Упражнение в написании имен существительных с шипящим на конце

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать.
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

Работа детей

На доске:

Богат и славен остров Сахалин. (карта Сахалинской области).
Слово учителя: 2 января 2010 года исполнилось 63 года со дня образования Сахалинской области. Сахалинская область, состоявшая из северной части острова Сахалина, была образована 20 октября 1932 года в составе Дальневосточного края. (с 1938 г. Хабаровского края). В 1946 году Президиум Верховного Совета СССР от 2 февраля образовал в составе Хабаровского края Южно-Сахалинскую область, включавшую в себя освобождённую от японцев территорию – Южный Сахалин и Курильские острова. 2 января 1947 года Указом президиума область выделена из состава Хабаровского края в самостоятельную. В состав вошли все районы Южного и Северного Сахалина, и Курильских островов.
– Сегодня мы будем много говорить об острове похожем на рыбу. Будем путешествовать по острову Сахалину.

Проверка домашнего задания

–  Дома вы писали рассказ о строительстве, упр. 454. Наш остров до сих пор обновляется, строятся дороги, дома, детские сады, школы. (Картинки).
–  Прочитайте слова с шипящей на конце, где вы написали Ь.
– Почему в этих словах написали Ь. (правило стр. 170).

Минутка чистописания

– На уроке мы не только будем говорить о Сахалине, но и красиво и правильно писать существительные с шипящими на конце. (Пальчиковая гимнастика).

Работа по карточкам

1. Просклонять имя существительное рожь.
2. Спиши, вставляя нужные слова с шипящей на конце. (Перфокарта).
Колосится золотистая …
Лесной … внесён в Красную книгу.
Холодный … полезен всем.
Именительный … – это начальная форма имени существительного.
На доске: ландыш . , циркач . , дрож . , сыч . , матч . .
– Прочитайте слова. Найдите в них общее.
– Какое слово лишнее?
– Составим цепочки из шипящих букв.
На Сахалине протекает много рек, но самая длинная река Сахалина – Поронай. В верхнем течении реки Поронай были обнаружены жемчужницы. Вскрыв десятка 2-3 раковин в них были жемчужины. Они были величиной с 2 спичечные головки, светло-сиреневого цвета.

Работа над словарём

– А сейчас мы поработаем над словарём и изучим новое слово, для нас оно будет тоже находкой – жемчужиной.
– Записать слова в 3 столбика.
1. Женский род
2. Мужской род.
3. Средний род.
Кровать, яблоко, тарелка, товарищ, метро, картофель.
– Какое слово на изученное правило написали?
– Что нужно знать, чтобы правильно его написать?
– А теперь мы познакомимся с новым словом.
На доске: Г О Д Р А О
– Какое слово распалось?
– Что такое дорога?
– Найдите его в словаре.
– В какой столбик мы запишем?
– Подберите однокоренные слова к слову дорога.
– Составьте словосочетание с этим словом.
– С любым из словосочетаний составьте предложение.
– Разобрать предложение.
– Почему в слове глушь написали Ь.

Физминутка в стихах для глаз

Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх – влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

На Сахалине можно встретить различных животных. Но многие из них становятся редкими. В 1988 году вышло постановление о создании заповедника «Поронайский» с целью охраны редких и ценных животных. Многие из них занесены в Красную книгу Сахалинской области. (Показ Красной книги).

– Замените одним словом и напишите слова, определите род.

1. Приспособление, с помощью которого открывают замок. (Много значений имеет слово ключ. Здесь мы узнали ключ от замка, есть скрипичный ключ и ключ – родник)
2. Животное, которое ведает мёд.
3. Часть суток от вечера до утра.
4. Крупное морское северное животное с усатой мордой.
5. Растение, из зёрен которого пекут ржаной хлеб.

– Прочитайте слова, которые написали с Ь.
– Какое слово здесь лишнее?
– Почему?
– Чтобы правильно написать существительные с шипящими на конце, что нужно сделать?
Мы забрели в глубь острова. Здесь растут разнообразные деревья, растения. Лес на Сахалине и Курилах похож на тропический. Очень трудно пробраться через заросли кустарника и бамбука. Раздвинешь стебли бамбука двумя руками, сделаешь шаг вперёд, а за тобой тут же смыкается плотная стена. В таких зарослях очень быстро можно заблудиться.
– Вот и в нашем рассказе произошла беда. Заблудились орфограммы. Давайте поможем им найти своё место. Определите род у этих существительных, подчеркните орфограммы.
На доске: дорога шла через густую рож . вот пробежала мыш . в роще послышался плач – это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ноч . кругом стояла тиш .Камыш шептался с рекой.

Физминутка – под музыку

Но наш остров славен не только растительностью, природными богатствами, но и людьми. Стали известными наши Сахалинцы:

1. Игорь Николаев – композитор.
2. Елена Майорова – актриса.
3. Михаил Фрадков – глава правительства России. (Показ фотографий).

А сколько замечательных поэтов живёт на Сахалине. (Показ портретов поэтов и их сборников стихотворений).
– Сегодня мы напишем отрывок из стихотворения Сахалинского поэта по памяти.

Сахалин, Сахалин –
Русский остров на Дальнем Востоке
Край туманов  и штормов жестоких.
Сахалин, Сахалин, край родной
Только смелые дружат с тобой.

(На столе у каждого лежит отрывок).

– Ко многим стихам написана музыка и исполняются песни.
Дети пишут по памяти. Тихо звучит музыка.

Домашнее задание: упр.455

– Вы все родились на этом острове и наверное за что – то его полюбили. У каждого из вас на парте лежит сердце. Давайте сейчас напишем слова любви к родному острову и из маленьких сердец составим большое сердце. (дети зачитывают и прикрепляют на доске свои сердечки на большое сердце).

Итог урока

– Что интересное вы извлекли из этого урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

Это имена существительные с шипящими на конце.

 

 

 

 

 

 

 

Лишнее слово дрожь – это сущ. Ж.р. с ь на конце.
Шжч, жчш, чшж.

 

 

 

 

Товарищ

Говорят правило.

 

Дорога
Дорога – узкая полоса земли, предназначенная для передвижения.
Дорожный, дорожник, подорожник, придорожный, дороженька.
Длинная дорога, асфальтированная дорога.
Длинная дорога привела ребят в глушь леса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик у доски.
Правило.

 

 

 

 

 

 

Один ученик на обратной доске.

Ключ.

Медведь.
Ночь.
Морж.

Рожь.

Медведь.
Потому что здесь Ь служит для смягчения согласного.
Правило.

 

 

 

 

 

 

 

1 вариант – 3 предложения.
2 вариант – 3 предложения.
Один ученик – творческая работа (пишет сочинение о том, как он однажды побывал на рыбалке, на озере Тунайча).

 

 

Ответы детей.