Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что ведёт к негативным последствиям. Речевые нарушения часто влекут за собой отставание в развитии. Поэтому очень важно вовремя заняться исправлением звукопроизношения.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количество детей, имеющих нарушения речи. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребёнок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу.
Что такое логопедическая ритмика?
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Какова основная цель логоритмики?
Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.
К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств – на занятиях по физической культуре. Развитие физических умений и ритмических способностей идёт на протяжении всего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет, что готовит детей к возрастающим нагрузкам в школе.
У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом в логоритмике.
Впервые методические рекомендации по её проведению были разработаны В.А.Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода». (Гринер В.А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
На занятиях отрабатываются ритмическая структура слова, и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте за основу занятий можно использовать метод фонетической ритмики.
Что такое фонетическая ритмика?
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Развитию чего способствует логоритмика?
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Логоритмика состоим из следующих элементов:
- логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков);
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей. Положительное эмоциональное состояние детей способствует достижению хороших результатов в коррекции речи воспитанников.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение даёт возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребёнком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ.
Чистоговорки, пальчиковые игры, стихотворения могут использоваться и на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Комплексы общеразвивающих упражнений рекомендуется включать в утреннюю гимнастику или физкультурное занятие. Подвижные игры проводятся во время прогулок детей.
Какие задачи реализуются на логоритмических занятиях?
На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- расширение лексического запаса;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Опыт показывает, что тесная взаимосвязь в работе педагогов ДОУ повышает эффективность преодоления нарушений моторики и речи дошкольников, способствует овладению правильной, чистой речью, формирует уверенность в себе, развивает мышление, коммуникативные качества, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.
Конспект занятия
Тема: «Звук У».
Цель: знакомство со звуком у.
Задачи:
- Уточнить артикуляцию звука У, автоматизировать его в слогах, словах и предложениях.
- Учить выделять данный звук среди других гласных звуков.
- Развивать фонационное дыхание, силу и высоту голоса.
- Развивать координацию движений, мелкую моторику и произвольное внимание.
- Развивать координацию движений и речи, воспитывать чувство ритма.
Материал: мячики-ёжики, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Вводная часть.
Организационный момент:
– Дети послушайте стихотворение «Уточка».
Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на пруду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
Ну что из них получится?
– Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (Звук у).
– Сегодня мы будем учиться правильно, произносить звук у.
Упражнение на различные виды ходьбы. (Музыкальное сопровождение – «Танец маленьких утят»)
Утята идут на пруд ( ходьба по кругу в колонне), утята идут по одной тропинке (ходьба на носочках), идёт мама утка ( ходьба полуприседом), утята обходят лужи ( ходьба змейкой).
Упражнение на развитие фонационного дыхания.
И.п. – дети стоят в кругу, ноги на ширине плеч. Вдох носом, поднимая руки вверх. Выдох – медленно и плавно произносят звук у, тянут его, опуская руки через стороны вниз.
Основная часть.
Упражнение на развитие фонематического слуха – «Поезд» (дети стоят в колонну, руки на поясе)
– Я буду произносить гласные звуки в медленном темпе – поезд движется, если услышите звук у – останавливаетесь. ( игра проводится 3-4 раза).
Упражнение «Бадминтон» - на развитие дикции и артикуляции.
Дети «играют» в бадминтон, произнося открытые слоги: гу-гу; ду-ду и т.д., а затем закрытые: ук-ук; ут-ут и т.д.
Упражнение на развитие мелкой моторики (мелодия «Чунга-Чанга; движения выполняются на сильную долю)
1-я фраза: чередование кулаки-ладони. 2-я фраза: чередование ладони – «замок». 3-я фраза: «Пальчики здороваются». 4-я фраза: «Бабочки летают». (Руки соединить большими пальцами, выполнять соответствующие движения).
Упражнение «Послушай и повтори» – на развитие голоса. «Воет волк» – произносим звук У сердито и громко; «воет ветер» – тихо и медленно; «ухает филин» – низким голосом; «едет поезд» - медленно, долго, низким голосом.
Упражнение с мячом и речевым сопровождением. Дети стоят в кругу. – Передаём мяч соседу и называем слово на звук У: утюг, удод, улица, удочка и т.д.
Упражнение на координацию речи с движением.
Вот Уля, вот Умка, улитка, удав. (ноги на ширине плеч, руки на поясе; повороты головы вправо-влево)
У Ули улитка, у Умки удав. (наклоны вправо-влево).
Вот Уля, вот Умка, утёнок, удод. (два приседания).
У Ули утёнок, у Умки удод. (два приседания).
Упражнения с элементами танца. (мелодия «Крылатые качели»). Дети стоят в кругу, в опущенных руках мячик-ёжик.
1-я фраза: отвести руку вправо, вернуться в и.п., отвести руку влево, вернуться в и.п. 2-я фраза: поднять мячик над головой и опустить. На припеве опустить мячик на пол, обежать и взять в пуки. 3-я фраза: показывать и прятать за спиной. 4-я фраза: покачивать над головой. На припев движения те же.
Заключительная часть.
Упражнение на регуляцию мышечного тонуса (мелодия вальса). Дети лежат на коврике, руки вытянуты вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. На счёт 1, 2, 3 – напрягают мышцы, на счёт 4 – расслабляют.
- 1-я фраза – напрячь мышцы правой руки, руку согнуть;
- 2-я фраза – напрячь мышцы левой руки;
- 3-я фраза – напрячь мышцы правой ноги, подтянуть её к животу;
- 4-я фраза – напрячь мышцы левой ноги;
- 5-я фраза – втянуть живот
- 6-я фраза – напрячь все мышцы: рук, ног, живота.
Итог занятия:
Какие упражнения вам понравились? Какие слова со звуком У запомнили?