Цели:
- Развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, Родине.
Оборудование:
- выставка рисунков на (слайд 30)
- набор карточек с изображением деревьев для команд;
- белая бумага;
- цветные карандаши,;
- кроссворд,
- конверт с набором букв.
- книжная выставка (слайд 2)
- карта города Природоград (слайд 2)
- презентация. Приложение 1
Ход мероприятия
Библиотекарь:
Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг природа.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по городу Природоград. В пути будет несколько остановок, на которых вы должны показать свои знания о природе и выполнять различные задания. В это путешествие отправятся две команды. Каждая команда называет свое название, девиз и эмблему. (это задание ученики выполняют заранее).
1. Остановка “Загадкино”
- Кто на елке, на суку
Счет ведет: “Ку-ку-ку...”? (кукушка, слайд 5)
- Зимой и летом одним цветом (елка, слайд 6)
- Не жар, не огонь, а возьмешь в руки – обожжет (крапива, слайд 7)
- Глаза бычьи, а сама с кулак (лягушка, слайд 8)
- Не зверь, не птица, а нос как спица (комар, слайд 9)
- Что за кузнецы в лесу куют? (дятел, слайд 10)
- Хвост пушистый, мех золотистый,
- В лесу живет, кур в деревне крадет. (лиса, слайд 11)
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце (ромашка, слайд 12)
2. Остановка “Знаешь ли ты деревья”
Библиотекарь: Каждая команда получает набор карточек с изображением деревьев. Я читаю загадку, а вы подымаете карточку с изображением того дерева, которое соответствует загадки и назовите это дерево.
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза, слайд 14)Что же эта за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, слайд 15)Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха, слайд 16)Есть у родственницы ели
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Отпадают те иголки. (Лиственница, слайд 17)Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье. (Рябина, слайд 18)Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина, слайд 19)У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна, слайд 20)В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка такая? (Калина, слайд 21)
3. Остановка “Сложи название”
Библиотекарь: Каждая команда получает конверт с набором букв. Из них вы должны составить название цветка и дерева.
1-й команде: колокольчик, осина (слайд 22,23)
2-й команде: одуванчик, сосна (слайд 24,57)
4. Остановка “Викториная”
Библиотекарь: Теперь проверим ваши знания о природе. Вы должны ответить на ряд вопросов викторины. Если одна команда не знает ответа на вопрос, то отвечает другая команда. Будьте внимательны при ответе.
- У какого животного уши на ногах? (У кузнечика.)
- Кто собирает грибы спиной? (Еж.)
- Самая маленькая птичка? (Колибри.)
- У какой птице самый длинный язык? (У дятла – до 15 см.)
- Какое дерево является символом России? (Береза.)
- Любимое лакомство аиста? (Лягушка.)
- Из какого дерева делают спички? (Осина.)
- Назовите лекарственные растения? (Ромашка, осина, черемуха и .т.д.)
- Какие деревья имеют иголки? (Ель, сосна, пихта и т.д.)
- Какой цветок появляется весной первый? (Подснежник.)
5. Остановка “Название птиц и растений”
Библиотекарь: Прочитайте название птиц и растений в этих анаграммах.
ЦАСИНИ, РОКАСО, ЛОВЕЙСО, РИСЖЕТ, ДЫШЛАН, ЗАРО, ШКАМАРО, ВАНДУЧИКО
(синица, сорока, соловей, стриж, ландыш, роз, ромашка, одуванчик) (слайд 26, 27)
6. Остановка “Песенная”
Библиотекарь: А сейчас каждая команда по очереди поет куплет песни или строчку из песни, где встречаются название животных, растений.
7. Остановка “Кроссвордная”
Библиотекарь: Команды получают листочки с кроссвордом. (слайд 28,29)
По горизонтали:
- Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
- И весной и летом вся дрожу, хоть и одета. (Осина.)
- Черный, проворный.Кричит “крак” – червякам враг. (Грач.)
- В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
“Здорово, дрозд, приятель!”
И ставит подпись… (Дятел.)
- На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц.)
- Эта травка успокоит
Всех непосед и забияк,
Найти ее – труда не стоит:
Она растет на пустырях. (Пустырник.)
- Сама холодна, а людей обжигает. (Крапива.)
- Что за птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка.)
- Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
- Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры.)
- Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится,
В еду не годится. (Василек.)
По вертикали:
- Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, ее клюют. (Рябина.)
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза.)
- У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова.)
- На носу повисла капля
Узнаете? Это … (Цапля.)
- Лето житель луговой
Встретил в шапке меховой. (Одуванчик.)
- Шел я лугом по тропинке.
Видел солнце на тропинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка.)
- Расту в долинах рек, цвету в апреле – мае,
Весной из веточек моих плетут корзины. (Ива.)
- Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает. (Крот.)
- Мяког, а не пух, зелен, а не трава. (Мох.)
- Голова на ножке, в голове горошки.
Солнце жжет макушку.
Сделать хочет погремушку. (Мак.)
- Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
- Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес.)
- Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук.)
- Черная макушка, желтая опушка. (Подсолнух.)
Литература:
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители Н.В.Елкина, В.Н.Куров и др. Ярославль: “Академия развития.
- Пословицы. Поговорки. Загадки. Составители: А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. М.: Современник, 1986.