Цели:
- познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
- развитие речи, познавательной активности;
- воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту;
- развивать фонематический слух, внимание, память;
- дикцию, при помощи скороговорки;
- воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
Оборудование:
- учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,
- портреты: А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, книги А. С. Пушкина,
- натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),
- презентация.ppt к уроку
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
II. Артикуляционная гимнастика: (Слайд 2).
1. Зеркало!
Поработаем с язычком и губами.
2. “Лисичка – собачка”.
“Лисичка” – показываем язычок.
“Собачка” – прячем язычок.
3. С языка слижем варенье с верхней губы и с нижней.
Упражнение “Вкусное варенье”.
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу.
4. Упражнения на дыхание.
А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)
Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:
Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),
– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)
– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)
III. Постановка цели и задач урока
1. – Какой звук будем “открывать” узнаете из языковой разминки.
(Слайд 3).
– Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш
2. подведение к формулированию темы.
– Проживает ли такой звук в нашей ленте букв?
(На доске висит лента памяти.)
– Сформулируйте тему нашего урока
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?
IV. Работа над новой темой урока. (Слайд 4).
– Какой это звук? Почему?
– Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он
отличается от других звуков?
Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?
– Как вы думаете, бывает ли он твёрдым или мягким?
Звук [ш] – всегда твёрдый
Ззнакомство с буквой. (Слайд 5).
На что похожа буква Ш
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабылНа что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Чтение слогов с буквой ша. (Слайд 6, 7).
Ша, шу, шо, ши, ше
Придумайте слова, начинающиеся с этого слога
Чистоговорки. (Слайд 8, 9, 10).
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Ши – ши – ши – что – то шепчут камыши.
Ше – ше – ше – это утка в камыше.
Работа над скороговоркой. (Слайд 11).
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
V. Физкультминутка. (Слайд 12).
VI. Первичное закрепление. (Слайд 13).
1. Работа над загадками Чтение слов
Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый (Шмель).Сегодня всё ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные … (Шары). (Слайд 14).В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного-много лет
Оставляет чёрный след. (Карандаш.) (Слайд 15).Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. (Шишки.) (слайд 16).
(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса.... Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)
2. Послушайте и скажите, кто автор этих строк:
Учитель:
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит
(Слайд 18).
Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши
родители.
Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните. (Слайд 19).
Викторина по сказкам Пушкина
1. Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи.
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (Слайд 20).
2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
“Сказка о рыбаке и рыбке”. (Слайд 21).
3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
“Сказка о царе Салтане”. (Слайд 22).
4. Подарю тебе я птицу
Посади её на спицу
На земле и под землёй
Будет друг тебе …
“Сказка о золотом петушке”. (Слайд 23).
Физкультминутка для глаз. (Слайд 24).
Кого попросил в награду у царя Салтана Шамаханская царица. (Слайд 25).
Давайте посмотрим в учебнике Шамаханскую царицу.
3. Работа c текстом в “Русской азбуке” (с.141). (Слайд 26).
Чтение и анализ текста (хором, сами, по “цепочке”).
Вопросы:
- Куда пошли гулять дети?
- Какое слово имеет много значений? (Кисти)
Кисти – многозначное слово. (Слайд 27).
Кисти рябины
Кисти рук
Кисти у штор
Что собирали дети? (Шишки)
Чтение наизусть учеником.
– Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
О каких шишках идет речь? (После драк синяки и выступы.)
Итог урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Слайд 28).