Новые подходы в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа


Модернизация содержания образования в начальной школе с позиций личностно ориентированного подхода требует поиска новых форм организации программного материала в учебниках, пособиях, которые создавали бы условия, способствующие общему развитию ребенка. Перед реализацией стандарта второго поколения всех участников образовательного процесса в начальной школе волнует вопрос “Что необходимо изменить в процессе обучения младших школьников, чтобы перейти на новую стратегию образования, выраженную в стандарте?”

Ребенок продолжает в младшем школьном возрасте изучать мир, ему интересно все вокруг, он задает вопросы и хочет знать ответы на них. Любознательность, любопытство – это извечные и неискоренимые свойства человека. Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций – всё это притупляет чуткость к мудрости, к новизне, к богатству и красоте мысли и познания. Если на уроке после рассказа учителя нет никаких вопросов, “всё, мол, понятно”, – это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных потребностей, а осталась скучная, тягостная обязанность изо дня в день учить уроки…

В том числе жесткая ориентация младших школьников на предоставленный учителем ответ, а не самостоятельную постановку вопросов, преобладание на уроках ситуаций, адресованных восприятию и памяти, а не мышлению, приводит к кризису любознательности: ученик перестает ставить вопросы, рассуждать, стараясь только запомнить то, что требует учитель.

Достоинством стандартов второго поколения можно считать – создание программы универсальных учебных действий разных видов, которая с очевидностью может стать основой для получения высоких результатов начального образования. Достичь которые можно только отказом от приоритета репродуктивного обучения. Обучение должно построено как процесс “открытия” каждым школьником конкретного знания, где ученик становится равноправным участником учебного процесса.

Не допустить духовного одиночества в школьные годы – залог внутреннего богатства человека. Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы ученики уже в детском возрасте учились делиться друг с другом духовными богатствами и находили удовлетворение в том, что, отдавая, они в то же время сами становились духовно богаче.

Задача учителя воспитать счастливого человека. Счастье – не в эгоистическом потреблении материальных и духовных благ, не в создании уютного личного мирка, отделённого и обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей. Счастье – во имя возвышенной цели – творчества, создающего новый мир.

В современных условиях назрела необходимость пересмотра всех видов деятельности учащихся с позиции насыщения их творческими моментами – внесения нового, творческого содержания в учебный процесс, в общественную, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную работу с детьми.

Ребенок оригинален в общении, играх, постройках из лего, рисунках, рассказах. Во все он привносит что-то свое. С помощью фантазии младший школьник пытается понять мир, объяснять себе те явления, которые пока не может постичь логическим путем. Воображение в этом возрасте – доминирующая способность и наивысшая форма интеллектуального развития.

На любом уроке найдется возможность “подтолкнуть” детей на творческий поиск решения.

Истинно-развивающей природе каждого урока относится два показателя:

– создание творческой ситуации;
– учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Творческий процесс, во-первых, предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Например, на уроке окружающего мира и ОБЖ детям предлагается поразмыслить над такой ситуацией: Надо опустить в яму на значительную глубину тяжелое железобетонное цилиндрическое кольцо. Подъемного крана нет. Опустить без него в яму кольцо означало бы разрушить его. Такая ситуация действительно случилась однажды. И люди придумали выход: наполнили яму льдом, с помощью веревок подтянули и поставили кольцо, оно оказалось на поверхности льда. По мере его таяния кольцо медленно опускалось, часть воды выливалась наружу, а часть пропиталась в землю.

Все знают, что лед тает, но важно это знание перенести в новую ситуацию, поставить рядом, казалось бы, несовместимое: свойства льда и необходимость опустить на глубину тяжелый предмет.

Безусловно, если предложить детям материал с высоким уровнем трудности без соблюдения меры трудности, то задача будет непосильной. В том случае, если соблюдена мера трудности, ученики смогут использовать уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, сами выйдут на открытие материала.

Вторая черта творческой деятельности – видение новых проблем в знакомых ситуациях. Многие дети на уроках вообще не задают вопросы. Если учитель не побуждает их к этому, глушится умение видеть проблемы, а это одна из важнейших характеристик творческой личности. На уроке важно уважать мнение каждого. Идти от того, что значимо для детей, что представляет для них интерес. Например, на уроке изобразительного искусства, обсуждая картину по теме урока детям можно задать следующие вопросы: “Как бы вы сами передали настроение?”, “Что бы вы добавили этому событию?”, “Какой вопрос вы хотели бы задать автору этой картины?”

