В современном мире система образования должна формировать новые качества – инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. В свете современных требований профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить них.
Чтобы сформировать компетентного выпускника, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Это означает необходимость внедрения компетентностного подхода. И здесь уместным оказывается метод проектов с включением в исследовательскую деятельность. Скорее всего, в настоящее время требуется не обучать знаниям, а обучать творческим умениям их приобретения. Разумеется, у учащихся возникнет масса вопросов, как это сделать и учителю остается грамотно направить ученика на источники информации. Теперь дело за малым, провести рефлексию по пройденной работе, а это уже самооценка и самосознание своего труда и себе в мире.
Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Метод проектов, как технология деятельного подхода в обучении и воспитании учащихся, позволяет им активно включиться в процесс самостоятельного построения нового знания, усвоения новыми способами деятельности, способствует процессу самоопределения и помогает учащемуся адекватно оценить себя. Поэтому, на мой взгляд, именно метод проектов позволяет наилучшим образом реализовать поставленные цели на уроке «Применение простых и сложных веществ в быту и народном хозяйстве».
Цели проекта:
- Познавательные:
- создать условия для обобщения знаний учащихся по темам из курса химии 8 класса;
- закрепить знания о взаимосвязи между свойствами элементов и их соединений и применением.
- Развивающие:
- развивать интерес к учебе и познавательной деятельности, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать;
- применять свои знания на практике;
- использовать информационные технологии для оформления результатов исследований.
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива;
- формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества личности, высокое чувство гражданского долга.
Характер проекта: межпредметный.
Определение способов поиска источника информации по направлениям:
- учебник “Химия-8” О.С. Габриелян;
- учебник “Химия-8” Е.Е.Минченков;
- дополнительная литература;
- справочники;
- Интернет;
- интерактивные курсы;
- CD-диски по химии.
Заранее учащимся предлагаются темы творческих ознакомительно-ориентированных проектов с учётом их интересов, подготовленности и уровня обученности.
- Репродуктивный уровень. Металлы в нашей жизни. Кислоты вокруг нас. Съедобные и несъедобные соли.
- Конструктивный уровень. А что у нас в аптечке? Химик в гостях у нумизмата. Мед, да не тот. Накипь?! Как обновить алюминиевую посуду. Зубная паста или зубной порошок.
- Творческий уровень. Химик изучает рекламу. Химия в консервной банке. Лекарства от изжоги: так ли безобидны? Оксиды-составная часть красок. Отбеливатели: до чего дошел прогресс, можно с хлором, можно без…
Главные условия:
1. Защита своей работы.
2. Создание наглядных пособий.
3. Создание электронной презентации.
4. Рефлексия и взаимооценка.
Этапы создания проекта:
- мотивация
- сбор и обработка информации
- реализация.
1 этап подготовки проекта:
I. Выбор темы исследования.
II. Определение способов и методов исследования,
организация групп.
III. Проведение промежуточной диагностики.
1. Какая тема исследования показалась тебе
наиболее интересной?
2. Какой вид работы над темой предпочитаешь?
- подбор литературы;
- работать с Интернет;
- находить материал;
- составлять опорный конспект;
- работать в группе;
- составлять план исследования;
- подготовка презентаций.
Учащиеся класса включаются в обсуждение тем, создаются группы (2–3–4 человека), или индивидуальный выбор, распределяются роли в группе. Учащимся предлагаются рекомендации и примерный список литературы для выполнения творческого проекта.
2 этап подготовки проекта:
I. Анализ собранной информации.
II. Выводы по направлениям, их аргументация.
III. Подготовка наглядного материала.
IV. Составление сценария защиты.
V. Составление электронной презентации (домашняя
работа).
На этом этапе подготовки проекта (этап обработки данных) необходимо критически посмотреть на весь материал, что-то оставить, а от чего-то отказаться. Учитель на данном этапе выполняет консультативную роль. На следующем уроке (через неделю) учащимся предлагается представить и защитить свой проект в виде реферата, таблицы, презентации в зависимости от уровня сложности задания.
3 этап – урок «Применение простых и сложных веществ в быту и народном хозяйстве»
Девиз урока: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
Цели урока: обеспечить осмысление, восприятие и систематизацию знаний уч-ся о свойствах основных классов химических веществ, и, как следствие, их практического применения в быту и народном хозяйстве.
- Обучающие: синтез со знаниями, полученными на уроках химии, физики, биологии для формирования целостного представления о веществах и их применении.
- Развивающие: способствовать развитию знаний о веществах и их применении, пробудить у учащихся интерес к научно-популярной литературе; заинтересовать процессом мышления исследователей, продолжить развитие мышления, умения анализировать, сравнивать, делать логические выводы. Повышение интереса к химии, активизация познавательной деятельности.
- Воспитательные: развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения; воспитание основ нравственного самосознания; толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Методы.
- Метод проектов (информационных и исследовательских).
- Метод сотрудничества.
Средства обучения, ТСО.
- Таблица “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”, опорный конспект по классификации веществ, опорный конспект по химическим свойствам оксидов, кислот, оснований.
- Компьютер, интерактивные ресурсы.
- Тесты, игровые задания.
- Хим. реактивы для проведения опытов.
Ход урока:
- Организационный этап 2 мин.
- Актуализация знаний:
- классификация веществ и определение каждого класса
- проблема: какие вещества и почему находят применение в быту?
- Применение знаний – защита проектов по направлениям.
- Игровой момент. Демонстрация опытов.
- Ответы на вопросы оппонентов.
- Подведение итогов по защите проектов
- Домашнее задание п.23, вопр.2-4 стр.116
- Рефлексия.
Вывод: учащиеся приобрели опыт исследовательской работы, научились работать в группах, а самое главное они поняли, что способны сами найти ответы на интересующие их вопросы. Была проведена самооценка, взаимооценка защиты работ. «Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение». И. Гете
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».