Развитие образования в России в XIX – XX вв.

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка:

Здание первой школы г. Нового Оскола Белгородской области было построено в начале 20 века как Женская гимназия, имеет вековую историю. Интересен архитектурный декор самого здания. Создан и работает музей «История школы», экспонаты которого дают возможность познакомить учащихся с развитием женского образования в конце XIX начале XX в. В музее сохранились подлинные документы о первых выпускниках, учителях, документы об окончании гимназии и школы, фотографии, альбомы. Всё это используется как в проведении уроков, так и дополнительных занятий а также в воспитательной деятельности. По аттестатам о получении образования учащиеся могут судить о предметах, преподаваемых в то время, учителях. Документы о строительстве здания и средствах, вложенных в неё рассказывают о затратах государства в начале XX века на образование. То, что здание строилось как женская гимназия, говорит о развитии женского образования в стране в начале нового столетия.

Тип урока: практическое занятие с использованием материалов музея «История школы»

Вид урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с уровнем развития образования в России в начале XX века на основе использования материала музея «История школы»;
  • Развивать умение работать с музейными экспонатами как историческими источниками, сравнивать, делать выводы, обобщения.
  • Воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому, своим предкам.

План:

  • Состояние начального образования в России.
  • Чему и как учили в гимназиях.
  • Образование для девочек.
  • Жизнь российского студенчества.

Опережающее задание: Подготовить сообщения на темы:

  • «Чему и как учили в российской гимназии». (Использовать материалы школьного музея);
  • «Образование для девочек»;
  • «Жизнь российского студенчества».

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя: Изменения в экономической и политической жизни в результате Великих реформ в России создали новые условия для развития образования и науки. Модернизация стимулировала научно-технический прогресс, требовала всё больше и больше специалистов с высшим образованием и профессионально подготовленных рабочих. Российские химики, математики, физики, биологи, географы совершили выдающиеся научные открытия. Задача урока – познакомиться с достижениями России в области образования и понять, какие трудности приходилось преодолевать в этой области.

Начальное, среднее и высшее образование в России в начале XX века

При объяснении вопросов используется схема.

Характеризуя начальное образование, называю обязательные предметы преподавания: закон божий, русский язык и чистописание, арифметика, которые входили в систему одноклассных училищ с трёхлетним сроком обучения. В двухклассных училищах Министерства просвещения (пятилетний срок обучения) к этим предметам добавлялись история, география, черчение, естествознание, церковное пение. Программа церковно-приходских школ была примерно такая же. В городских трёхклассных училищах обучались шесть лет.

Исходя из предоставленной учащимся информации, даю учащимся задание:

– Оценить программу начального образования.

(Учащиеся, как правило, считают, что уровень начального образования достаточен для получения основных навыков грамотности.
Комментируя ответы, говорю учащимся, что программы начальной и средней школ не составляли единого целого, и перейти с одной ступеньки образования на другую, минуя экзамены, к которым приходилось специально готовиться, было невозможно).

Далее предлагается проблемное задание:

– По переписи населения 1897 года грамотность детей  от восьми до шестнадцати лет составляла 31,8%. Как объяснить такие низкие результаты работы начальных школ?
Учащиеся приходят к выводу, что причина столь низкого качества обучения кроется, по всей видимости, не в качестве обучения, а в отсутствии обязательного начального образования. И в сельской, и в городской местности семьи с низкими доходами просто не имели возможности отправить своих детей учиться – дети с раннего возраста начинали зарабатывать на жизнь, материально помогать старшим. В Москве в 1911 году школу посещало 64% всех детей от восьми до одиннадцати лет, в Петербурге этот показатель был ниже, а в других городах ещё ниже. Ввести всеобщее начальное образование давно предлагала земская общественность. Законопроект о нём выносился на рассмотрение II Государственной Думы, но так и не стал законом, несмотря на поддержку этой идеи П.А. Столыпиным.
Среднее образование можно было получить, посещая гимназию или реальное училище. Об обучении в гимназии рассказывает учащийся, используя документы школьного музея.

Задание:

– Сравнить программу, методы и правила обучения в гимназии и в нашей  современной школе.

