Корейская народная сказка "Честный мальчик". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели урока:

Предметные:

  1. Ученик, знающий признаки сказки: зачин, троекратный повтор, волшебные предметы, волшебство, добрый конец;
    сказки бывают бытовые, волшебные, о животных, богатырские;
    сказки делятся на авторские и народные.
  2. Ученик, умеющий выделять главную мысль произведения по шагам:
    – выдвигать предположения по иллюстрации, заглавию, ключевым словам.
    – предполагать жанр и содержание произведения
    – читать произведение самостоятельно и под руководством учителя
    – делить содержание произведения на последовательно выстроенные смысловые части (план)
    – формулировать ответы на заданные учителем вопросы к каждой смысловой части.
    – находить в тексте предложения, подтверждающие ответы на эти вопросы.
    – определять главную мысль сказки.

Метапредметные:

  1. Ученик, умеющий организовывать свое рабочее место, оценивать готовность урока по алгоритму:
    – определяю какой урок по расписанию
    – готовлю рабочее место к уроку (пенал, тетрадь, учебник, дневник, …..)
    – сравниваю свою готовность к уроку с тем, как другие ученики готовы к уроку
    – оцениваю свою готовность к уроку
  2. Ученик, умеющий пользоваться учебником, как источником информации по алгоритму:
    – слушаю задание
    – нахожу задание в учебнике
    – читаю задание
    – понимаю задание
    – определяю тип задания.

Личностные:

  1. Ученик, умеющий вести коммуникативную деятельность , т.е. грамотно занимать любую из позиций А П
    организованной коммуникации:
  2. Ученик, знающий специальные алгоритмы позиций организованной коммуникации:
    Позиция автора:
    – формирую текст мысли про себя
    – проговариваю этот текст вслух
    – выслушиваю понимающего
    – соглашаюсь или нет с правильностью понятого высказывания.
    Позиция понимающего:
    – выслушиваю мысль автора
    – выделяю главное в сообщении
    – формирую главное своими словами
    – выясняю согласие автора с моим пониманием.
    Позиция критика:
    – занимаю позицию понимающего
    – если я согласен с автором, то продолжаю его мысль, иначе высказываю свою.
  3. Ученик, умеющий оценивать свою деятельность по алгоритму:
    – вспоминаю, что нужно сделать в задании
    – анализирую, удалось ли получить результат

Задачи урока:

  1. Формирование приемов понимания текста.
  2. Развитие устной речи учащихся.
  3. Воспитание личности, способной оценивать поступки героев, с точки зрения нравственности и этики.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, экран, колонки, мультимедийный проектор. Приложение 2, Приложение 3

Мотивация учащихся:

Вы хотели бы продолжить знакомство со сказками разных народов?
Как вы думаете, в какую страну мы сегодня совершим путешествие?

Ход и содержание урока

Этапы урока Цель этапов Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат
1.

– Самоопределение к деятельности.

– Мотивация.

Организовать внимание учащихся. – Урок литературы.
– Все ли готовы к уроку?
– Оцените свою готовность к уроку.
– Вы хотели бы продолжить знакомство со сказками разных народов?
– Как вы думаете, в какую страну мы сегодня совершим путешествие?
 

 

– Да.

 

– Версии детей.

 

 

Готовность к уроку.

 

Готовность детей продолжать знакомство со сказками.

2. Актуализация. Организовать деятельность по повторению признаков сказки. Слайд 2.

–  К словам левого столбика подберите слова-термины из правого столбика.
– Кто согласен с мнением….?
– Кто нет?
– Почему.
– К какому жанру произведения относятся: концовка, троекратный повтор, волшебные предметы?
– Что такое сказка?

– Читают слова, выполняют задание

(Слайд 2).

 

 

 

– К жанру сказка.

– Сказка – это жанр литератературного произведения
(Слайд 3).

 

 

 

 

Сказка – это жанр литературного произведения и имеет признаки:
зачин, волшебные предметы, троекратный повтор, концовка

3. Работа с текстом до чтения. Организовать деятельность учащихся по прогнозированию содержания сказки “Честный мальчик” по иллюстрации, заголовку и группе ключевых слов. –  Как называется раздел, в котором мы изучаем сказки?

– Рассмотрите иллюстрацию.
– Кто герои сказки?
– Как они выглядят?

 

– Где происходит действие?
– Что необычного видите на иллюстрации?

– Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые между стариком и мальчиком?

 

– Прочитайте заглавие сказки. (Слайд 4).
– Что можно узнать из заглавия?
– Прочитайте ключевые слова к сказке. Слайд5.

“Честный мальчик”

– Попробуйте придумать и рассказать свою сказку по этим ключевым словам.
– По одним и тем же ключевым словам вы предположили разное содержание сказки

– Раздел называется “Сказка мудростью богата”

(Слайд 4).

– Старик и мальчик.

– Мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах. Старик в дорогом халате, на голове необычная шляпа, с очень длинной бородой
– Действие происходит в лесу, на берегу озера, возле реки…
– У старика борода, как волны, он похож на волшебника, в руках у него топор.
– Отношения между стариком и мальчиком добрые, старик обнял мальчика.
– Старик хочет обмануть мальчика.
– У него хитрый взгляд.
– Мальчик не боится старика.
– “Честный мальчик”

– Что главный герой сказки– мальчик, он честный.


– Читают ключевые слова.

 

– Сочиняют сказку.

– Рассказывают сказку.

– Высказанные предположения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочиненная и рассказанная по иллюстрации, заглавию, группе ключевых слов сказка.

4. Самостоятельное чтение учащимися сказки “Честный мальчик”. Организовать самостоятельную работу учащихся. – Откройте учебники на стр. 28 и прочитайте сказку “Честный мальчик”.
– Понравилась ли вам сказка?
Читают сказку.

 

– Да.

Прочитанная сказка.
5. Сравнение содержания прочитанной сказки со сказками придуманными учащимися. Организовать деятельность учащихся по проверке прогнозов о содержании и героях сказки “Честный мальчик”. – Скажите, придуманная вами сказка оказалась похожа на сказку “Честный мальчик”?
– Почему?
– Похожа, не очень похожа, нет….

 

Мнения детей

Выявленные отличия по содержанию сказки: разные поступки, начало, концовка.
6. Постановка проблемного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать деятельность учащихся по созданию ситуации затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать деятельность учащихся на проведение физических упражнений для снятия напряжения, укрепления здоровья.

 

 

– Кто написал сказку “Честный мальчик”?
– Подтвердились ли ваши предположения в какую страну мы совершаем путешествие.

 

– Эту сказку написал корейский народ.
– Как называется страна в котором живет этот народ?
– Можете ли вы рассказать про эту страну?
Корея – это страна, которая находится в Восточной Азии, главным образом на Корейском полуострове и прилегающих островах, жителями которой являются корейцы. Корейцы – это нация, которая имеет свои традиции. Познакомьтесь с ними.
– Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше
Руки вверх, руки вниз и тихонечко садись.

– С каким народом мы сейчас познакомились?

– Значит, как называется сказка, у которой нет автора?

Слайд 13.

– Ребята, вспомните сказки В.Одоевского “Мороз Иванович” и сказ П. Бажова “Серебряное копытце”.
– Они авторские или народные?
– Эти сказки чем-то схожи со сказкой “Честный мальчик”.
– Чем они схожи?

 

 

– Какой из этих признаков является необходимым для сравнения любых произведений?

 

– Правильно ли я вас поняла, что для сравнения произведений нужны эти признаки?(Слайд 14).

– Корейский народ.
– Мы изучали сказки разных народов и поняли, что сегодня мы будем изучать сказку чужого народа, но не знали какого.
– Казахстан.

 

– Корея. (Слайд 6).

 

 

– Нет.

 

 

 

 

– Слушают корейскую музыку и смотрят слайды№7,8,9,10,11,12).

– Дети выполняют физические упражнения.

 

 

 

– С корейским

– Народная. А мы сочиняли сказку сами, поэтому наши сказки авторские, наверное, поэтому они и не похожи.

 

 

 

 

– авторские.

– В этих сказках схожи герои: дедушка и девочка, старичок и мальчик, есть зачин, добрая концовка, есть троекратный повтор.
В этих сказках герои за добрые поступки получают награду. Содержание этих сказок, похоже, есть главная мысль.

– Версии детей:
а) Поступки героев.
б) Герои.
в) События.
г) Главная мысль произведения.
д) Зачин, троекратный повтор, концовка, волшебные предметы.

– Да.

Разные мнения учащихся о том, по какому признаку можно сравнивать сказки В. Одоевского “Мороз Иванович” и сказ П. Бажова “Серебряное копытце” и корейскую сказку “Честный мальчик”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Выполненные упражнения, отдохнувшие дети, готовые продолжать работу.

7. Решение учебной задачи. Организовать деятельность учащихся по определению необходимого признака для сравнения содержаний нескольких произведений. Как одним словом назвать зачин, концовку, троекратный повтор?
– Это признаки любой сказки или только признаки данных сказок?
– Значит, по этим признакам сравнивать сказки мы не можем!
– Мы сравниваем авторские сказки с корейской народной сказкой.
– Зависит ли отличие сказок от того, кем она написана?
– Значит и этот признак не важен для сравнения произведений.
– Прочитайте оставшиеся признаки.

Слайд 14.

– Что помогает читателю понять содержание произведения?

– Это признаки сказки.

 

– Это признаки всех сказок.

 

 

 

 

– Нет

 

 

– Содержание сказки, главная мысль.

 

– Правильное внимательное чтение текста.

Названный важный признак для сравнения произведений –
главная мысль произведения.
8. Повторное чтение произведения. Организовать деятельность учащихся по делению. – Давайте внимательно прочитаем сказку по частям вслух и поймем ее содержание.
– Что случилось с мальчиком?
– Как отнесся к этому мальчик?
– Можно ли случившееся назвать “бедой”?
– Как бы вы озаглавили эту часть? (Слайд 15).
– Читаем дальше.
– Что произошло?
– Кто же этот старичок?
– Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте.
– Как озаглавим эту часть? (Слайд 15).
– Продолжим чтение

 

– Как старичок выполнил обещание?
– Почему старичок нырял за топором три раза?

