"Я в профессии". ("Чтоб потом не жалеть")

Разделы: Школьная психологическая служба


Аннотация к работе:

Я работаю в центре дополнительного образования детей-психологом. Наш центр бывший учебный комбинат. Здесь подростки делают первые попытки в выборе профессии. Как психолог, Я оказываю помощь в выборе профессии. Мной и не только мной подмечено, что одни профессии окутаны «ореолом прекрасности или наоборот отвратительности». Есть профессии, которые учащиеся считаются не престижными или наоборот «классными». И чаще всего классные профессии это те, в которых работник получает хорошую зарплату. А еще учащиеся зачастую видят лишь одну грань той работы, которой им предстоит выполнять. Чаще всего этим и ограничивается знание о мире профессий у учащихся.

Что бы более осознанно учащиеся подходили к выбору профессии, Я попыталась разработать тренинг.

В статье будет описан опят работы с одной группой учащихся, которые выбрали профессию младшая медицинская сестра. Но здесь описывается лишь начальный этап работы. На данный момент работа с учащимися продолжается и для каждого направления профессионального обучения нужна своя программа помощи.

Для себя Я составила фразы, которые являются ключевыми в работе. Эти фразы идут в логике проработки тем тренинга.

  1. Что меня ждет в профессии
  2. С широко открытыми глазами
  3. Как мне с этим справиться
  4. Преодоление
  5. Толерантность

Первый этап: Подготовительный

Любой тренинг начинается со знакомства. Поэтому здесь целью будет познакомиться друг с другом, психологам и «быть в теме». Поставленных задачам будет несколько:

  1. создать безопасную обстановки в группе, так необходимую для всего хода работы.
  2. Когда будет создана необходимая обстановка учащиеся готовы к познанию себя и через это познание готовы познать других.
  3. Все это позволяет отреагировать внутренние переживания и получить поддержку от одноклассников.

Упражнения на знакомство

Чтобы познакомиться, друг с другом Я использую несколько проверенных и любимых мной упражнений.

1. «Порвать листы». Здесь необходимо взять листы размером А4. Каждому ребенку предлагается оторвать от листов кусочки. Я поясняю, что можно нарвать любое количество кусочков, и они могут быть разного размера. Больше я ничего не объясняю. Когда все учащиеся нарвали себе нужное количество листов, то теперь Я объясняю, что эти кусочки листов информация, которую они хотят рассказать присутствующим. Это может быть любая информация, но ее количество зависит от размера и количества листков у учащихся. Так же в разных группах Я использую разного качества и размера листы бумаги – цветную, глянцевую из журналов. Это упражнения хорошо для предварительной диагностики. Оно оперативно и наглядно может рассказать об учащихся нужную информацию (как рвет листы, размер, цвет). Для его проведения достаточно 10 минут.

Следующее упражнение можно использовать, когда нет жестких рамок во времени.

2. «Личное дело». Учащимся раздаются карандаши, ластики и листы. Им предлагается нарисовать картину на тему – “Какой Я.” Я объясняю, что это может быть любой рисунок: черно-белый или цветной, реалистичный или абстрактный, может быть захочется начертить какую-нибудь схему. Вообщем здесь себя не надо ограничивать не в чем. На рисование около 10 минут.

Если учащиеся ничего не хотят делать, Я им говорю о том, что их изменения в их руках, что это не урок и здесь можно практически все и никто не отчитает и не пожалуется на их плохое поведение. Здесь Я также наблюдаю, кто, как выполнят свой рисунок, какие использует цвета, какие чувства, эмоции возникают и все это я фиксирую. Все это пригодиться в дальнейшем для обратной связи. Далее Я учащимся предлагаю нарисовать свой герб, который их характеризует. Можно герб сделать с надписями, любых цветов. Самое главное-что бы он максимально точно рассказал о своем владельце. На ленте герба предлагается написать фразу, которая могла бы служить жизненным девизом. Это может быть как известное изречение, или фраза, придуманная самим учащимся. Время выполнения задания – около 10-15 минут. Здесь Я так же поясняю, что не самое главное как нарисовано, а что нарисовано. Оценки за качество, никто не будет ставить.

После того как все этапы выполнены Я предлагаю учащимся побыть со своим личным делом еще несколько минут. После этого Я предлагаю поделиться своими чувствами и впечатлениями, обменяться информацией. Чаще всего обратную связь Я начинаю давать первой, что бы учащиеся поняли как это делать. После того как учащиеся поняли как это делать, Я лишь поддерживаю и помогаю, что бы их «не заносила на поворотах».

3. «Познакомимся по разному разными способами». Здесь говориться о том, что я ребятам предлагаю выбрать самим способ как нам друг с другом знакомиться. Я спрашиваю, как вы хотите познакомиться. Они предлагают свои, я свои. Когда было высказано несколько способов знакомства Я предлагаю «смиксовать» эти способы и сделать свой способ знакомства. Так новым способом мы знакомимся. Мне кажется, что этот способ позволяет учащимся снять тревожность и почувствовать свою значимость.