Материал для сообщения: «Чему и как учили в гимназии»

– По своему Уставу гимназии «имели целию доставить юношеству общее образование» и приготовить его для поступления в университет. Гимназии могли быть казёнными и частными. Плата за обучение в казённой гимназии была от 40 до 100 рублей в месяц, а в частных гимназиях – выше. Плата взималась за полгода, деньги нужно было уплатить в течении двух первых месяцев обучения. Если плата не вносилась вовремя, то учащиеся гимназии отчислялись.
Каждая гимназия должна была иметь библиотеку, физический кабинет, пособия по естествознанию, географические карты и глобусы, модели и чертежи для рисования, гимнастические снаряды, музыкальные ноты.
Учились в гимназии восемь лет. На уроке сначала спрашивали домашнее задание, затем объясняли новый материал. За дисциплиной в гимназии следили классные наставники, а после уроков – специальные школьные надзиратели. Устав предписывал гимназистам всегда носить форму, не появляться на улице позже семи часов вечера. Существовало множество мелких ограничений, что, соединяясь с придирками учителей и администрации, давало право гимназистам сравнивать гимназию с казармой. За различные проступки гимназистов наказывали. И хотя телесные наказания были официально запрещены, проштрафившихся оставляли после уроков и сажали в карцер. Самым страшным наказанием было исключение из гимназии.

Работа с экспонатами музея о женском образовании в России

Вторая половина XIX века стала тем периодом, когда в России, благодаря активности и целеустремленности земств образование стало не только привилегией российской аристократии и дворянства, частично промышленников и купечества, но и вызвало большой интерес у крестьянских общин, их лучших представителей.

Новооскольский уезд к концу XIX века был одним из крупных в Курской губернии, по территории уступал только четырем уездам – Обоянскому, Курскому, Тимскому и Щигровскому. Его территория в 1886 году составляла 292344 десятин. Хозяйственное освоение земель в уезде было весьма высоким. 92,68 % территории облагалась налогами, а большая часть этих земель находилась в частной собственности у крестьян. А мы знаем, что на образование средства отчисляются из государственных доходов. Таким образом, крестьянские общины были той основной массой населения, от которой реально зависело развитие школьного дела в Новом Осколе и уезде в целом.

До 1861 года в Новооскольском уезде были всего три школы: Новооскольская городская приходская школа и две школы, основанные ведомством государственных имуществ – Пригородне – Михайловская и Велико – Михайловская.

В конце XIX века Россия набрала небывало высокий темп социально-экономического и духовно-культурного развития. Строительный бум охватил все отрасли тогдашней экономики. Много возводилось объектов социальной сферы. Возросла и потребность в развитии учебных заведений. Решение о строительстве женской гимназии в Новом Осколе многие годы было исторической загадкой. Вопрос о времени строительства оказался настолько запутанным, что архивные документы и материалы отошли в сторону, а за основу в музейном деле и периодической печати легли отрывочные воспоминания новооскольцев, в том числе и выпускников гимназии, которые, как оказалось, сами не знали подлинной истории строительства Новооскольской женской гимназии. Да и сегодня получить однозначный ответ на этот вопрос нельзя. Однако сохранившиеся документы говорят о том, что строительство гимназии завершилось в 1905 году. Уже с первых дней строительства гимназии в новом Осколе действовала прогимназия, которая впоследствии была преобразована в гимназию.

В 1905 году не только завершается строительство нового здания Новооскольской женской гимназии, но происходит её официальное открытие, освящение и ей дается необыкновенное имя «Ново-Оскольская Ее Императорского Высочества великой Княжны Ольги Николаевны женская гимназия». (О завершении строительства Новооскольской женской гимназии свидетельствует «Отчет о строительстве Новооскольской женской гимназии». Из него видно, что к 1 января 1905 года было израсходовано на постройку здания гимназии 29759 руб. 78 коп. К 1 января 1906 года «осталось на лицо» 689 руб. 94 коп. Средства на постройку поступили из следующих источников: занятых из кустарного капитала – 5200 руб., от Курского губернского земства – 15000 руб., в пособие из сумм оборотного капитала безвозвратно, согласно постановлению земского собрания – 7000 руб., из общего кредита на постройку гимназии – 800 руб., остаток по содержанию гимназии – 1200 руб., от уездного земства в возмещение расхода по уплате % губернскому земству – 94 руб.
В витрине музея хранится копия архивного документа, подтверждающая это событие)