Третья черта творческой деятельности – видение новой функции знакомого объекта. Например, на уроке технологии детям предлагается загадка: “Я дыротык, и спиночес, и тестораскатка, и рисовалка. Кто я такой?” (Карандаш, ручка). Дети доказывают: карандашом они чешут спинку, раскатывают тесто карандашом-скалкой, рисуют на листе, протыкают карандашом дырку в листе. Учащиеся предлагают новую функцию карандаша, которую можно применить на уроках технологии: трубокрут. При изготовлении объемных предметов сворачивают вокруг карандаша лист трубочкой.

Четвертая черта творческой деятельности – видение структуры объекта, подлежащего изучению. На уроке математики можно предложить такое задание – определить принцип, по которому построено число 13579111315. Если ребенок воспринимает это число как ряд отдельных цифр, задание выполнить не удается. Тому же, кто сумеет охватить части, элементы в их соотнесенности друг с другом, станет ясно, что это совокупность не цифр, а чисел, разность между которыми постоянна: каждое новое число на 2 единицы больше предыдущего: 1-3-5-7-9-11-13-15.

Творческая деятельность предполагает выдвижение многих подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумать оригинальный, необычный способ решения. Лишь отказавшись от шаблонности мышления, стандартных подходов к делу, можно создать что-то новое. Естественно, что ребенок, как правило, создает субъективно новое, т.е. новое лишь для него самого, но это созидание имеет важное общественное значение, потому что в ходе его проявляются и формируются способности личности, представляющие собой огромную социальную ценность и готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Работая по развивающему обучению, своей основной задачей считаю – помочь раскрыть собственные возможности ученика. Вместе с детьми я отправляюсь в мир путешествий, где мои ученики выражают интересные мысли, собственное отношение к происходящему. Они непохожи друг на друга. Каждый знает, что растение, за которым не ухаживают, погибает и его не вернуть к жизни. Так порой и получается со способностью ученика. Поэтому уроки стараюсь строить, применяя жизненный опыт детей, подводя их к оригинальным решениям, создавая ситуацию успеха. Они учатся общаться, слушать, высказывать своё мнение, соглашаться или опровергать, предлагать свою помощь и просить поддержки. Вместе учимся главному – уважительному отношению к себе и окружающим, мыслям и чувствам своим и других людей. Еще Выготский Л.С. говорил: “В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно”.

Отношения учителя и ученика – это дружба, полная фантазии и доверия. Если ребенок увидит моё открытое сердце, то с любопытством и интересом войдёт в мир и начнёт жить в мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины.

Чтобы любой урок был направлен на развитие творческих способностей и реализовал их, при его проведении я ориентируюсь на принципы сотрудничества и обращаю внимание на:

  • способность учащихся быстро схватывать смысл понятий, логических построений;
  • потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересованных ребенка сторонах проблемы и стремление разобраться в них;
  • способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные;
  • повышенную молчаливость или же, напротив, повышенную потребность в постоянном высказывании и отстаивании своего мнения.

Обязательные условия проведения урока, направленных на развитие творческих способностей учащихся, можно сформировать следующим образом:

  • принимать все ответы и реакции детей;
  • обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли контролировать собственное продвижение;
  • восхищаться каждой идеей ученика;
  • поддерживать личности каждого ребенка;
  • исключить всякую критику личности и деятельности детей;
  • шире использовать повседневный опыт детей.

Нельзя понимать творчество слишком узко. Оно проявляется в каждом активном, самостоятельном, имеющем общественную ценность, поступке ребенка. Самостоятельный выбор варианта поведения – это уже творчество. А повседневная поддержка в коллективе духа трудолюбия, ответственности, человечности – разве не творческий процесс? Есть в моём классе дети, которые являются хранителями духа дружбы и взаимопомощи. Заболел один из учеников. И вот уже кто-то из ребят предлагает, чтобы каждый написал открытку, нарисовал на нём что-нибудь и отправил по электронной почте или отправил SMS сообщение, выражая дружеское участие. В этом проявляется их нравственное начало. Умение вносить тепло и доброту в жизнь коллектива, встать на защиту справедливости, прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается, жить в гармонии с собой и окружающим миром – все это требует творческого подхода.

Пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, помочь понять себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому необходимо стремиться в меру своих сил и способностей каждому учителю. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют в конечном счете наши дети, наше будущее.

Литература:

  1. Граник Г.Г. Мир детской жизни, М.: Гелиос, 2000 г.
  2. Смирнова А. Творческий ребенок, М.: Начальное образование № 3, 2010 г., с. 44.
  3. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития младших школьников. Самара: Издательство “Учебная литература”, 2003 г.