Цель: познакомить учащихся с народной музыкой Кубани, на примере репертуара местного хора “Надежда”.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с разновидностью кубанского фольклора,
- Пополнить знания по теме “Музыка моего народа”;
- Пополнить знания по истории “малой Родины”.
Развивающие:
- Развивать речь, логическое мышление, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы; применять полученные знания в практической жизни.
- Дополнительно изучить историю казачьего костюма.
- Формировать художественно-эстетический вкус учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной земле, к истории своего народа;
- Приобщать к старинным народным традициям;
- Пробуждать интерес учащихся к познанию истории казачества.
Здоровьесберегающие:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Снять физическое утомление и нервно-психические перегрузки;
- Повысить эмоциональную стабильность.
Межпредметные связи: история, музыка, ОПК.
Оформление кабинета: творческие проекты, выполненные самими учащимися, оборудование кабинета в стиле казачьего куреня.
Оборудование: компьютер с мультимедийными возможностями; музыкальная аппаратура.
Ход мероприятия
1. Организационный момент. (Слайд 1).
Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – “Благости!”
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам “Радости!”
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать вам в этом классе
Прекраснейшего настроения.
2. С началом урока проверяется домашнее задание и происходит изучение нового материала, с просмотром мультимедийной презентации.
Учитель. Ребята, что такое народная музыка? (Слайд 2).
Выслушиваются версии учащихся.
- Народная музыка (или фольклорная, англ. folklore) – музыкально-поэтическое творчество народа. Она – неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры
Учитель. “Где труд, там и песня” – говорили в старину. В будни и в праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Песня звучала повсюду. Душа казаков живет в песнях. Сегодня на уроке мы должны выяснить, каким был песенный фольклор кубанских казаков. (Слайд 3).
Ученики знакомятся с тематикой казачьих песен.
Учитель. Как вы думаете, кто был раньше исполнителем песен?
Выслушиваются версии учащихся.
– кобзарь (Слайд 4–5).
Учитель. А кто сейчас исполняет народные песни?
Ученики. Кубанский казачий хор!
Учитель. Правильно, конечно это Кубанский казачий хор!!! (Слайд 5, 6, 7, 8).
Слово учителя о кубанском казачьем хоре. (Звучит песня в исполнении Казачьего хора. Можно взять у автора статьи.) Приложение 3
История Кубанского хора начинается с 1811 года. До 1920 г. Это был Войсковой певческий хор, который пел в храме и давал светские концерты с духовной музыкой и казачьими народными традициями. В настоящее время хор продолжает и развивает эти традиции. Основу репертуара составляют народные песни, записанные в станицах Краснодарского края, в обработке художественного руководителя, народного артиста России и Украины, лауреата Государственной премии России, профессора Виктора Захарченко.
Яркость, самобытность и высочайшее мастерство Государственного академического Кубанского казачьего хора нашли признание на всех континентах, во многих странах мира. Его выступления восторженно приветствовали зрители: США, Японии, Китая, Австралии, Мексики, Франции, Германии, Италии, Испании, Норвегии, Вьетнама, Северной и Южной Кореи, Бельгии, Швеции, Англии, Польши, Румынии, Чехии, Марокко, Португалии, Монголии.
Кубанский хор является дважды лауреатом Всероссийского конкурса государственных русских народных хоров, лауреатом Государственной премии Украины имени Т.Г.Шевченко, лауреатом многих международных фольклорных фестивалей.
Учитель. Ребята, а что, в нашем поселке есть хор, который тоже знаменит?
Ученики: Да, конечно же есть, это наш хор “Надежда”, в котором наши девочки тоже принимают участие в танцевальной группе и вокале. Их приглашали на открытие казачьей станицы “Атамань” в сентябре 2009 г. (Слайд 9).
Учитель. А знаете ли вы, что… (идет показ презентации Слайд 10–11).
Слово учителя о хоре.
Славится за пределами района коллектив художественной самодеятельности нашего поселка, детский танцевальный коллектив. Мы взрастили собственных композиторов и поэтов. Творческий самодеятельный хоровой коллектив “Надежда” был организован 16 апреля 2006 года по инициативе работников СДК п. Найдорф худ. руководителя Мосягина Александра Александровича, директора Д.К. Донцовой Ольги Юрьевны и депутата Нововеличковского сельского поселения ветерана труда Кондратенко Меланьи Петровны.
Ни для кого не секрет, что гражданская война и расказачивание уничтожили и разбросали по всему свету потомков воинов и хлеборобов, а вместе с этим были и утеряны многие песни и обряды кубанских казаков. Поэтому коллектив поставил перед собой задачу: восстановить историческую правду о казачестве, сохранить и передать песни, созданные могучим многострадальным народом, как национальную святыню, нашим юным потомкам – детям и внукам, которые будут жить после нас во славу нашего Отечества и возрождающегося христолюбивого кубанского казачества. Именно поэтому хор и выбрал себе название “Надежда”; – надежда на то, что молодое поколение примет и полюбит нашу кубанскую культуру, культуру казачества, а песни казаков ещё много лет будут прославлять нашу великую Кубань. Виктор Гаврилович Захарченко вручил диплом лауреата хору “Надежда” за активную творческую деятельность, высокое исполнительское мастерство, благородный вклад в дело сохранения и развития народного художественного творчества и культурных традиций кубанского казачества. (Слайд 12).
Учитель. Вот теперь, ребята, вы знаете больше о своем хоре. Предлагаю вам немного попутешествовать по казачьим хатам, где по отдельности в каждом, мы с вами прослушаем песни разных жанров в исполнении хора “Набежда”. (Включается в качестве презентации короткометражный “мультфильм”).
– Первая остановка “Исторические песни” хор “Надежда” исполняет исполняет песню “Всколыхнулся, взволновался, православный Тихий Дон”. Идет прослушивание и затем “переезжаем на другую остановку” и так посещаем оставшиеся семь хат, где звучат следующие песни в исполнении местного хора :
– Бытовые – “Ой, ходимо, жинко”;
– Военно-бытовые – “Провожала маты сына у солдаты”;
– Хороводные– “Ивушка”;
– Строевые – “Поехал казак на службу далеко”;
– Детские – “ Ой, да по дороге” в исполнении местного детского хора “Казачата”;
– Плясовые – “Ай зелененкий”;
– Обрядовые– “Щидрый вечер”.
Итог урока. Заканчивается путешествие казака.
Учитель.
Поколения сменяют поколения,
Не меркнут лишь преданья старины.
Шамиссо
– Кубанская песня лучший рассказ о душе казака. Многие поколения вложили в
нее свои радости и печали. Казаки воспевали дорогие сердцу края, пели о любви,
прославляли тружеников. Недаром говорят, что песня – душа народа. Именно через
песню стала оживать казачья душа.
– Наш урок, к сожалению, подошел к концу. Что вам понравилось на уроке?
– Что вы знали по теме нашего урока? И что узнали?
– Какие песни вам запомнились?
Д/з. Сходить в дом культуры, пообщаться с хором, взять тематические песни и изучить понравившуюся.