Удивительное в камне. Чудо-камень

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель программы: активизация мыслительной деятельности детей методами ТРИЗ и РТВ.

Задачи программы:

  • Развитие дивергентного мышления.
  • Развитие творческого воображения.
  • Формирование качеств творческой личности, поощрения в ребенке инициативности, независимости, изобретательности.
  • Формирование культуры общения.
  • Знакомство детей с методами ТРИЗ и РТВ.
  • Развитие любознательности как основы познавательное активности буду­щего ученика.
  • Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе на каждом занятии.

Основные принципы построения программы:

1. Познание детьми окружающего мира происходит не только репродуктивным способом (сообщения какого-либо объема знаний), но и посредством творческо-поисковой деятельности, ребенок-искатель и открыватель знаний. Дети побуждаются на основе имеющихся представлений делать «открытия».

2. Работа по применению методов ТРИЗ ведется системно, как на занятиях, в рамках совместной  деятельности воспитателя и детей, так и в различных видах детской деятельности в течение всего дня (на прогулке, играх, наблюдениях).

3. Познавательный материал и методы ТРИЗ отобраны с учетом возрастных особенностей и возможностей старших дошкольников, доступных для детского восприятия и представляющих для них интерес.

4. В проекте программы используется принцип игрового познания. Курс разви­тия творческого воображения помогает в доступной игровой форме научить  детей  решать творческие задачи в общении, игре, обучении.

5. Используются такие способы познания, где бы педагог и ребенок могли бы взаимодействовать (диалоги, совместные наблюдения, опыты, игра, труд, экспе­риментирование).

Процесс познания протекает, как сотрудничество воспитателя и ребенка.

Занятие по интеллектуальному развитию дошкольников «Ознакомление с живой и неживой природой детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Удивительное в камне. Чудо-камень».

Цели:

  • Обучение детей системному видению окружающего мира через системный оператор.
  • Знакомство детей с историей каменного угля с точки зрения времени его существования, представлять прошлое и будущее угля.
  • Развитие логического мышления  путем объединения картинок в игре «Паучки».
  • Развитие умения организовывать свою деятельность: подбирать правильно картинки, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.
  • Стимулирование активности детей для разрешения проблемной ситуации.
  • Расширение словарного запаса детей, обогащая словами: шахтер, уголь, шахта, подземные кладовые, разрез, город, железная дорога.

Материал: системный оператор-дивятиэкранник, картинки: «Шахтер», «Уголь», «Шахта», «Подземные кладовые», «Разрез», «Город Междуреченск», «Железная    дорога»,  «Волшебный экран» – «Уголек» (с изображением картинок из прошлого, настоящего и будущего).

Используемые методы ТРИЗ: системный оператор-девятиэкранник:

Схема девятиэкранного мышления

прошлое

настоящее

будущее

5

Надсистема
2

8

4

Система
1

7

6

Подсистема
3

9

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Паучки»

1. Игра «Паучки»  (Приложение 2).

– К нам пришел волшебник «Объединялка».  Мы с вами «паучки», которые любят плести паутинку. Предлагаю взять картинки и соединить между собой данные объекты». Как соединить эти объекты? Почему так соединяем, каждый шаг объясняем.

Детям выставляются картинки в разной последовательности, с помощью которых высказываются предположения детей (Приложение 2). Картинки: «Шахтер», «Уголь», «Шахта», «Подземные кладовые», «Разрез», «Город Междуреченск», «Железная    дорога».

Ответы детей:

– В городе Междуреченске геологи нашли много угля.
– Уголь добывают шахтеры.
– Они работают на шахтах и разрезах.
– По железной дороге уголь отправляют по всей стране.

2. Игра «Волшебный экран»

– А теперь, я предлагаю включить «Волшебный экран» – «Уголек»  и прокатиться на «Машине Времени» и посмотреть: что было с углем раньше, что он представляет собой в настоящем времени, что будет с ним в будущем;  рассказать об угольке (Приложение 3).

Работа ребенка со схемой под номером 1 – открывает картинку под цифрой 1.

