Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания по теме “Умножение натуральных чисел”;
- совершенствовать вычислительные навыки, развивать логическое мышление и активный интерес к предмету;
- показать решение задач практического характера, применять материал при решении задач и примеров;
- продолжить развитие математического мышления, познавательного интереса учащихся к натуральным числам и математике через примеры практического применения натуральных чисел в записи рекордов в книге Гиннесса.
Задачи:
- Повторить изученный материал по теме. Подготовить учащихся к контрольной работе.
- Развивать у учащихся познавательный интерес к учебному предмету. Углубление знаний по литературе. Развивать математическое мышление, речь и внимание.
- Воспитывать интерес и уважение к изучаемому предмету.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок с ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, книга рекордов Гиннесса.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Число – как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!
– Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Умножение натуральных чисел и его свойства». На уроке мы повторим и обобщим знания по данной теме: определение натуральных чисел, свойства умножения чисел, нахождение неизвестного числа при решении уравнений, понятие буквенного и числового выражений.
2. Устная разминка
1. Какие числа называются натуральными?
2. Ноль натуральное число?
3. Назовите свойства умножения чисел.
4. Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое,
уменьшаемое, множитель в уравнении?
5. Какие выражения называются буквенными, какие
числовыми?
3. Знакомство с книгой рекордов Гиннесса
Если долго, долго, долго,
Если долго и упорно,
Ежедневно и задорно
Математику учить,
Сколько ты всего узнаешь,
Тайн, загадок разгадаешь,
Образованнее станешь,
Только, только не ленись.
– Мы собрались с вами здесь, на “Математическом Гиннес-шоу”. Всем известна книга рекордов Гиннеса. А что вы знаете о ней? Какая информация представлена в ней?
– Это сборник мировых рекордов, выпускаемый
ежегодно, куда заносятся имена и фамилии людей,
которые установили те или иные рекорды. Эти
рекорды могут быть различными. Например, в книгу
Гиннеса попали люди, поставившие такие рекорды:
один за раз съел более ста плюшек, другой прыгнул
с самой высокой горы, третий изготовил самый
большой зеркальный шар – диаметр его достиг 5 м,
четвёртый имел самый большой вес, пятый произнёс
за минуту наибольшее количество слов. Наряду с
этими несерьёзными рекордами в книгу заносятся и
спортивные рекорды, и рекорды, установленные в
искусстве, науке.
Книга была впервые опубликована в 1955 г. по заказу
ирландской пивоваренной компании "Гиннесс".
В настоящее время этот сборник пользуется
огромной популярностью в любой стране и почти на
всех языках Книга Рекордов Гиннесса издается
более чем в ста странах мира на более чем
двадцати трех языках. В 2005 году вышло юбилейное,
50-е издание данного сборника.
4. Решение примеров и задач
– И на сегодняшнем нашем уроке обобщающего
повторения по теме «Умножение натуральных чисел
и его свойства» мы с вами будем решать задачи и
примеры с применением информации из книги
рекордов Гиннесса.
Запишите в тетради число и тему урока.
№ 1 (фронтальная работа)
Американец Крис Стивенс из штата Висконсин вырастил самую большую тыкву на планете. Сколько она весит, узнаем, решив пример: 58 * 34 – 1152 = 820 килограмм. (Приложение 1, слайд 4)
№ 2 (фронтальная работа)
27-летний Джоел Уол стоит на шаре из резинок, который он собрал, у своего дома в Лодерхилле, штат Флорида, 23 октября 2009 года. Джоел, работающий на складе магазина одежды, последние шесть лет отбирал резинки различных размеров и собирал их в аккуратный шар. Книга рекордов Гиннеса назвала этот резиновый шар самым большим в мире в 2008 году. Выясним, сколько же он весит. (Приложение 1, слайд 5)
147 + 23 * 135 + 19435 : 23 = 4097 кг.
Итак, как называются данные выражения?
При выполнении следующего задания, мы проверим как быстро вы можете выполнять действия с натуральными числами.
№ 3 (на быстроту)
Пекари соединяют порции имбирного пряника,
чтобы побить мировой рекорд 18 декабря 2009 года в
Людвигсбурге, Германия. На изготовление этого
километрового семитонного имбирного пряника
ушло мед, мука, грецкие орехи, фундук, молока и
вишневый сироп. Узнаем сколько же взяли каждого
вещества, чтоб получился такой огромный пряник.
Молока – 550 литров, вишневого сиропа на 392 л.
меньше, чем молока. Меда и муки взяли поровну.
