 ведущий: В тылу врага, в лесах Белоруссии и на Украине уверенно действовали партизаны. Сначала их были сотни, затем тысячи [113 слайд].

2 ведущий: Леса были их владениями, и немцы не смели войти туда, не подтянув значительные вооруженные силы.

Фрагмент из кинофильма «Юные партизаны» [114 слайд].

Сценка «Партизаны»

(На сцене три бойца партизанского отряда. Горит огонь, висит котелок. Тихая музыка.)
Дядя Степан: Трудный был день, ребята. Пустили под откос вражеский поезд с боеприпасами и техникой, взорвали мост. Наши потери небольшие – двоих ранило.
А вы, ребятки, молодцы, ценные сведения доставили командиру отряда от связного.
Яша: Дядя Степан, какая вкусная каша, положи мне еще, пожалуйста.
Дядя Степан: Нет больше каши, Яша. Вот кончится война, тогда вдоволь наешься.
Петя: А почему мы котелок не снимаем с огня? Там что-то кипит.
Дядя Степан: А потому, Ванюша, что котелок этот непростой. Кипит в нем вода, а мы с вами должны следить, чтобы она не выкипала.
Яша: И что в нем необычного?
Дядя Степан: А необычное в нем то, что котелок этот имеет двойное дно. Если поставить его на костер, то котелок нагреется и будет работать как электрическая батарея для рации, а радист сможет передать сообщение в центр [115 слайд].

Фото А.Ф. Иоффе [116 слайд].

Физик 1: Так называемый «партизанский котелок» – термогенератор был создан учеными Ленинградского физико-технического института под руководством Абрама Федоровича Иоффе. Во время войны он предназначался для питания радиостанций в партизанских отрядах и разведывательных группах [116 слайд].

(Фото термогенератора)

Физик 2: При изготовлении «партизанского котелка» использовалось соединение двух различных металлов. При нагревании места соединения они становились источником электрического тока. Ученые выполнили корпус в виде котелка, и получилась надежная и удобная батарейка [117 слайд].
1 ведущий: Ведя оборонительные бои, наши войска отбивались от врага на суше, в воздухе и на море. Красная армия и партизанские отряды наносили фашистским захватчикам громаднейший урон [118-121 слайды].

Звучит песня из кинофильма «Офицеры» (Приложение 1). Выходят все участники на сцену.

2 ведущий: Несмотря на тяжести таких лишений, советская наука за годы войны с честью выполнила стоявшие перед ней задачи [122, 123 слайды].

1 ведущий: Эта наука в своём окончательном виде выразилась в новых видах артиллерии, в ракетных снарядах, в постоянном усовершенствовании самолётов и авиационных моторов, в разработке новых сортов брони и бронебойных снарядов против "тигров" и "фердинандов", в достижениях советского радио, в безукоризненной работе военной оптики всякого рода, менявшейся и развивавшейся на ходу, в высокой постановке военно-санитарного дела, в спасении советской военной медициной сотен тысяч раненых бойцов, в медицинской борьбе с инфекциями и эпидемиями на фронте и в тылу (называют по очереди).

Химик:

О! Химия Наука ты чудес,
В тебе – и вещества и превращенья
Куда ни глянь – везде твои явленья!
Тебя мы восхваляем до небес,
Великих гениев творенье [124-126 слайды]!

Географ:

Любовь моя география
Тетрадка, ручка, мел ,доска.
Чертить, писать, считать – тоска!
Не хочу обидеть другие науки,
Но только в географии нет места скуке!
Стихи об интегралах,
Нет, лучше песни на привалах.
Нота ЛЯ и нота МИ.
И шум прибоя ты возьми.
Разряды молнии на физике мы получаем,
А восхищение и красоту в походах ощущаем.
На уроке – скучные химические элементы.
В горах, на природе – счастливые моменты!
И сможем мы открыть едва ли
Без географии поэзии прекраснейшие дали!
История без географии – ничто,
Если не известно где,
то и не интересно ПОЧЕМУ и КТО.
Пейзажи из окна – скукота,
На берегу реки – вот это красота!
Одну лишь географию возьмёшь
И все науки в ней найдёшь.
Тут тебе законы, теоремы,
Картины, оперы, поэмы.
Физик,лирик и спортсмен,
Современный бизнесмен.
Всё равно природы ты дитя,
А ГЕО – родина твоя [127 слайд].

