“ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
В. А. Сухомлинский.
Цели:
- создать условия для решения проблемы: “Чем деревья отличаются от других растений? Какой признак у этой группы главный? Каково строение дерева, как называются его части?”;
- продолжить работу учащихся над умением высказывать свои предположения о свойствах растений и аргументировать их;
- прививать нравственно-эстетические нормы поведения в природе, любовь к природе России и родного края.
Задачи:
- развивать умения сравнивать и анализировать свои наблюдения за растениями;
- учить при помощи информации полученной на уроке графически систематизировать свои знания. Кластер.
Оборудование:
- компьютер, проектор, интерактивная доска;
- учебник УМК “Гармония” – Окружающий мир 1 класс, 1 часть, О. Т. Поглазовой;
- рисунки с изображением деревьев для групповой работы, схемы.
Тип урока:
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМ).
- Развивает умение самостоятельно добывать знания и самореализовывать их в общении путём наложения новой информации на имеющийся жизненный опыт (по Эльберту Хаборгу).
Приёмы:
- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
- Обращение к личному жизненному опыту.
- Ответы на поставленные вопросы.
- Заполнение кластера, синквейна.
Исследование по отдельным вопросам темы.
Фрагмент 1. ВЫЗОВ.
Загадка на доске. Играет фонограмма “Звуки природы в лесу”.
Нам в зной и дождь
Поможет друг
Зелёный и хороший –
Протянет к нам десятки рук
И тысячи ладошек.
Ответы детей (деревья, лес).
Учитель. – Я правильно поняла, что это деревья, лес? Почему вы так считает? Объясните, приведите примеры из своего жизненного опыта.
Ответы детей фиксируются в схеме-кластере (оранжевого цвета).
Учитель. Да, много вы знаете о деревьях. А хотели бы вы узнать сегодня новое об этих растениях? (Ответы детей.).
Тогда дополните предложение, написанное на доске:
Мы идём в гости к _____________________ (деревьям).
Фрагмент 2. Стадия осмысления.
Давайте выясним, чем отличаются деревья от других растений? Какой признак у этих растений главный?
– Работа в парах по учебнику с. 63 9иллюстации разных деревьев.
Ответы на вопросы учебника. Читает учитель:
– Чем отличаются деревья и чем похожи?
– Можно ли у дерева выделить главный стебель?
– Твёрдый он или мягкий? Есть ли кора?
– Есть ли у деревьев крупные ветви? Где они располагаются?
Ответы детей фиксируются в кластере, расширяя его рамки, дополняя его. (Фиолетовый цвет – новые знания.)
Фрагмент 3. Рефлексия.
1. После дополнения кластера, проверим по учебнику, что нового узнали о деревьях?
Работа с текстом учебника. Чтение с остановками. Чтение по цепочке. Карандашом отмечаем новую информацию. Сверяем её с кластером.
Мини – итог. Что нового узнали о деревьях?
Ответы детей. Крона дерева – это крупные ветви вверху и т.д.
2. Речевое развитие детей. Работа в группах. Раздаются иллюстрации деревьев 3-м группам – КЛЁН, БЕРЁЗА, ДУБ.
Задание. Опишите дерево, пользуясь данной схемой – кластером.
После рассказов детей – коллективное заполнение синквейна на доске по вопросам учителя.
Итог урока.
- ДЕРЕВО (деревья).
- ____________________________ Какое? (Какие?)
- ____________________________ Что делает? (Что делают?)
- ____________________________ Главная мысль о дереве? Что бы вы хотели сказать?
- ___________________________ Каким бы словом хотели закончить урок?
Приблизительный синквейн.
- Деревья.
- Красивые, хвойные, лиственные, стройные, величественные, белоствольные и т.д.
- Растут, очищают воздух, украшают, питают и т. д.
- Деревья – часть живой природы. “Лёгкие” нашей планеты.
- Интересно. Увлекательно.
Спасибо, ребята, за урок. Мы продолжим говорить о деревьях на уроке технологии. Тема нашего урока будет “Аппликация осенних деревьев”.