– Подберите название к 3 части. (Слайд 15).

– Давайте прочитаем, чем закончилась сказка.
– Как понимаете выражение “Не позарился на серебро, да золото”.
– Почему мальчик не взял себе чужого?
– Как отблагодарил старичок мальчика за его честность?
– Как озаглавим 4 часть?

(Слайд 15).

– Прочитайте, какой план у нас получился

(Слайд 15).

– Дети читают первую часть сказки до слов “Чем он теперь дрова рубить будет?”
– Отвечают на вопросы учителя.
– Он пошел рубить дрова и уронил топор в воду.
– Он заплакал и подумал: “Чем он теперь дрова рубить будет?”
– Да, отец мальчика умер, а мальчик рубил дрова и продавал их на рынке.
– “С мальчиком случилась беда”.
– Дети читают 2 часть до слов: “Сказал он так и под водой скрылся”
– Появился старичок.
– Он волшебник.
– “…, а старичок и говорит:
– Не горюй мальчик, найду твой топор”.
– “Встреча мальчика со стариком”.

– Дети читают 3 часть сказки до слов: “– Вот мой топор , дедушка, – говорит”.

– Он нашел топор мальчика.

– Он не мог найти топор.
– Хотел проверить возьмет мальчик золотой топор и серебряный топор или нет?
– “Три топора”.


– Чтение 4 части до конца.

– Не хотел взять чужого.

 

– Он был честным, добросовестным, трудолюбивым, почтительным.
– Старичок подарил ему все топоры, наградил его.

– “Награда за честность”

 

Читают план:
1. С мальчиком случилась беда.
2. Встреча мальчика со стариком.
3. Три топора.
4. Награда за честность.

Составленный план по содержанию сказки “Честный мальчик”.

 

 

Озаглавленная 1 часть:
С мальчиком случилась беда.

 

 

 

Озаглавленная 2 часть сказки:

Встреча мальчика со стариком.

 

 

 

Озаглавленная 3часть сказки:
Три топора.

 

 

 

 

 

Озаглавленная 4 часть сказки:
Награда за честность.

9. Работа с текстом после чтенияю Организация деятельности по формированию умения у учащихся предъявлять свою точку зрения и оценивать поступки героевю – Для чего мы внимательно читали сказку?
– Для чего необходимо понимать содержание?
(Слайд 16.)
– Назовите главную мысль сказки.

– Как вы думаете, какая формулировка точно отображает главную мысль произведения, назовите ее. (Слайд 14).
а) Старичок наградил мальчика за трудолюбие.
б) Старичок наградил мальчика за честность и почтительность.
в) Старичок наградил мальчика за честность и трудолюбие.

– Значит, чем схожа сказка “Честный мальчик” со сказками В. Одоевского “Мороз Иванович” и сказом П. Бажова “Серебряное копытце”?

 

 

Слайд 16.

-Значит, какой признак является необходимым для сравнения любого произведения?

– Чтобы понять содержание
 

– Выделить главную мысль произведения.

– Старичок наградил мальчика за его честность.

Дети выбирают точную формулировку: “Старичок наградил мальчика за честность и трудолюбие”

 

 

 

 

 

– В сказе П.Бажова “Серебряное копытце” девочку Даренку наградили драгоценными камнями за доброту и заботу. В сказке В. Одоевского “Мороз Иванович” рукодельница была вознаграждена сундуком с драгоценностями за честную работу, трудолюбие, вежливость. В корейской сказке “Честный мальчик” герой получил награду за честность, воспитанность, почтительность к старшим, трудолюбие.
– Честные и хорошие поступки всегда вознаграждаются.
– Главная мысль произведения.

Вывод о том, что содержания любых произведений сравниваются по необходимому признаку – главной мысли текста.
10. Итог урока. Организовать деятельность учащихся по подведению итога. – Почему сказка “Честный мальчик” помещена в разделе “Сказка мудростью богата”?
– Чему учит сказка?

Слайд 17, 18.
– В жизни эти качества важны или нет?

– Если бы вы были на месте мальчика, как бы вы поступили?

– По какому необходимому признаку сравниваются любые произведения?
– Как вы думаете в страну какого народа мы будем путешествовать на следующем уроке?
Слайд 19.

– Старичок поступил мудро.

 


– Быть честным, добрым, вежливым, трудолюбивым….

– Важны. Дети высказывают свою точку зрения

Большинство ребят поступили бы также..

 

-По главной мысли произведения

Дети рассматривают слайд с изображением географической карты, на которой страна Япония обозначена вопросительным знаком.

– Версии детей.

Знание детей о том, что все произведения можно сравнить по его главной мысли.
11. Домашнее задание. Организовать деятельность учащихся на восприятие домашнего задания. – Подготовьте пересказ по составленному плану. – Запись домашнего задания. Записанное домашнее задание.