Физик:

О, Физика, Физика, Физика!
Важнее  науки  нет.
В ней  скрыта  какая-то  мистика.
Без Физики  жизни  нет!
Без Физики  не искупаешься,
Без Физики  хлеб  не  испечь,
Без Физики не прогуляешься
И речка не будет течь.
Без Физики в море бушующем
Не вздулся бы  парус тугой,
И он не увлек бы играючи
Веселый челнок  за собой.
Без Физики  нет и Химии
И космонавтики нет.
Без Физики неба синего
Не существовал бы и след.
Без Физики нет утра раннего,
Закатов малиновых нет.
Без Физики б наша Армия
Не добивалась побед.
Без Физики не было б Лирики,
Не плел свои сети паук…
Так, что же такое Физика?
Основа для всех наук [128-131 слайды]!

Биолог:

Спасибо за подвиг во время войны
Мы биологии сказать должны.
Сохранит и приумножит всё живое на Земле…
Всё изучит и поможет выжить в не простой борьбе…
Ведь законы всей Вселенной не отменишь, не сотрёшь…
Выживает там сильнейший, если слабый то умрешь…

Человек ведь царь природы и порой он не поймёт…
Если сгубит всё живое, то и сам потом умрёт…
Потому не спит наука Биология сейчас…
Не смыкая глаз ночами, защищает нас от нас…

Полюби науку эту, всё живое на Земле…
Посмотри на лес и небо, честь отдай той красоте…
Чтоб цвела и расцветала в млечном космосе большом…
Наша дивная Планета, наш с тобою отчий дом [132-134 слайды].

1 ведущий: За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями.

2 ведущий: А мы сегодня наградим наши науки за их неоценимый вклад в дело Победы. Для вручения наград приглашается представитель кафедры естественных наук, учитель биологии высшей категории.

1 ведущий: Орден вручается науки физики за выдающиеся заслуги перед Отечеством.

2 ведущий: Орден вручается науки химики за выдающиеся заслуги перед Отечеством.

1 ведущий: Орден вручается науки биологи за выдающиеся заслуги перед Отечеством.

2 ведущий: Орден вручается науки географии за выдающиеся заслуги перед Отечеством.

1 ведущий: Вам, ребята, необходимо стремится к знаниям, овладевать ими, так как вы – будущее нашей страны, вы та сила, которая будет развивать отечественную науку и технику, потому что, как доказала история, "знания – это сила" [135 слайд]!

2 ведущий: На этом наша конференция по теме «Знамя победы – Наука!» подошла концу. Спасибо за внимание  [1 слайд]!

Фотографии проведенного мероприятия:

Используемая литература:

1. Браверман, Э. М. Подвиг. Материалы для физико-технического вечера ко Дню Победы [Текст] /
Э. М. Браверман. – // НПБШ. М. : Физика, 1995. – 73 с.
2. Исаев, С.И., Игнатов, А.И. Селекция как эволюция, управляемая человеком [Текст] / С.И.Исаев, А.И. Игнатов : Сборник статей "Генетическая инженерия". – М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2007. – 194 с.
3. Кикоин, И.К. Физики – фронту [Текст] // И. К. Кикоин : Физика в школе № 3, 1995. – с. 4-8.
4. Корявко, В.В. Вклад ученых в дело победы [Текст] // В. В. Корявко : Викторина № 2, 2002. – с. 56-59.
5. Кушнарев, А.А. Химическое оружие: вчера, сегодня, завтра [Текст] // А. А. Кушнарев : Химия в школе  № 8, 2006. – с. 34-36.
6. Миренков, А.И. Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941-1943 годах [Текст] // А. И. Миренков : Военно-исторический журнал № 5, 2002. –  с. 24-30.
7. Науменко, М. И. Фашисты охотились за «катюшами» капитана Флерова [Текст] // Военно-исторический журнал № 6, 2006. –  с. 28-36.
8. Энциклопедический словарь юного земледельца / Сост. А. Д. Джахангиров,  В. П. Кузьмищев– М.: Просвещение, 1988. – 235 с.