Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


“ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
В. А. Сухомлинский.

Цели:

  • создать условия для решения проблемы: “Чем деревья отличаются от других растений? Какой признак у этой группы главный? Каково строение дерева, как называются его части?”;
  • продолжить работу учащихся над умением высказывать свои предположения о свойствах растений и аргументировать их;
  • прививать нравственно-эстетические нормы поведения в природе, любовь к природе России и родного края.

Задачи:

  • развивать умения сравнивать и анализировать свои наблюдения за растениями;
  • учить при помощи информации полученной на уроке графически систематизировать свои знания. Кластер.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, интерактивная доска;
  • учебник УМК “Гармония” – Окружающий мир 1 класс, 1 часть, О. Т. Поглазовой;
  • рисунки с изображением деревьев для групповой работы, схемы.

Тип урока:

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМ).
  • Развивает умение самостоятельно добывать знания и самореализовывать их в общении путём наложения новой информации на имеющийся жизненный опыт (по Эльберту Хаборгу).

Приёмы:

  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
  • Обращение к личному жизненному опыту.
  • Ответы на поставленные вопросы.
  • Заполнение кластера, синквейна.

Исследование по отдельным вопросам темы.

Фрагмент 1. ВЫЗОВ.

Загадка на доске. Играет фонограмма “Звуки природы в лесу”.

Нам в зной и дождь
Поможет друг
Зелёный и хороший –
Протянет к нам десятки рук
И тысячи ладошек.

Ответы детей (деревья, лес).

Учитель. – Я правильно поняла, что это деревья, лес? Почему вы так считает? Объясните, приведите примеры из своего жизненного опыта.

Ответы детей фиксируются в схеме-кластере (оранжевого цвета).

Учитель. Да, много вы знаете о деревьях. А хотели бы вы узнать сегодня новое об этих растениях? (Ответы детей.).

Тогда дополните предложение, написанное на доске:

Мы идём в гости к _____________________ (деревьям).

Фрагмент 2. Стадия осмысления.

Давайте выясним, чем отличаются деревья от других растений? Какой признак у этих растений главный?

– Работа в парах по учебнику с. 63 9иллюстации разных деревьев.

Ответы на вопросы учебника. Читает учитель:
– Чем отличаются деревья и чем похожи?
– Можно ли у дерева выделить главный стебель?
– Твёрдый он или мягкий? Есть ли кора?
– Есть ли у деревьев крупные ветви? Где они располагаются?

Ответы детей фиксируются в кластере, расширяя его рамки, дополняя его. (Фиолетовый цвет – новые знания.)

Фрагмент 3. Рефлексия.

1. После дополнения кластера, проверим по учебнику, что нового узнали о деревьях?

Работа с текстом учебника. Чтение с остановками. Чтение по цепочке. Карандашом отмечаем новую информацию. Сверяем её с кластером.

Мини – итог. Что нового узнали о деревьях?

Ответы детей. Крона дерева – это крупные ветви вверху и т.д.

2. Речевое развитие детей. Работа в группах. Раздаются иллюстрации деревьев 3-м группам – КЛЁН, БЕРЁЗА, ДУБ.

Задание. Опишите дерево, пользуясь данной схемой – кластером.

После рассказов детей – коллективное заполнение синквейна на доске по вопросам учителя.

Итог урока.

  1. ДЕРЕВО (деревья).
  2. ____________________________ Какое? (Какие?)
  3. ____________________________ Что делает? (Что делают?)
  4. ____________________________ Главная мысль о дереве? Что бы вы хотели сказать?
  5. ___________________________ Каким бы словом хотели закончить урок?

Приблизительный синквейн.

  1. Деревья.
  2. Красивые, хвойные, лиственные, стройные, величественные, белоствольные и т.д.
  3. Растут, очищают воздух, украшают, питают и т. д.
  4. Деревья – часть живой природы. “Лёгкие” нашей планеты.
  5. Интересно. Увлекательно.

Спасибо, ребята, за урок. Мы продолжим говорить о деревьях на уроке технологии. Тема нашего урока будет “Аппликация осенних деревьев”.