Цели урока:
Предметные:
- Ученик, знающий признаки сказки: зачин, троекратный повтор, волшебные
предметы, волшебство, добрый конец;
сказки бывают бытовые, волшебные, о животных, богатырские;
сказки делятся на авторские и народные. - Ученик, умеющий выделять главную мысль произведения по шагам:
– выдвигать предположения по иллюстрации, заглавию, ключевым словам.
– предполагать жанр и содержание произведения
– читать произведение самостоятельно и под руководством учителя
– делить содержание произведения на последовательно выстроенные смысловые части (план)
– формулировать ответы на заданные учителем вопросы к каждой смысловой части.
– находить в тексте предложения, подтверждающие ответы на эти вопросы.
– определять главную мысль сказки.
Метапредметные:
- Ученик, умеющий организовывать свое рабочее место, оценивать готовность
урока по алгоритму:
– определяю какой урок по расписанию
– готовлю рабочее место к уроку (пенал, тетрадь, учебник, дневник, …..)
– сравниваю свою готовность к уроку с тем, как другие ученики готовы к уроку
– оцениваю свою готовность к уроку - Ученик, умеющий пользоваться учебником, как источником информации по
алгоритму:
– слушаю задание
– нахожу задание в учебнике
– читаю задание
– понимаю задание
– определяю тип задания.
Личностные:
- Ученик, умеющий вести коммуникативную деятельность , т.е. грамотно
занимать любую из позиций А П
организованной коммуникации: - Ученик, знающий специальные алгоритмы позиций организованной
коммуникации:
Позиция автора:
– формирую текст мысли про себя
– проговариваю этот текст вслух
– выслушиваю понимающего
– соглашаюсь или нет с правильностью понятого высказывания.
Позиция понимающего:
– выслушиваю мысль автора
– выделяю главное в сообщении
– формирую главное своими словами
– выясняю согласие автора с моим пониманием.
Позиция критика:
– занимаю позицию понимающего
– если я согласен с автором, то продолжаю его мысль, иначе высказываю свою. - Ученик, умеющий оценивать свою деятельность по алгоритму:
– вспоминаю, что нужно сделать в задании
– анализирую, удалось ли получить результат
Задачи урока:
- Формирование приемов понимания текста.
- Развитие устной речи учащихся.
- Воспитание личности, способной оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, экран, колонки, мультимедийный проектор. Приложение 2, Приложение 3
Мотивация учащихся:
Вы хотели бы продолжить знакомство со сказками разных народов?
Как вы думаете, в какую страну мы сегодня совершим путешествие?
Ход и содержание урока
Этапы урока | Цель этапов | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат |
1. – Самоопределение к деятельности. – Мотивация. |
Организовать внимание учащихся. | – Урок литературы. – Все ли готовы к уроку? – Оцените свою готовность к уроку. – Вы хотели бы продолжить знакомство со сказками разных народов? – Как вы думаете, в какую страну мы сегодня совершим путешествие? |
– Да.
– Версии детей.
|
Готовность к уроку.
Готовность детей продолжать знакомство со сказками. |
2. Актуализация. | Организовать деятельность по повторению признаков сказки. | – Слайд 2. – К словам левого столбика
подберите слова-термины из правого столбика. |
– Читают слова, выполняют задание (Слайд 2).
– К жанру сказка. – Сказка – это жанр литератературного произведения |
Сказка – это жанр литературного произведения и имеет признаки: |
3. Работа с текстом до чтения. | Организовать деятельность учащихся по прогнозированию содержания сказки “Честный мальчик” по иллюстрации, заголовку и группе ключевых слов. | – Как называется раздел, в котором мы изучаем
сказки? – Рассмотрите иллюстрацию.
– Где происходит действие? – Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые между стариком и мальчиком?
– Прочитайте заглавие сказки. (Слайд 4). “Честный мальчик” – Попробуйте придумать и рассказать свою сказку по этим ключевым
словам. |
– Раздел называется “Сказка мудростью богата” (Слайд 4). – Старик и мальчик. – Мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах. Старик в
дорогом халате, на голове необычная шляпа, с очень длинной бородой – Что главный герой сказки– мальчик, он честный.
