Suppose…

Разделы: Иностранные языки


Остаётся актуальным испытанный временем приём работы над развитием устной речи - создание речевых ситуаций с помощью словесных объяснений. Например, я говорю ученикам:

- Suppose, you get up in the morning and you don't know what day it is today. Ask your mother about it.

Suppose, I am your mother.

Всё словесное объяснение строится в основном на знакомой лексике, не исключая, правда, введения 1-2 новых слов. Учащиеся должны понять сказанное и задать вопросы:

- What day is it today?

- Mother, is it Wednesday today?

- Is it Tuesday or Wednesday today?

Как раз с помощью словесных объяснений можно создать те ситуации, на которые трудно подобрать наглядные пособия. И это, по моему мнению, можно рассматривать как своего рода внутреннюю наглядность.

Дети всегда слушают с большим вниманием и сосредоточенностью и даже многие с помощью пантомимы пытаются изображать те действия, о которых я рассказываю. С помощью такого ситуативного метода можно закрепить, именно закрепить, а не разучить, очень многие языковые явления.

На закрепление различных типов повелительных предложений я даю примерно такие ситуации:

- Suppose, you are sitting at the desk and doing your homework. Your brother is in the room, too. He is singing something and you don't like it. What would you say to him?

В самом начале я объясняю детям, что нужно стараться сказать не одно предложение, а несколько, и они действительно стараются это делать.

Вот, например, одна ученица на вышеприведённую ситуацию ответила следующим образом:

- You see? I am doing my lessons and you are singing. Stop singing and go for a walk.

Причём, stop singing детям не объяснялось, но ведь мы часто говорим на уроке: - - - Stop talking!

- Stop writing:

Вот ряд других ситуаций на эту тему:

- Suppose, you want to underline a word with a red pencil, but you have no red pencil. Ask your neighbour to give you a red pencil.

Ученик: Nick, give me a red pencil, please.

- Suppose, it is cold in the room, but the window is open. What will you say to your friend who is sitting near the window?

Ученик: Nick, it is cold in the room. Close the window, please.

- Suppose, you are sitting in the room and suddenly the door opens and your little brother comes in. He is very dirty. His face is dirty and his shirt is dirty too. What would you say to him?

Ученик: Oh! Pete! You are very dirty. Look at your hands and your shirt. Go to the bath-room and wash.

Много ситуаций для закрепления повелительного наклонения создаётся с помощью картин. Например, я показываю картинку "Мальчик спит" и говорю:

- It is Mike. He is sleeping. But it is seven o'clock. It is time to get up. Wake him up.

Ученики: Get up, Mike. It is seven o'clock. (Wake up дети не знали. Я объясняю это описательно: tell him to get (в редких случаях с помощью перевода).

Картинка "Мальчик играет на проезжей части улицы".

- Look, the boy is playing in the street. It is very dangerous. There are many buses, trams in the street.

- Suppose, you see him playing in the street. What would you tell him?

Ученик: Don't play in the street. Go to the yard or to the garden and play there. There are many trams, buses and cars in the street.

Большая работа проводится по закреплению модальных глаголов may, can.

Вспоминаем все ситуации, которые могут возникнуть на уроке и где дети должны просить разрешение по-английски.

- Suppose, you have no English book on your desk. Ask the permission to sit at the other desk.

- Suppose, you have dropped a pencil on the floor. Ask the permission to pick it up.

- Suppose, you want to clean the blackboard and the duster is very dirty. Ask the permission to go and wet it.

И хотя в действительности такие ситуации, когда ученик должен просить разрешение, возникают на уроке достаточно часто, но предположительные ситуации такого рода отнюдь не мешают.

Можно предложить и такие ситуации:

- Suppose, it is summer now. It is very hot. All your friends want to go to the river (or to the wood to gather mushrooms and berries). You want to go with them too. But you must ask the permission to go. What would you say to your mother?

Ученик: Mother, all my friends want to go to the river. I want to go with them, too. May I go to the river, Mother?

- Suppose, you go to the river with your friend Nick. Nick can swim very well, and you cannot swim. Ask Nick to teach you to swim.

Ученик: Nick, you can swim very well, and I cannot swim. Teach me to swim, please. (or: Can you teach me to swim?)

Те же ситуации можно применить, говоря о других спортивных играх.

Особого внимания требует закрепление отрицательных предложений, так как они довольно трудно подаются усвоению, а наглядность практически невозможна.

Одни из предлагаемых детям ситуаций простые, так как требуют в основном повторения сказанного учителем.

- Suppose you have no pen, on your desk, you have no day-book, etc.

- Suppose, you are at home. Your neighbour comes to see your mother. But your mother isn't at home. What would you say to her?

Ученик: Mother isn't at home. She comes home at 6 o'clock.

Можно подобрать такие ситуации, где дети должны задать ряд вопросов, конечно, на основе материала, выученного и отработанного заранее. Например:

- Suppose, your friend is ill and you go to see him. What questions would you ask him?

- Suppose, a new pupil comes to your class. What would you ask him about his family? Etc.

Очень часто я использую подобные ситуации при закреплении той или иной грамматической или лексической темы. Можно давать ситуации и не по темам, что заставит ученика быстро переключиться с одной темы на другую. Это очень важно. В жизни нам тоже часто приходится менять тему разговора. Так должно быть и на уроке. Во всех приведённых ситуациях используется очень простой грамматический материал.

Однако чем больше у учащихся познаний в области грамматики, тем более широко можно использовать этот приём, а ситуации будут более разнообразными. Представьте себе, сколько можно создать ситуаций, применяя условные предложения! Например:

- What would you do if you were Robinson Crusoe?

Двойная направленность работы по использованию ситуативного приёма: с одной стороны, слушание и понимание иностранной речи, с другой стороны, развитие умения быстро подобрать нужные слова и выражения для ответа - вполне оправдывает целесообразность его применения. Я стараюсь как можно чаще демонстрировать английскую речь перед учениками, и этот приём даёт для этого большую возможность.

При объяснении ситуаций надо использовать всё богатство английской интонации, придумывать такие ситуации, которые можно описать эмоционально.