Подготовка к итоговой аттестации в условиях профильной школы

Разделы: Математика


Преподавание математики в старших классах нашей школы ведется на профильном уровне. Как правило, мне приходиться работать в классах информационно-технологического уровня, где математика нужна учащимся для продолжения образования в высших учебных заведениях.

Введение единого государственного экзамена потребовало от нас, учителей математики пересмотра методики подготовки учащихся к итоговой аттестации. За несколько лет работы в условиях ЕГЭ, мною была разработаны система организации подготовки учащихся к сдаче выпускного экзамена в новой форме.

Для того чтобы качественно  спланировать работу по организации подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, учителю необходимо тщательно изучить общую характеристику экзаменационной работы, ее структуру, инструкцию по выполнению и анализ результатов ЕГЭ прошлых лет.

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации состоит из трех этапов:

  1. Подготовительный.
  2. Практический.
  3. Диагностический.

Рассмотрим каждый этап подготовки.

Подготовительный этап состоит из повторения ранее изученного материала, необходимого для успешной сдачи ЕГЭ; формирования некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, необходимых на начальном этапе, чтобы приступить к решению той или иной задачи содержания ЕГЭ; рассмотрения основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала, необходимого для решения задач ЕГЭ, рассчитанных на поступление в вуз; накопление знаний в процессе формирования индивидуального справочника учащегося

Практический этап подготовки к ЕГЭ состоит из отработки навыков решения элементарных задач; решения задач по отдельным темам и разделам; отработки навыков применения отдельных методов и приемов при решении задач различных уровней сложности; определения тем и разделов алгебры и геометрии и методов решения, применимых к рассматриваемой задаче, решения задач как отдельно по уровням В и С, так и рассмотрения наборов задач, включающих в себя в любом порядке задачи любого уровня сложности. На данном этапе подготовки применяется обмен опытом учащихся по применению методов и приемов при решении задач ЕГЭ по математике; формируются навыки нахождения учащимися различных способов решения тех или иных задач, совместно с одноклассниками.

На диагностическом этапе подготовки проводится итоговый контроль измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при  сдаче ЕГЭ прошлых лет; тематический контроль; проведение итоговых обобщающих занятий по отдельным разделам математики; рассматриваются с учащимися задачи исследовательского характера для выявления у них способностей применения полученных знаний на практике и при решении нестандартных задач; отслеживаются учебные достижения учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников в течение всего времени подготовки к ЕГЭ.

В ходе подготовки к сдаче ЕГЭ мною применяются различные формы и методы работы.

Организация итогового повторения ведется по тематическому принципу. Важную роль играет дифференцированный подход в обучении и подготовки учащихся к аттестации. Применяются элементы проблемного обучения, укрупнения дидактических единиц. Хорошо подготовленные учащиеся ведут исследовательскую работу, в ходе которой рассматриваются различные типы задач и методы их решения. Учащиеся среднего уровня обученности выполняют задания по подбору задач различного типа. В ходе подготовки проводятся индивидуальные консультации с учащимися. При подготовке  и проведении занятий я использую компьютерные технологии и электронные информационные ресурсы.

Важную роль при подготовке учащихся к итоговой аттестации играет психологическое сопровождение. Задача учителя не запугать учащихся предстоящим испытанием, а вселить веру в свои силы, оказать посильную помощь в снятии стресса.

Данная система подготовки учащихся к итоговой аттестации дает неплохие результаты при сдаче моими учениками ЕГЭ по математике.