Такое название, в народе «Ольгинская гимназия», она получила не случайно. Ее строительство финансировалось из сбережений детей Николая II, ежемесячно отчисляла на строительство гимназии средства дочь Николая Княгиня Ольга. Нам точно известно, что 17 декабря 1911 года, спустя три месяца после торжественного открытия нетленных мощей Святителя Иоасафа, почтить память новоявленного угодника Божия, в город Белгород прибыл император Николай II с супругой Александрой Федоровной, наследником Алексеем и великими княгинями Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией. Но нам неизвестно, посетила ли шестнадцатилетняя княгиня Ольга женскую гимназию в Новом Осколе, названную в честь её имени или нет! Но то, что на встрече с этими высокими гостями в Белгороде присутствовала делегация из Нового Оскола известно точно. (Обращается внимание учащихся на портрет семьи последнег российского императора)

Невозможно отразить всю истории Новооскольской Женской гимназии, ведь из стен этого учебного заведения за более чем вековую историю вышли в большую жизнь тысячи выпускников. Но пробежаться по сохранившимся в музее «История школы» документам и воспоминаниям учащихся разных лет  можно, и это представляет большой интерес.

Документы 1907 года дают представление о составе гимназисток при полном платном обучении. В 1907-1908 гг. в женской гимназии обучалось дочерей дворян и чиновников – 45, духовного звания – 54, почетных граждан – 29, купцов – 21, мещан – 113, крестьян – 133. Можно безошибочно сделать вывод, что,  хотя и за плату, учились представители не только имущих классов, но и крестьян. В гимназии был и восьмой, дополнительный класс. Гимназистки располагали возможностью получить право преподавания избранного ими предмета, а также право получить от Попечителя Харьковского Учебного округа свидетельство на звание домашней учительницы без нового испытания. В Государственном архиве Белгородской области хранится только одно свидетельство выпускницы 8 –го дополнительного класса 1916 года Зиборовской Лидии Павловны. (Копия этого документа есть в музее).  Закончив в 1915 году гимназию, она 16 августа сразу поступила в дополнительный класс для специального изучения математики. Как сложилась дальнейшая судьба этой выпускницы установить не удалось. Нам только известно, что её отец, диакон Павел Зиборовский был законоучителем Новооскольского городского приходского мужского училища.

Первой начальницей гимназии была Надежда Ивановна Карагодина. (Сохранились фотографии первых выпусков гимназии, где есть Н.И. Карагодина).  В музее есть документы об окончании гимназии с подлинной подписью Надежды Ивановны. (По этим документам учащиеся могут сделать вывод о том, какие предметы изучались в гимназии).

Классными дамами, которые в обязательном порядке присутствовали в классах на уроках, независимо от преподавателя и следили за дисциплиной и успеваемостью, были Мария Павловна Тамышева, Мария Николаевна Плетнева-Струкова, Сусанна Федоровна Арсентьева, Мария Парфирьевна  Денисова. (Фото на стендах)

Интересные воспоминания оставила выпускница гимназии 1909 года Анна Парамоновна Ильина, жительница Нового Оскола. (Музейная экспозиция содержит портрет и воспоминания этой выпускницы) В ее сердце навсегда остались классные дамы : Рождественская Анна Дмитриевна, учительница французского языка Софья Ивановна Карагодина (сестра начальницы гимназии), законоучители протоиерей Дионитрий Попов, отец Николай, учительница начальных классов Зинаида Кирилловна Соломенцева.

Анна Парамоновна вспоминала, что день начинался с молитвы в зале на втором этаже, урок начинался с чтения дежурными молитвы, ученицы приветствовали преподавателей реверансом. Все носили специальную форму – коричневые платья. Черный ежедневный фартук и белый парадный фартук. (Фотографии выпусков гимназии разных лет).

Кружков не было. Лучшей ученицей, получившей золотую медаль была Родионова Анна. За этими сухими строками ушедшее прошлое. Оно для нас дорого и необыкновенно. Но, к сожалению, восстановить его в полном объеме не удается.

Далее ученик рассказывает о жизни российского студенчества

Итогом изучения темы должна стать общая характеристика образования в России в начале XX века. Его положительные стороны – рост количества учебных заведений всех видов; демократизация состава учащихся, развитие женского образования. Его отрицательные стороны – отсутствие единой системы образования, которая подразумевает преемственность видов образования, отсутствие всеобщего начального образования, ограничения для получения образования выходцам из низших сословий и представителям некоторых национальностей, стремление к жестокому контролю над учащимися со стороны государства. В результате количество грамотных среди взрослого населения России составляло около 30 %. Существовал громадный разрыв между «образованным меньшинством» и большинством населения России.