Задачи:
- Повторить, закрепить знания, полученные на уроках русского языка;
- Обогащать лексику, развивать память, внимание, логическое мышление, быстроту мышц.
- Воспитывать взаимопомощь, дружбу, умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к знаниям, дисциплинированность.
Оборудование: таблица, карточки.
Ход урока
1. Организация класса.
Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, а сейчас начнем урок. Но урок будет необычным. На прошедшей неделе у нас в лицее прошел конкурс “Русский медвежонок – 2010”, но к сожалению, не все ребята смогли участвовать в нем. А так хотелось увидеть работу и остальных ребят. И сегодня мы все вместе поучаствуем в другой, не менее интересной игре. Но сначала посмотрите на экран и скажите: О чем пойдет речь? Как называется наша тема? Как Вы думаете, чем сегодня на уроке русского языка мы будем заниматься?
Презентация. Слайд 1:
“Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом! Вас ждет
великая награда, И та награда – в нем самом”
(Сабир Абдулла)
Учитель:
– Как Вы понимаете значение слов “годы кряду”?
– А кто знает кто такой Сабир Абдулла? (Это будет Ваше первое задание.)
– Язык, на котором мы говорим, красив и богат. С его помощью мы выражаем свои
мысли, общаемся друг с другом. Это он помогает нам дружить, лучше понимать друг
друга. Но любить свой язык – это значит хорошо его знать.
Знаем ли мы наш родной язык? Ответить на этот вопрос нам поможет игра КВН “Ученики и ученицы”.
– Вы веселые ребята
И не любите скучать
С удовольствием я с Вами
В КВН буду играть
А как Вы понимаете слово КВН? Назовите синонимы этого слова (соревнование, состязание).
Но какая же игра без команд и капитанов? Вы так удачно сидите, что и делить Вас на команды не нужно, но капитанов своих команд Вы выбирайте.
(После этого капитаны выходят и жмут друг другу руки).
– Чтобы подбодрить Вас, настроить на игру капитаны приветствуют Вас.
Слайд 2:
Настя:
“Мы отвечаем дружно И здесь
сомнений нет Сегодня будет
дружба Владычицей побед”.
Никита:
“И пусть острей кипит борьба Идет
соревнование Успех решает не
судьба, А только наши знания”.
Полина:
“Но соревнуясь вместе с Вами Мы
останемся друзьями Пусть борьба
кипит сильней Наша дружба крепнет в ней”.
Учитель:
– Мы услышали приветствия капитанов, а теперь должны отгадать название команды, но помните, что играя мы набираем очки, чтобы узнать, чья команда окажется победительницей.
Слайд 3: Угадай название нашей команды.
Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы Кто? Что? В предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
Слайд 4: Имя существительное.
Слайд 5: Глагол.
Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? В предложении бывает сказуемым.
Слайд 6:
Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? В предложении бывает второстепенным членом.
– Какое название имеет каждая команда?
Учитель:
– Это была разминка, а теперь Вы готовы решать задачи, проблемы поставленные перед Вами.
Назовите синонимы к слову проблема ?
Слайд 7: Определите части речи.
(Каждая команда работает над своей задачей.)
- Посадила мама в печь пироги с капустой в печь.
- Снежное покрывало покрывало все поле.
- Ведро дало течь, а вода стала течь.
Докажите почему?
Слайд 8: Отгадайте загадку.
Докажите, что это загадка? Назовите признаки загадки?
- Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа.)
- Белый зайчик прыгает по черному полю. Слезы проливает. Дети их
читают и стирают. (Мел.) - Одной рукой всех встречаю и всех провожаю. (Дверь.)
Слайд 9: “Слово-змейка” (адрес – салют – тетрадь – деревня –...).
За 1 (одну) минуту кто напишет больше слов (но помните – если слово оканчивается на “Ь” (мягкий знак), то пишите на букву, которую он смягчает).
Слово, с которого Вы начнете писать – БИБЛИОТЕКА.
Слайд 10: Фразеологизмы – устойчивые выражения, в которых слова не меняются, но их можно объяснить.
- Плечом к плечу (рядом).
- Капля в море (мало).
- С глазу на глаз (без свидетелей).
- Смотреть сквозь пальцы (не замечать).
- Кот наплакал (очень мало).
- Лодыря гонять (бездельничать).
- Клевать носом (дремать).
- Прикусить язык (замолчать).
- Как снег на голову (неожиданно).
- С горем пополам (нехотя).
- Повесить нос (огорчиться).
- Хоть глаз выколи (темно).
- Со всех ног (быстро).
- Сидеть сложа руки (бездельничать).
- Без году неделя (недавно).
- Бить баклуши (бездельничать).
- В час по чайной ложке (медленно).
- Как кошка с собакой (ссориться).
- Сломя голову (торопясь).
- Разинув рот (удивленно).
- Заговаривать зубы (отвлекать).
- Яблоку негде упасть (тесно).
- Хвататься за соломинку (надеяться).
- За тридевять земель (далеко).
- В двух шагах (близко).
- Не разлей вода (неразлучно).
- Взять себя в руки (успокоиться).
- Беречь как зеницу ока (охранять).
- Как снег на голову (неожиданно).
- Хоть пруд пруди (много).
Слайд 11: Словарный диктант.
Завод, учитель, быстро, адрес, вокзал, шоссе, директор, аппетит, беседа, столица, здравствуй, до свидания.
Слайд 12: Учимся писать стихи
Щенка – пока
Помогите – найдите
Слайд 13:
Какие вопросы понравились Вам больше всего? Легкие или трудные? Почему? На какие вопросы Вы хотели бы услышать ответы? Будем продолжать соревнования?
Итог:
А сейчас давайте подведем итог всей нашей игре и прочитаем строчки замечательного поэта В.Береста:
“Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется
Кончается игра,
А дружба не кончается
Ура!!! ура!!! ура!!!”