Грецких орехов 1000 кг., что на 700 кг. меньше, чем
муки, и на 100 кг. больше, чем фундук. (Приложение
1, слайд 6)
При выполнении следующего задания потребуется умение работать в парах.
№ 4 (работа в парах)
Лиза Кортни лежит в своей коллекции игрушек – крупнейшей коллекции игрушек из мультфильма «Покемоны». Решив уравнение, найдем, из скольки игрушек состоит коллекция: (х – 8843) + 596 = 3866. В коллекции 12 113 игрушек. (Приложение 1, слайд 7)
Следующее задание выполняется самостоятельно. Организуем взамопроверку. Поменяйтесь тетрадями, и проверьте правильность решения уравнения. Выставим на полях оценки.
№ 5 (самостоятельная работа – взаимопроверка)
Дети вылавливают пастилу из кружки с горячим
шоколадом 30 декабря 2009 года в Брайянт Парк,
Нью-Йорк, во время попытки Американской
ассоциации молочной промышленности сделать
самую большую чашку горячего шоколада в мире. (Приложение 1, слайд 8)
Решив уравнение выясним сколько литров горячего
шоколада было изготовлено: 6308 – (3761 – х) = 4440. (1893
литров).
Давайте немножко отдохнем, проведем физкульминутку.
5. Физминутка (Приложение 1, слайд 9)
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
6. Закрепление темы
Давайте вновь обратимся к книге рекордов Гиннесса и прочитаем еще одну информацию.
№ 6. Придумайте задание по следующему рекорду
Брайян Берг из США позирует со своим творением – мини-копией венецианского отеля «Macao-Resort-Hotel». Брайян побил мировой рекорд на самый большой карточный домик 10 марта 2010 года. Берг использовал 218 792 карты, а на постройку мини-отеля ушло 44 дня. В итоге шедевр составил 10 метров в длину и 3 метра в высоту, а весил он 272 кг. (Приложение 1, слайд 10)
Задание творческого характера: придумайте задачу или пример по следующему рекорду.
№ 7 (задание по вариантам)
Ливанские шеф-повара готовят огромное табуле в
Бейруте 25 октября 2009 года. Под пристальным
взглядом членов жури из «Гиннеса» 250 шеф-поваров
и 50 их начальников из государственной кулинарной
школы нарезали и порубили полтонны салата,
использовав петрушку, помидоры и лук. (Приложение
1, слайд 11)
Сколько взяли петрушки выяснит 1 вариант: найти
значение выражения 250а – 50с, если а = 12, с = 28 (1600 кг
петрушки).
Сколько взяли помидоров, найдет 2 вариант: найти
значение выражения 50х – 25у, если х = 139, у = 218 (1500 кг
помидора).
Сколько понадобилось лука, выяснит 3 вариант:
найти значение выражения
25к – 15755 (420 кг лука).
№ 8 (фронтально)
«Змеиная лодка» из Алеппи, Керала, Индия,
составляет 43,7 метра в длину. Ее команда включала
гребцов, барабанщиков, кормчих и певцов. Лодка
появилась на публике в Керала, Индия, 1 мая 2008
года. Из скольки человек состояла команда,
выясним, решив задачу. (Приложение
1, слайд 12)
На лодке разместились 2 барабанщика, 5 кормчих.
Певцов в 9 раз больше, чем барабанщиков, а гребцов
в 59 раз больше, чем барабанщиков. Из скольки
человек состояла команда? (143 человек).
№ 9 (устно). Выразить в миллеметрах
Скотт Мерфи из Миртл Бич, штат Южная Каролина, согнул алюминиевую сковородку в 30 см в диаметре за 30 секунд 30 июля 2007 года. В обхвате полученный «комок» получился 17см 46 мм. (Приложение 1, слайд 13)
7. Подведение итогов
– Какие знания вам понадобились сегодня на
уроке при решении задач и примеров?
– Что вам понравилось, что запомнилось на уроке?
8. Оценки
9. Домашнее задание
– Домашнее задание будет носить индивидуальный характер. Каждый из вас получит карточку, где записана информация из книги рекордов Гиннесса. Вам необходимо придумать задачу и пример к данному рекорду. (Приложение 1, слайд 14)
И, наверно, верно, верно,
Заниматься очень трудно,
И мучительно, и нудно.
Только ты не отступай.
Ты иди своей дорогой
До конца с наукой в ногу,
Будет всё тебе понятно,
Интересно, так и знай.
– Спасибо за урок. До свидания.