– Что изображено на этой картинке? – Уголь.
– Почему он называется каменным? – Твердый, как камень.
– Какого он цвета? – Черного.

Работа ребенка со схемой под номером 2 – открывает картинку под цифрой 2.

– Где находится уголь? – Уголь находится глубоко под землей. Поднимают его наверх из глубокой шахты.
Если уголь находится не очень глубоко, его добывают на разрезах, взрывают верхние пласты и шагающие экскаваторы грузят уголь в «Белазы».

– Уголь твердый, как камень, но ведь камень не горит, а уголь горит. Почему? Об этом мы узнаем, если откроем картинку под цифрой 3. Если рассмотреть кусок угля под микроскопом можно увидеть волокна растений. Находят и отпечатки папоротника на угле, отпечатки говорят, что уголь мог образоваться в лесу.
– А сейчас я предлагаю путешествие на «Машине Времени».

Воспитатель обращается к детям с волшебными словами, которые произносят все вместе: «Кручусь, верчусь, где окажусь?»

– Где мы? В далеком прошлом, в очень древнем-предревнем лесу. Страшноватый был этот лес. Ярко светившее солнце высвечивало землю, на которой не было не травинки, из земли торчали огромные деревянные столбы, покрытые толстой чешуей. Неподалеку виднелось болото с тяжелой, неподвижной жижей. Запрокинув голову на высоте десятиэтажного дома можно увидеть, что это на самом деле не столбы, а высоченные деревья с большими тяжелыми листьями. Кругом огромные как деревья хвощи и папоротники.
– Чем был раньше уголь? Об этом мы узнаем, открыв картинку под цифрой 4. Оказывается, уголь образовался из древних гигантского размера растений и деревьев.
– Когда и где росли такие деревья? Открываем картинку под цифрой 5. Оказывается, эти гигантские деревья жили в эпоху динозавров.
– Из чего же состояли эти деревья. Открываем картинку под цифрой 6. Они состояли из гигантских столбов-стволов, кора-чешуя, огромные листья на верхушке деревьев.
Откроем карточку под цифрой 7. И мы узнаем, что можно получить из угля. Оказывается, уголь используется, как топливо, дает электричество, из него получают кокс для доменных печей, где из каменной руды получают металл, сталь, руду. Из них делают машины, рельсы, трубы, станки и т.д.  А также из угля получают:

Ответы детей:

– Краски для ткани, которые превращают ткани в яркие разноцветные полотна;
– Пластмассу (игрушки, телефонные аппараты, магнитофоны);
– Таблетки;
– Капрон;
– Взрывчатку;

– Открыв картинку под цифрой 8, мы узнаем, где же происходят волшебные превращения уголька.

  • в котельных уголь превращается в тепло (горячая вода, горячая батарея),
  • на фабриках из пластмассы делают игрушки, окрашивают ткани, делают пуговицы, таблетки.
  • на заводах делаю металл, с участием угля (кокс), шины на машины.

– Что же остается после использования угля, мы узнаем, открыв карточку под цифрой 9. Это шлак, им посыпают дорожки при гололеде, строят шлакоблочные дома.

– Мы с вами возвращаемся из путешествия на «Машине Времени» в детский сад. Что было интересного в этом путешествии? (Ответы детей).

Приложение 1

Показатель успешности: благодаря данному занятию у детей повышается познавательное отношение к окружающей неживой природе. Дети проявляют инициативу и творчество в решении задач, с использованием системного оператора-девятиэкранника.
Активно высказывают предположения, способы их решения, пользуясь аргументацией и доказательствами.
Дети осознанно выбирают картинки для дальнейшей деятельности, в соответствии с назначением.
На протяжении деятельности всего занятия дети помнят о цели работы. В диалоге со взрослым ребенок поясняет ход деятельности, доводя начатое дело до конца.
В умозаключениях, дети аргументируют, достигнут или нет результат; большинство детей замечают неправильные, ошибочные соответствия картинок при работе на системном операторе. Способны устанавливать разнообразные временные, последовательные связи.