Урок русского языка "Наш великий русский язык"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Повторить, закрепить знания, полученные на уроках русского языка;
  2. Обогащать лексику, развивать память, внимание, логическое мышление, быстроту мышц.
  3. Воспитывать взаимопомощь, дружбу, умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к знаниям, дисциплинированность.

Оборудование: таблица, карточки.

Ход урока

1. Организация класса.

Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, а сейчас начнем урок. Но урок будет необычным. На прошедшей неделе у нас в лицее прошел конкурс “Русский медвежонок – 2010”, но к сожалению, не все ребята смогли участвовать в нем. А так хотелось увидеть работу и остальных ребят. И сегодня мы все вместе поучаствуем в другой, не менее интересной игре. Но сначала посмотрите на экран и скажите: О чем пойдет речь? Как называется наша тема? Как Вы думаете, чем сегодня на уроке русского языка мы будем заниматься?

Презентация. Слайд 1:

“Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом! Вас ждет
 великая награда, И та награда – в нем самом”
(Сабир Абдулла)

Учитель:

– Как Вы понимаете значение слов “годы кряду”?
– А кто знает кто такой Сабир Абдулла? (Это будет Ваше первое задание.)
– Язык, на котором мы говорим, красив и богат. С его помощью мы выражаем свои мысли, общаемся друг с другом. Это он помогает нам дружить, лучше понимать друг друга. Но любить свой язык – это значит хорошо его знать.

Знаем ли мы наш родной язык? Ответить на этот вопрос нам поможет игра КВН “Ученики и ученицы”.

– Вы веселые ребята
И не любите скучать
С удовольствием я с Вами
В КВН буду играть

А как Вы понимаете слово КВН? Назовите синонимы этого слова (соревнование, состязание).

Но какая же игра без команд и капитанов? Вы так удачно сидите, что и делить Вас на команды не нужно, но капитанов своих команд Вы выбирайте.

(После этого капитаны выходят и жмут друг другу руки).

– Чтобы подбодрить Вас, настроить на игру капитаны приветствуют Вас.

Слайд 2:

Настя:

“Мы отвечаем дружно И здесь
сомнений нет Сегодня будет
дружба Владычицей побед”.

Никита:

“И пусть острей кипит борьба Идет
соревнование Успех решает не
судьба, А только наши знания”.

Полина:

“Но соревнуясь вместе с Вами Мы
останемся друзьями Пусть борьба
кипит сильней Наша дружба крепнет в ней”.

Учитель:

– Мы услышали приветствия капитанов, а теперь должны отгадать название команды, но помните, что играя мы набираем очки, чтобы узнать, чья команда окажется победительницей.

Слайд 3: Угадай название нашей команды.

Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы Кто? Что? В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.

Слайд 4: Имя существительное.

Слайд 5: Глагол.

Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? В предложении бывает сказуемым.

Слайд 6:

Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? В предложении бывает второстепенным членом.

– Какое название имеет каждая команда?

Учитель:

– Это была разминка, а теперь Вы готовы решать задачи, проблемы поставленные перед Вами.

Назовите синонимы к слову проблема ?

Слайд 7: Определите части речи.

(Каждая команда работает над своей задачей.)

  1. Посадила мама в печь пироги с капустой в печь.
  2. Снежное покрывало покрывало все поле.
  3. Ведро дало течь, а вода стала течь.

Докажите почему?

Слайд 8: Отгадайте загадку.

Докажите, что это загадка? Назовите признаки загадки?

  1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа.)
  2. Белый зайчик прыгает по черному полю. Слезы проливает. Дети их
    читают и стирают. (Мел.)
  3. Одной рукой всех встречаю и всех провожаю. (Дверь.)

Слайд 9: “Слово-змейка” (адрес – салют – тетрадь – деревня –...).

За 1 (одну) минуту кто напишет больше слов (но помните – если слово оканчивается на “Ь” (мягкий знак), то пишите на букву, которую он смягчает).

Слово, с которого Вы начнете писать – БИБЛИОТЕКА.

Слайд 10: Фразеологизмы – устойчивые выражения, в которых слова не меняются, но их можно объяснить.

  1. Плечом к плечу (рядом).
  2. Капля в море (мало).
  3. С глазу на глаз (без свидетелей).
  4. Смотреть сквозь пальцы (не замечать).
  5. Кот наплакал (очень мало).
  6. Лодыря гонять (бездельничать).
  7. Клевать носом (дремать).
  8. Прикусить язык (замолчать).
  9. Как снег на голову (неожиданно).
  10. С горем пополам (нехотя).

 

  1. Повесить нос (огорчиться).
  2. Хоть глаз выколи (темно).
  3. Со всех ног (быстро).
  4. Сидеть сложа руки (бездельничать).
  5. Без году неделя (недавно).
  6. Бить баклуши (бездельничать).
  7. В час по чайной ложке (медленно).
  8. Как кошка с собакой (ссориться).
  9. Сломя голову (торопясь).
  10. Разинув рот (удивленно).

 

  1. Заговаривать зубы (отвлекать).
  2. Яблоку негде упасть (тесно).
  3. Хвататься за соломинку (надеяться).
  4. За тридевять земель (далеко).
  5. В двух шагах (близко).
  6. Не разлей вода (неразлучно).
  7. Взять себя в руки (успокоиться).
  8. Беречь как зеницу ока (охранять).
  9. Как снег на голову (неожиданно).
  10. Хоть пруд пруди (много).

Слайд 11: Словарный диктант.

Завод, учитель, быстро, адрес, вокзал, шоссе, директор, аппетит, беседа, столица, здравствуй, до свидания.

Слайд 12: Учимся писать стихи

Щенка пока

Помогите – найдите

Слайд 13:

Какие вопросы понравились Вам больше всего? Легкие или трудные? Почему? На какие вопросы Вы хотели бы услышать ответы? Будем продолжать соревнования?

Итог:

А сейчас давайте подведем итог всей нашей игре и прочитаем строчки замечательного поэта В.Береста:

“Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется
Кончается игра,
А дружба не кончается
Ура!!! ура!!! ура!!!”