В школе № 73 социально-педагогическая служба существует 5 лет. В её состав входят: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, врач школы.
Цель социально-психологической службы создание благоприятных условий для развития ребенка в семье и школе.
Для социально-педагогической службы важно психофизическое благополучие детей в условиях семьи и учреждения образования (школы).
Составляя ежегодно социальный паспорт школы, было отмечено, что 23% семей, это неполные семьи, где нет традиционной системы отношений “мать-отец-ребенок”.
Статистика показывает, что материнские семьи в школе из числа неполных семей составляют 97%, когда отцовские 3%.
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами такими как:
– неумение установить нужный стиль
взаимоотношений с ребенком;
– выбрать адекватные методы и формы воспитания;
– отмечается противоречивость взаимоотношений
в структуре “родитель-ребенок”, смещение на
школу воспитательной функции.
Опросы родителей, проводимые в школе показали, что родители имеют низкий уровень информированности о возможностях социально-педагогической службы школы и других служб.
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости педагогического просвещения родителей.
Педагогический всеобуч родителей одна из форм, обеспечивающая наиболее полный обхват родителей школы педагогическим просвещением.
Цель педагогического всеобуча – повышение уровня педагогической грамотности родителей через разнообразные формы (лекции, консультации, семинары, педагогические чтения.)
Весь учебный материал рассчитан на два года.
1-й год обучения: изучение особенностей семейного воспитания детей на разных ступенях обучения на диагностической основе.
2-й год обучения: работают факультеты:
– педагогический;
– медико-валеологический;
– юридический.
Занятия для родителей проводятся в течение 9 месяцев с сентября по май 1 раз в месяц.
Формы проведения:
– консультации специалистов (заместитель
директора по УВР, врач, социальный педагог,
педагог-психолог, учителя предметники);
– просмотр детских выставок по
художественно-продуктивным видам деятельности;
– показ видео фильмов на различную тематику;
– выступление родителей с рефератами об опыте
воспитания.
Учебный план
1-й год обучения
№ | содержание | сроки | ответственные |
Проведение исследований на диагностической основе с целью выявления взаимоотношений в семье. | сентябрь-октябрь | педагог-психолог, социальный педагог | |
Проведение дифференциации семей на типы в соответствии с полученными данными при диагностике | Ноябрь-январь | педагог-психолог, социальный педагог | |
Проведение социологического
исследования среди родителей по проблемам: – Комфортность ребенка в классе; – Интересы ребенка и их соотнесение с его возможностями; – формирование здорового образа жизни детей и их родителей. |
Декабрь-апрель | педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по УВР |
2-й год обучения
Обучение родителей на факультетах:
– педагогическом;
– медико-валеологическом;
– юридическом.
Педагогический факультет
№ | Тема занятия | срок | ответственный |
1. | Как помочь своему ребенку быть успешным в учении | сентябрь | психолог |
2. | Особенности стилей воспитания. Положительное и отрицательное | октябрь | психолог |
3. | Возрастные и психологические особенности учащихся на разных ступенях обучения | ноябрь | психолог |
4 | Агрессивный ребенок. Причины агрессивности. | декабрь | социальный педагог |
5 | Понятие нормы и отклонения от нормы в педагогике | январь | психолог |
6 | Девиантное поведение. | февраль | социальный педагог |
7 | Что такое характер? | март | психолог |
8 | Исправление истерического характера | апрель | психолог |
9 | Как установить доверительные отношения с подростком | май | социальный педагог |
Медико-валеологический факультет
№ | Тема занятия | срок | ответственный |
1. | Режим дня и его значение для ребенка | сентябрь | врач |
2. | Если в семье растет девочка (мальчик). | ноябрь | Психолог, врач |
3. | Половое воспитание школьников | декабрь | врач |
4 | СПИД – опасная инфекция | январь | врач, социальный педагог |
5 | О вреде алкоголя и никотина на детский организм | февраль | врач, социальный педагог |
6 | Наркомания угроза здоровью населения страны и национальной безопасности. | март | социальный педагог |
7 | Профилактика сколиоза | апрель | врач |
Юридический факультет
№ | Тема занятия | срок | ответственный |
1. | Опасна ли юридическая безграмотность | сентябрь | юрист |
2. | Права и обязанности участников образовательного процесса | октябрь | директор школы |
3. | Родительский договор | ноябрь | директор школы |
4. | Родители. Их права и обязанности | декабрь | социальный педагог |
5. | Основы социально-психологической помощи матерям одиночкам | февраль | социальный педагог |
6. | Мы оказываем помощь безработным родителям | март | социальный педагог |
Результат
- приобщение родителей к чтению психолого-педагогической литературы;
- расширение арсенала применяемых методов воспитания (были авторитарные методы воспитания, то теперь в большей степени демократические методы0;
- осознание родителями необходимости индивидуального консультирования со специалистами образовательного учреждения (увеличилось количество обращений родителей к социальному педагогу, психологу и другим специалистам. Родители не боятся таких специалистов как психотерапевт, нарколог и др.).