Цели: совершенствовать у учащихся умение применять при решении задач изученные свойства и теорему о равенстве треугольников по двум сторонам и углу между ними; закрепить умение доказывать теоремы; развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
II. Проверка усвоения изученного материала.
- Проверить знание первого признака равенства треугольников (один человек – у доски и можно три человека с листочками – за первыми партами).
- Проверить решение домашних задач №94, 95.Решение задач попросить оформить на доске двух учащихся до начала урока.
- Устная работа с классом:
1. Контрольные вопросы 1-4 на с. 49-50.
2. Решение задач по готовым чертежам:
а) Какие треугольники равны на рисунке 1 и почему?
Рис. 1
б) На рисунке 2 в треугольниках АВD и АСD.
Рис. 2
ВАD = САD; АВ = АС.
Найдите периметр ΔАВD, если АС = 7 см, СD = 4 см, АD больше АС на 2 см.
в) ΔМNO = ΔМRO (рис. 3). Доказать, что ΔNOР = ΔROР.
Рис. 3
III. Решение задач.
При построении чертежей обязательно надо использовать цветные мелки.
1. Решить задачу № 98 (решение объясняет учитель, привлекая учеников).
Дано: ΔАСВ и ΔА1С1В1; АВ = А1В1; АС = А1С1;
А = А1; АР = А1Р1.
Доказать: ΔВРС = ΔВ1Р1С1.
Доказательство
Рассмотрим ΔАСВ и ΔА1С1В1:
АВ = А1В1 (по условию), АС = А1С1 (по условию), А = А1 (по условию), тогда ΔАСВ = ΔА1С1В1 (первый признак, равны по двум сторонам и углу между ними).
Отсюда ВС = В1С1 и В = В1.
По условию АВ = А1В1 и АР = А1Р1, то РВ = Р1В1.
Рассмотрим ΔВРС и ΔВ1Р1С1:
ВС = В1С1 РВ = Р1В1 В = В1 |
ΔВРС = ΔВ1Р1С1 (первый признак, треугольники равны по двум сторонам и углу между ними). |
2. Решить задачу №99 на доске и в тетрадях.
IV. Самостоятельная работа (10 минут).
На доске записать условия задачи 1 и 2 уровней сложности и предложить учащимся самим выбрать задачи, которые они будут решать. Листочки с краткими решениями и указаниями к задачам раздаются во время проведения работы над ошибками ( писать на листочках через копировальную бумагу).
Вариант I
Докажите равенство треугольников АDC и АВС, изображенных на рисунке, если АD = АВ и 1 = 2. Найдите углы АDС и АСD, если АВС = 98°, АСВ = 42°. |
Вариант II
Докажите равенство треугольников АВС и АDС, изображенных на рисунке 53 учебника, если АВ = DС и 4 = 3. Найдите углы АСВ и АDС, если АВС = 92°, ВСА = 48°.
Вариант III
(для более подготовленных учащихся)
Известно, что ΔАВС и ΔА1В1С1 равны, причем А = А1, В = В1.
На сторонах АС и А1С1 отмечены точки D и D1 так, что СD = С1D1.
Докажите, что ΔСВD = ΔС1В1D1.
Вариант IV
(для более подготовленных учащихся)
Известно, что треугольник MKP равен треугольнику М1K1Р1, причем М = М1, K = K1. На сторонах МР и М1Р1 отмечены точки Е и Е1 так, что МЕ = М1Е1.
Докажите, что ΔМЕK = ΔМ1Е1K1.
V. Итоги урока.
Один из листочков учащиеся сдают на проверку учителю, а по другому проводят самопроверку и работу над ошибками, используя готовые решения и указания к решению задач.
VI. Домашнее задание:
повторить пункты 14, 15; ответить на вопросы 1-4 на с. 49-50; решить задачи №97, №160(а).