– Сочиняют сказку. – Рассказывают сказку. |
– Высказанные предположения учащихся.
Сочиненная и рассказанная по иллюстрации, заглавию, группе ключевых слов сказка. |
4. Самостоятельное чтение учащимися сказки “Честный мальчик”. | Организовать самостоятельную работу учащихся. | – Откройте учебники на стр. 28 и прочитайте сказку
“Честный мальчик”. – Понравилась ли вам сказка? |
Читают сказку.
– Да. |
Прочитанная сказка. |
5. Сравнение содержания прочитанной сказки со сказками придуманными учащимися. | Организовать деятельность учащихся по проверке прогнозов о содержании и героях сказки “Честный мальчик”. | – Скажите, придуманная вами сказка оказалась похожа на
сказку “Честный мальчик”? – Почему? |
– Похожа, не очень похожа, нет….
Мнения детей |
Выявленные отличия по содержанию сказки: разные поступки, начало, концовка. |
6. Постановка проблемного вопроса.
Физкультминутка.
|
Организовать деятельность учащихся по созданию ситуации
затруднения.
Организовать деятельность учащихся на проведение физических упражнений для снятия напряжения, укрепления здоровья.
|
– Кто написал сказку “Честный мальчик”? – Подтвердились ли ваши предположения в какую страну мы совершаем путешествие.
– Эту сказку написал корейский народ. Ветер тише, тише, тише. – С каким народом мы сейчас познакомились? – Значит, как называется сказка, у которой нет автора? Слайд 13. – Ребята, вспомните сказки В.Одоевского “Мороз Иванович” и сказ П.
Бажова “Серебряное копытце”.
– Какой из этих признаков является необходимым для сравнения любых произведений?
– Правильно ли я вас поняла, что для сравнения произведений нужны эти признаки?(Слайд 14). |
– Корейский народ. – Мы изучали сказки разных народов и поняли, что сегодня мы будем изучать сказку чужого народа, но не знали какого. – Казахстан.
– Корея. (Слайд 6).
– Нет.
– Слушают корейскую музыку и смотрят слайды№7,8,9,10,11,12). – Дети выполняют физические упражнения.
– С корейским – Народная. А мы сочиняли сказку сами, поэтому наши сказки авторские, наверное, поэтому они и не похожи.
– авторские. – В этих сказках схожи герои: дедушка и девочка, старичок и мальчик,
есть зачин, добрая концовка, есть троекратный повтор. – Версии детей: – Да. |
Разные мнения учащихся о том, по какому признаку можно
сравнивать сказки В. Одоевского “Мороз Иванович” и сказ П. Бажова
“Серебряное копытце” и корейскую сказку “Честный мальчик”.
– Выполненные упражнения, отдохнувшие дети, готовые продолжать работу. |
7. Решение учебной задачи. | Организовать деятельность учащихся по определению необходимого признака для сравнения содержаний нескольких произведений. | Как одним словом назвать зачин, концовку, троекратный
повтор? – Это признаки любой сказки или только признаки данных сказок? – Значит, по этим признакам сравнивать сказки мы не можем! – Мы сравниваем авторские сказки с корейской народной сказкой. – Зависит ли отличие сказок от того, кем она написана? – Значит и этот признак не важен для сравнения произведений. – Прочитайте оставшиеся признаки. Слайд 14. – Что помогает читателю понять содержание произведения? |
– Это признаки сказки.
– Это признаки всех сказок.
– Нет
– Содержание сказки, главная мысль.