4. «Другие варианты». Здесь говориться о том, что на данный момент описано достаточное количество способов знакомства. Каждый психолог сам определяет то, как он хочет знакомиться. И здесь не надо изобретать велосипед, ведь все упражнения похожи друг на друга и просто каждый психолог сам дополняет эти упражнения в зависимости от группы и ситуации.

Что бы работа группы была эффективной необходимы правила. В статье Я не буду упоминать о видах правил группы. Каждый психолог их знает, и в зависимости от ситуации и задач тренинга сам решает как их «подать» группе. Лишь скажу, что в этом тренинге Я их заранее пишу на листе ватмана и примеры, что бы было ясно, что значит каждое правило. Так же спрашиваю ребят, какие они знают правила и прошу пояснить как они это понимают. Если нет совпадений, то дописываю их на ватмане, дополнив своими.

Второй этап: Вопросный

После того как мы познакомились мы переходим ко второму этапу. Здесь целью будет направить на размышления и подготовить «почву» для обращения к себе, задать себе вопросы. А задачами:

  1. отработать подготовленные вопросы;
  2. погрузить в размышления о том, что их ждет.

На втором этапе Я предлагаю учащимся обратить внимание на лист ватмана, на котором заранее написаны вопросы для обсуждения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, с какими пациентами вы будите работать?
  2. Как это жить с такими людьми?
  3. Есть ли разница в том, что этот человек ваш пациент или этот человек ваш родственник и живет с вами под одной крышей?
  4. С кем вы не за что, не хотели бы работать?
  5. А делали вы бы тоже самое, для вашего родственника?

Они их внимательно читают. После того как они прочитали Я предлагаю перейти к обсуждению этих вопросов. На обсуждение 30 минут. Здесь Я стараюсь, что бы каждый высказался. Эту дискуссию при желании можно развить и на большее время, если вы видите заинтересованность учащихся. Чтобы спокойно перейти на следующий этап необходимо сделать небольшой перерыв на 10-15 минут, или когда есть ограничение во времени, то можно провести упражнение на релаксацию.

Третий этап: Основной этап (суть)

После обсуждения переходим к третьему этапу.

Целью будет сопережить и преодолеть с героями фильма все их трудности и благодаря этому стать более толерантным к больным людям.

Задачи:

  1. осознанно посмотреть на свою профессию.
  2. Поставить вопрос правильно ли он выбрал профессию.
  3. Найти ответ на свой вопрос, правильно ли он выбрал профессию.
  4. Получить внутренний ресурс.

Третий этап заключается в просмотре фильма(ов). Для просмотра я выбираю следующие фильмы: «Внутри себя я танцую», «Скафандр и бабочка», «Море внутри». Все эти фильмы авторские. Почему именно эти фильмы – они наиболее глубоко затрагивают проблему того, с чем в будущем профессионалу придется столкнуться. Каждый фильм это история людей, которые поражены глубоким недугом, но они находят силы дальше жить. Здесь хорошо показывается ресурс личности. Ресурс в том, что не нужно сдаваться. Нужно преодолевать себя и те трудности, которые возникают на пути. Эти фильмы учат сопереживать людям, относиться к ним с уважением. И наверное проверить готов ли ты быть в этой профессии. Т.е., нести ответственность за свой выбор в профессии.

Каждый фильм это отдельная история. И их можно использовать по отдельности, а можно сделать такой цикл просмотров фильмов. Это будет достаточно, что бы у учащихся появились вопросы к себе и сострадание к другим. Что бы профессию свою они видели во всех красках. Что бы понимали, что их ждет, что бы потом было не обидно.

Может показаться, что слишком много тяжелой информации за один раз, но мне кажется это правильно. Ведь только так происходит погружение в проблему и только так учащиеся смогут проникнуться к людям и к их трудностям.

После просмотра фильма необходимо вернуть учащихся обратно. Для этого провожу заключительный этап.

Заключительный этап: Подведение итогов

Цель: подведение итогов, «задел» на будущее.

Задачи:

  1. подвести итоги;
  2. завершить «гештальт».

Этот этап будет заключительный, но он может не поставить точки в той работе, которая будет проводиться с учащимися.

На этом этапе мы прощаемся друг с другом, подводим итоги той работы, которую проделали.

Для подведения итогов Я раздаю листы, на которых необходимо написать – «Чему вы научились», «Было то, что вас потрясло», «Остались у вас вопросы», «Готовы ли вы продолжать работу». На написание ответов 10-15 минут.

Когда они написали Я перехожу непосредственно к прощанию – «Я рада что мы здесь с вами были и что это хороший урок для всех нас». А потом предлагаю похлопать друг другу в ладоши и постучать ногами. На этом наш тренинг подходит к концу, и мы расходимся. Так же Я говорю, что у того как остались вопросы с ними смогут ко мне подойти после завтра. Я делаю это специально, что бы у учащихся сформировались вопросы и запросы, а не только «эмоции без края». Так же в течение 2-ух недель контролирую группу, что бы оказывать помощь, тем учащимся, которые до сих пор «переживают и не вернулись в настоящее». Но и дальше Я говорю, что мои двери открыты для них.