На доске: Богат и славен
остров Сахалин. (карта Сахалинской области).
Слово учителя: 2 января 2010 года исполнилось 63 года
со дня образования Сахалинской области.
Сахалинская область, состоявшая из северной
части острова Сахалина, была образована 20
октября 1932 года в составе Дальневосточного края.
(с 1938 г. Хабаровского края). В 1946 году Президиум
Верховного Совета СССР от 2 февраля образовал в
составе Хабаровского края Южно-Сахалинскую
область, включавшую в себя освобождённую от
японцев территорию – Южный Сахалин и Курильские
острова. 2 января 1947 года Указом президиума
область выделена из состава Хабаровского края в
самостоятельную. В состав вошли все районы
Южного и Северного Сахалина, и Курильских
островов.
– Сегодня мы будем много говорить об острове
похожем на рыбу. Будем путешествовать по острову
Сахалину.
Проверка домашнего задания
– Дома вы писали рассказ о строительстве,
упр. 454. Наш остров до сих пор обновляется,
строятся дороги, дома, детские сады, школы. (Картинки).
– Прочитайте слова с шипящей на конце, где вы
написали Ь.
– Почему в этих словах написали Ь. (правило стр.
170).
Минутка чистописания
– На уроке мы не только будем говорить о
Сахалине, но и красиво и правильно писать
существительные с шипящими на конце.
(Пальчиковая гимнастика).
Работа по карточкам
1. Просклонять имя существительное рожь.
2. Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце.
(Перфокарта).
Колосится золотистая …
Лесной … внесён в Красную книгу.
Холодный … полезен всем.
Именительный … – это начальная форма имени
существительного.
На доске: ландыш . , циркач . , дрож . , сыч . , матч . .
– Прочитайте слова. Найдите в них общее.
– Какое слово лишнее?
– Составим цепочки из шипящих букв.
На Сахалине протекает много рек, но самая длинная
река Сахалина – Поронай. В верхнем течении реки
Поронай были обнаружены жемчужницы. Вскрыв
десятка 2-3 раковин в них были жемчужины. Они были
величиной с 2 спичечные головки,
светло-сиреневого цвета.
Работа над словарём
– А сейчас мы поработаем над словарём и изучим
новое слово, для нас оно будет тоже находкой –
жемчужиной.
– Записать слова в 3 столбика.
1. Женский род
2. Мужской род.
3. Средний род.
Кровать, яблоко, тарелка, товарищ, метро,
картофель.
– Какое слово на изученное правило написали?
– Что нужно знать, чтобы правильно его написать?
– А теперь мы познакомимся с новым словом.
На доске: Г О Д Р А О
– Какое слово распалось?
– Что такое дорога?
– Найдите его в словаре.
– В какой столбик мы запишем?
– Подберите однокоренные слова к слову дорога.
– Составьте словосочетание с этим словом.
– С любым из словосочетаний составьте
предложение.
– Разобрать предложение.
– Почему в слове глушь написали Ь.
Физминутка в стихах для глаз
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх –
влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)
На Сахалине можно встретить различных
животных. Но многие из них становятся редкими. В
1988 году вышло постановление о создании
заповедника «Поронайский» с целью охраны редких
и ценных животных. Многие из них занесены в
Красную книгу Сахалинской области. (Показ
Красной книги).
– Замените одним словом и напишите слова,
определите род.
1. Приспособление, с помощью которого открывают
замок. (Много значений имеет слово ключ.
Здесь мы узнали ключ от замка, есть скрипичный
ключ и ключ – родник)
2. Животное, которое ведает мёд.
3. Часть суток от вечера до утра.
4. Крупное морское северное животное с усатой
мордой.
5. Растение, из зёрен которого пекут ржаной хлеб.
– Прочитайте слова, которые написали с Ь.
– Какое слово здесь лишнее?
– Почему?
– Чтобы правильно написать существительные с
шипящими на конце, что нужно сделать?
Мы забрели в глубь острова. Здесь растут
разнообразные деревья, растения. Лес на Сахалине
и Курилах похож на тропический. Очень трудно
пробраться через заросли кустарника и бамбука.
Раздвинешь стебли бамбука двумя руками, сделаешь
шаг вперёд, а за тобой тут же смыкается плотная
стена. В таких зарослях очень быстро можно
заблудиться.
– Вот и в нашем рассказе произошла беда.
Заблудились орфограммы. Давайте поможем им найти
своё место. Определите род у этих
существительных, подчеркните орфограммы.
На доске: дорога шла через густую рож . вот
пробежала мыш . в роще послышался плач – это сыч
затянул песню. Вот и река. Наступила ноч . кругом
стояла тиш .Камыш шептался с рекой.
Физминутка – под музыку
Но наш остров славен не только растительностью,
природными богатствами, но и людьми. Стали
известными наши Сахалинцы:
1. Игорь Николаев – композитор.
2. Елена Майорова – актриса.
3. Михаил Фрадков – глава правительства России.
(Показ фотографий).
А сколько замечательных поэтов живёт на
Сахалине. (Показ портретов поэтов и их
сборников стихотворений).
– Сегодня мы напишем отрывок из стихотворения
Сахалинского поэта по памяти.
Сахалин, Сахалин –
Русский остров на Дальнем Востоке
Край туманов и штормов жестоких.
Сахалин, Сахалин, край родной
Только смелые дружат с тобой.
(На столе у каждого лежит отрывок).
– Ко многим стихам написана музыка и
исполняются песни.
Дети пишут по памяти. Тихо звучит музыка.
Домашнее задание: упр.455
– Вы все родились на этом острове и наверное за
что – то его полюбили. У каждого из вас на парте
лежит сердце. Давайте сейчас напишем слова любви
к родному острову и из маленьких сердец составим
большое сердце. (дети зачитывают и прикрепляют на
доске свои сердечки на большое сердце).
Итог урока
– Что интересное вы извлекли из этого урока? |
Это имена существительные с шипящими на конце.
Лишнее слово дрожь – это сущ. Ж.р. с ь на конце.
Шжч, жчш, чшж.
Товарищ
Говорят правило.
Дорога
Дорога – узкая полоса земли, предназначенная для
передвижения.
Дорожный, дорожник, подорожник, придорожный,
дороженька.
Длинная дорога, асфальтированная дорога.
Длинная дорога привела ребят в глушь леса.
Один ученик у доски.
Правило.
Один ученик на обратной доске.
Ключ.
Медведь.
Ночь.
Морж.
Рожь.
Медведь.
Потому что здесь Ь служит для смягчения
согласного.
Правило.
1 вариант – 3 предложения.
2 вариант – 3 предложения.
Один ученик – творческая работа (пишет сочинение
о том, как он однажды побывал на рыбалке, на озере
Тунайча).
Ответы детей. |