– Правильное внимательное чтение текста. |
Названный важный признак для сравнения произведений – главная мысль произведения. |
8. Повторное чтение произведения. | Организовать деятельность учащихся по делению. | – Давайте внимательно прочитаем сказку по частям вслух
и поймем ее содержание. – Что случилось с мальчиком? – Как отнесся к этому мальчик? – Можно ли случившееся назвать “бедой”? – Как бы вы озаглавили эту часть? (Слайд 15). – Читаем дальше. – Что произошло? – Кто же этот старичок? – Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте. – Как озаглавим эту часть? (Слайд 15). – Продолжим чтение
– Как старичок выполнил обещание? – Подберите название к 3 части. (Слайд 15). – Давайте прочитаем, чем закончилась сказка. (Слайд 15). – Прочитайте, какой план у нас получился (Слайд 15). |
– Дети читают первую часть сказки до слов “Чем он
теперь дрова рубить будет?” – Отвечают на вопросы учителя. – Он пошел рубить дрова и уронил топор в воду. – Он заплакал и подумал: “Чем он теперь дрова рубить будет?” – Да, отец мальчика умер, а мальчик рубил дрова и продавал их на рынке. – “С мальчиком случилась беда”. – Дети читают 2 часть до слов: “Сказал он так и под водой скрылся” – Появился старичок. – Он волшебник. – “…, а старичок и говорит: – Не горюй мальчик, найду твой топор”. – “Встреча мальчика со стариком”. – Дети читают 3 часть сказки до слов: “– Вот мой топор , дедушка, – говорит”. – Он нашел топор мальчика. – Он не мог найти топор.
– Не хотел взять чужого.
– Он был честным, добросовестным, трудолюбивым, почтительным. – “Награда за честность”
Читают план: |
Составленный план по содержанию сказки “Честный
мальчик”.
Озаглавленная 1 часть:
Озаглавленная 2 часть сказки: Встреча мальчика со стариком.
Озаглавленная 3часть сказки:
Озаглавленная 4 часть сказки: |
9. Работа с текстом после чтенияю | Организация деятельности по формированию умения у учащихся предъявлять свою точку зрения и оценивать поступки героевю | – Для чего мы внимательно читали сказку? – Для чего необходимо понимать содержание? (Слайд 16.) – Назовите главную мысль сказки. – Как вы думаете, какая
формулировка точно отображает главную мысль произведения, назовите ее.
(Слайд 14). – Значит, чем схожа сказка “Честный мальчик” со сказками В. Одоевского “Мороз Иванович” и сказом П. Бажова “Серебряное копытце”?
Слайд 16. -Значит, какой признак является необходимым для сравнения любого произведения? |
– Чтобы понять содержание – Выделить главную мысль произведения. – Старичок наградил мальчика за его честность. Дети выбирают точную формулировку: “Старичок наградил мальчика за честность и трудолюбие”
– В сказе П.Бажова “Серебряное копытце” девочку Даренку наградили
драгоценными камнями за доброту и заботу. В сказке В. Одоевского “Мороз
Иванович” рукодельница была вознаграждена сундуком с драгоценностями за
честную работу, трудолюбие, вежливость. В корейской сказке “Честный
мальчик” герой получил награду за честность, воспитанность,
почтительность к старшим, трудолюбие. |
Вывод о том, что содержания любых произведений сравниваются по необходимому признаку – главной мысли текста. |
10. Итог урока. | Организовать деятельность учащихся по подведению итога. | – Почему сказка “Честный мальчик” помещена в разделе
“Сказка мудростью богата”? – Чему учит сказка? Слайд 17, 18. – Если бы вы были на месте мальчика, как бы вы поступили? – По какому необходимому признаку сравниваются любые произведения? |
– Старичок поступил мудро.
– Важны. Дети высказывают свою точку зрения Большинство ребят поступили бы также..
-По главной мысли произведения Дети рассматривают слайд с изображением географической карты, на которой страна Япония обозначена вопросительным знаком. – Версии детей. |
Знание детей о том, что все произведения можно сравнить по его главной мысли. |
11. Домашнее задание. | Организовать деятельность учащихся на восприятие домашнего задания. | – Подготовьте пересказ по составленному плану. | – Запись домашнего задания. | Записанное домашнее задание. |