Математика – наука настоящего и будущего, затрагивающая важнейшие стороны человеческого бытия. |
Пояснительная записка
Данный курс по выбору предназначен для обучающихся 9 класса, рассчитан на 1ч.в неделю, всего 17 часов.
Математика возникла в связи с потребностями хозяйственной деятельности человека. Числа появились одновременно с письменностью. Люди придумали способы счета и пользовались ими для вычисления объемов и площадей в строительстве и земледелии, в коммерческих расчетах при ведении конторских книг, для составления астрономических календарей, определения места положения судна в море и для других “земных” целей. Вычислительными средствами служили собственные пальцы, а затем счеты.
Математика, развиваясь, накапливала как теоретические, так и практические материалы. Целью решения задачи являлось получение ответа в виде числа, то методы стали называться численными. Раздел математики, имеющий дело с созданием и обоснованием численных методов для решения задач из различных областей науки, называют вычислительной математикой.
Теория вычислительных методов является очень разветвленной наукой и применяется всюду, где имеют дело с числами, где рассматриваются явления, подчиняющиеся количественным законам. Тем самым определяется целесообразность знакомства обучающихся с методами вычислительной математики, раскрывающими прикладной характер их математических знаний.
Главной целью курса является формирование у обучающихся вычислительных навыков, развитие навыков получения информации, ее обработки и использования.
Целью курса является так же предоставление возможности обучающимся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, применять имеющиеся знания и умения (работа с учебной и дополнительной литературой, ПК), продолжать формировать общеучебные навыки, умение планировать работу; вести дискуссию, беседу.
Данный курс способствует установлению межпредметных связей. Информация, полученная в процессе изучения курса, может быть использована во внеклассной работе, в будущей профессиональной деятельности.
Среди общеучебных навыков важными являются: умение пользоваться техническими средствами обучения, учебно – информационные навыки (умение отбирать нужную информацию из различных источников), пользоваться справочниками.
В процессе прохождения курса обучающиеся учатся делать выводы и сравнения, обсуждать результаты экспериментов, выдвигать гипотезы.
По окончании курса обучающиеся выполняют проектную работу – “Вычисления без вычислительных средств”, “Игры с числами”, …
Содержание курса
1. Вводное занятие (1 ч)
История развития вычислительной техники,
понятие числа.
Цель курса, план, введение в курс.
2. Вычисления без вычислительных средств (8 ч)
Вычисления с помощью приемов упрощающих их.
Необычные вычисления.
Представление натуральных чисел. Магические
квадраты.
Делимость. Как проще вычислить?
Правило извлечения квадратного корня из
натурального числа.
Задачи на числа.
Игры с числами.
3. Использование вычислительных средств. (5 ч)
Применение ЭСО.
Электронные учебники.
4. Работа над итоговым проектом. (1 ч)
5. Защита проекта (2 ч)
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Теории | Практики | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Лекция | Конспект | |
2 | Вычисления без вычислительных средств 1)
Вычисления с использованием приемов, упрощающих
их. Необычные вычисления. |
8 | 8 | Беседа, практикум | Краткий конспект. Выполнение практических заданий |
|
3 | Использование вычислительных средств 1)
Использование программ Microsoft Excel |
5 | 1 | 4 | Беседа, практическая работа | Опорный конспект, решение заданий |
4 | Работа над итоговым проектом | 1 | 1 | Практикум | Краткий конспект | |
5 | Защита проекта | 2 | 2 | Презентация проекта | Проект | |
Всего: | 17 | 2 | 15 |
Содержание данного курса предполагает следующие возможности самоопределения:
- выбор вопросов для самостоятельного обучения;
- выбор тем и форм творческих работ.
Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется:
- на занятии во время обсуждений;
- при проверке выполнения творческих работ;
- при защите итоговой работы.
Материальное оснащение программы:
- наличие компьютерного класса;
- школьная библиотека;
- раздаточный материал.
Литература
- Математика. – школьная энциклопедия, гл. редактор С.М. Никольский. М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 1996.
- Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. М.: Просвещение, 1983.
- Мордкович А.Т., Суходский А.М. Справочник школьника по математике (5–11 кл.). М.: Оникс. Альянс – В, 1999.
- ж-л: Математика в школе.
- Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в 6–8 классах, М.: Просвещение, 1977.
- Ульянова О.А., Бочарова О.В. Использование ИКТ в проектной деятельности, Курган, ИПК и ПРО, 2007.
- Матвеева О.В., Бочарова О.В. Применение ИКТ на уроках алгебры, Курган, ИПК и ПРО, 2007.
- Романова Ю.Д., Лесничая И.Г. Информатика и информационные технологии. М.: Эксмо, 2009.
- Мария Ланджер. Создание электронных таблиц и диаграмм в Excel. М.: NT Press, 2005.
- Электронные учебники.